В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Главликерводка» и «Главпиво»: уникальные фото исчезнувшего оазиса отдыха на ВДНХ

«Звезда» вместе с экспертами в области истории ВДНХ заглянули в историю и рассказали о легендарных советских заведениях на территории выставки.

«Главликерводка» и «Главпиво»: уникальные фото исчезнувшего оазиса отдыха на ВДНХ
Фото: ТК «Звезда»ТК «Звезда»

ВДНХ - огромная территория с десятками интереснейших павильонов, музеев и великолепной рекреационной зоной. Сюда москвичи и гости столицы приходят провести весь день, ведь каждый может найти себе здесь занятие по душе. За 80 лет своего существования выставочный комплекс претерпевал подчас кардинальные изменения. «Звезда» вместе с исследователем истории ВДНХ, художником Василием Хорстом и куратором музея ВДНХ решили заглянуть в историю и рассказать об легендарных заведениях на территории выставки «Главликерводка» и «Главпиво», где можно было интересно провести время и попробовать интересные напитки.

Видео дня

«В советские годы к осмотру экспозиций павильонов, еще нужно было прибавить время на обход множества открытых площадок с различной техникой и выставочных полей с посевами сельскохозяйственных культур. А делегациям от колхозов и предприятий, приезжающим из всех советских республик нужно было проводить часы на длительных семинарах и встречах. А если вы хотели еще пойти в кино или покататься на аттракционах? Как правило, гостям и экскурсантам и целого дня не хватало, что бы обойти и осмотреть всю Выставку», - рассказал Хорст.

По словам исследователя истории выставочного комплекса, в самом живописном уголке ВДНХ, где располагались крупные торговые павильоны и кафе, в которых многочисленные посетители могли и отдохнуть и насладиться всем тем изобилием, о которых рассказывалось в экспозициях павильонов.

Павильон изысканных напитков «Главликерводка»

О достижениях советских виноделов рассказывалось в разных павильонах ВДНХ. В павильонах пищевой промышленности демонстрировались лучшие достижения в области виноделия, пивной и безалкогольной промышленности, линии кондитерского производства. Был на Выставке отдельный павильон «Виноградарство и виноделие» с демонстрационными полями виноградника. Попробовать богатейший ассортимент советского вина и шампанского можно было в павильоне «Главликерводки».

«Это был не обычный винно-водочный магазин, гостей встречали изысканно оформленные торговые и дегустационные залы с профессиональными сомелье. Изначально специализировавшийся на всей алкогольной продукции - начиная от шампанского и наливок до коньяков и водки, в 60-х павильон сконцентрировался на продаже вина», - рассказал Хорст.

Архитектурное решение павильона «Главликерводки» было свободным, нежели архитектура республиканских или крупных отраслевых павильонов, отметил исследователь истории ВДНХ. Силуэт павильона имел ассиметричное решение. Главный вход располагался слева и был подчеркнут четырехколонным портиком. Стена главного входа была декорирована небольшими бело-синими легкими рельефами винодельческой тематики. Кессоны портика входной группы были терракотового цвета, и хорошо сочетались, с синим небом, проглядывающим через средину кессона. В верхней части павильона располагалась колоннада, имитирующая открытую площадку. Колонны площадки были увиты зеленью. Венчала павильон рекламная вышка с эмблемой «Главликерводки». В середине вышки стояли две гигантские декоративные бутылки ликера и шампанского, добавил Хорст.

«Здание "Главликерводки" немного менялось, оно было построено в 1939 году уже за прудами в так называемой запрудной зоне, которая была целиком отдана отдыху. Он в основном сохранился и в 54-м году там произошли некоторые видоизменения в декоре, по сути он был отреставрирован и в 54-м году вновь начал под таким названием функционировать. Каждый зал был в своей специализации. Один зал был торговый, там можно было приобретать те или иные вина или крепкие напитки что производились в СССР, другой зал назывался залом для коктейлей. Третий тоже был дегустационный», - рассказал куратор музея ВДНХ Павел Нефедов.

Из рекламы можно было узнать, что в «Главликерводки» продаются вина. В основном которые производились в Крыму и Абрау-Дюрсо. Были и довольно крепкие напитки, например, в СССР в 30-х годах прошлого столетия производился джин и различные крепкие напитки и горькие настойки. И в 37-м году в СССР было возобновлено производство шампанского, которое прекратили выпускать после революции. После того, как производство шампанского было налажено, его активно продавали в этом павильоне.

Павильон «Главликерводка» был разобран примерно в 60-е годы, рассказывает Нефедов. Сейчас на этом месте находится пустая площадка.

