Боязнь себя - 11 сентября умер Дэниел Джонстон

Сразу скажем, что в число поклонников Джонстона входили такие музыкальные величины, как Курт Кобейн (который даже носил одно время майку с рисунком, изображенным на альбоме Дэниела), Том Уэйтс и Бек Хансен. Его песни исполняли Nirvana, The Flaming Lips, The National, Death Cab For Cutie, Sparklehorse, Pearl Jam и пр. Такое внимание говорит о многом! Давайте взглянем на жизненный путь Джонстона. Итак, Дэниел Дейл Джонстон (Daniel Dale Johnston) родился в Калифорнии в 1961 году. В конце 1970-х годов он начал записывать музыку на монофонический бумбокс фирмы Sanyo, сопровождая пение игрой на фортепиано и аккордовом органчике. После из инструментов к ним также добавились гитара и барабаны. Поначалу он творил (как водится) для себя, иногда развлекая родственников и знакомых, не встречая особого понимания и поддержки своим музыкальным увлечениям. Такое непонимание вызывало у Дэниела непростые эмоции, что отражено на его заглавной (и, пожалуй, самой известной) песне к незаконченному альбому под названием «Hi, How Are You». Но Джонстон не сдавался, оказавшись весьма упорным парнем. Понемногу записывал свои композиции практически «на коленке», на аудиокассеты и, по всей видимости, не особо напрягался, делая их в меру расслабленными, в ставших модными в 21 веке стилях лоу-фай и инди-фолк. Мне кажется, что музыка Дэниела того времени отчасти напоминает сольные творения другого не менее знаменитого и загадочного музыканта по имени Сид Барретт (одного из основоположников легендарных Pink Floyd). Чьи песни не особо звонкие, но «прозрачные», со своим настроением и темноватой аурой надвигающейся болезни. Как известно, после записи первого альбома «The Piper At The Gates Of Dawn» Сид Барретт более не принимал участия в записях Pink Floyd и долго лечился в различных психиатрических клиниках. Но речь не о Барретте, хотя мы бы рекомендовали послушать для сравнения с творчеством Джонстона такие его сольные альбомы, как, к примеру, «The Madcap Laughs» (1970) и «Barrett» (1970). Вернемся к Джонстону, чья музыка получила некоторую известность среди людей, когда он переехал в город Остин. Джонстон привлёк внимание местной прессы, у него стали появляться поклонники, число которых возрастало благодаря тому, что музыкант не стеснялся дарить каждому встречному кассеты со своими записями. В 1985 году благодаря репутации, полученной в местных кругах, певец был приглашён телеканалом MTV принять участие в одном из выпусков музыкальной программы «The Cutting Edge» («Режущее Острие»), в которой появлялись исполнители остинской музыкальной сцены, придерживавшиеся концепции «Новой искренности». В том же году Джонстон выступал на