«Но сам павильон был любопытным, не своей архитектурой,а своим декором довольно простой здание было украшено рекламами ажурными с неоновой подсветкой и реклама изображала различные бутылки там были различные подписи с названием этих напитков. Это здание, учитывая что люди туда добирались во второй половине дня или к вечеру, оно там в темноте смотрелось привлекательно их за этих изображений бутылок и бокалов», - рассказал куратор музея ВДНХ.

По словам Хорста, деревянное сооружение было снесено примерно в 1968-69 годах.

Массовое заведение «Главпиво»

Для любителей более скромного отдыха на противоположенном берегу, за павильоном «Механизации» («Космос»), по главной оси генплана выставки располагался бар «Главпиво», рассказал Хорст. В отличие от «Главликерводки» это было более демократичное и массовое заведение - в летние дни бар мог принять до 700 человек (к слову, примерно столько же гостей вмещал Главный ресторан Выставки), отмечает Василий Хорст.

«По своему расположению и архитектуре это был такой переходный павильон, от более официальной зоны, где собственно сами павильоны выставки, к той зоне что была территорией отдыха. И павильон Главпиво он стоял ровно на границе, поскольку он стоял на берегу пруда, со стороны центральной части. Рядом была еще конструкция на ней находилась декорация с бочкой и краном. Вот по ней не понятно, что там внутри находилось. Возможно это было просто техническое помещение. Потому что в путеводителях нет описания этих построек», - рассказал Нефедов.

Возведенный в 1939 году, по проекту архитектора И.М. Петрова, это был целый комплекс, состоящий из трех террас, постепенно спускающихся к воде. Начинался ансамбль летним деревянным павильоном, выстроенным в классических традициях парковой архитектуры, отметил исследователь истории ВДНХ. До войны фасад украшала трельяжная стенка, овитая декоративной зеленью. Венчала павильон своеобразная рекламная конструкция, состоящая из пивной бочки с краном, и чуть ниже, раков, держащих в своих клешнях пивную кружку.

«Далее на уровне верхней террасы располагалась открытый павильон. Ярким декоративным пятном служила красная четырехскатная черепичная крыша, поддерживаемая десятью колоннами. В проемах между колоннами находились небольшие светильники, орнаментально перекликаясь со столбами светильниками, фланкирующие спуск на площадку. Эта, идущая вдоль пруда, открытая площадка была основной доминантой бара, на которой устанавливались ряды из круглых столиков. От палящего солнца и дождя гостей спасали установленные вдоль площадки разноцветные тентовые зонтики», - рассказал Хорст.

Любопытной деталью этого заведения считается, что в 30-х, 50-х посетители сидели за столиками в удобных ротанговых плетеных креслах. В 60-е же вся плетеная мебель была заменена на металлические складные стулья.

Заканчивалась открытая площадка небольшим торговым павильоном разливного пива, на крыше которого располагалась изящная полукруглая эстрада в форме раковины с ажурным обрамлением. На ней, согласно рекламе 1939 года, в 5-ти часов вечера проводились выступления джазовых оркестров, рассказал Хорст.

Как рассказал исследователь истории ВДНХ, В ассортименте бара, было не только пиво, но и различные пивные закуски (вяленая вобла, соленая соломка, черные сухари), квас, прохладительные напитки, кроме того гости могли заказать вареных раков и горячие шашлыки.

В начале летней площадки с середины 1960-х начала работать лодочная станция, существующая здесь, и по сей день.

К сожалению, ансамбль пивного бара до наших дней не сохранился. Уже к началу 1970-х комплекс лишился торгового зала, его роль впоследствии выполнял невзрачный ларек, установленный в углу у спуска на открытую площадку. Тогда же была демонтирована и полукруглая эстрада. А к середине 1970-х под снос пошла и беседка-шатер. Ансамбль существенно меньших размеров, состоявший лишь из небольшого кирпичного павильона-киоска и собственно давших название бару пирамидальных навесов, отделанных вагонкой. Вершины пирамид были выполнены из стекла, благодаря этому в центр шатра проникал солнечный свет.

«Очертания нового пивного бара хорошо видны на кадрах культового телевизионного сериала "Следствие ведут Знатоки", в деле №13 "До последнего выстрела". В середине 1990-х новые арендаторы провели ремонт "Шатров" - протекающая крыша была накрыта квадратными листами рубероида», - отметил Хорст.

Однако в связи с общим запустением запрудной части, редкие гости доходили до бара «Шатры», к 2000-м конструкция уже представляя собой плачевное зрелище - исписанный и прожженный потолок, проглядывающая из отвалившихся кусков рубероида почерневшая от времени и сырости вагонка. В таком виде бар простоял до 2013 года, и был демонтированы с начавшейся глобальной реконструкцией ВДНХ.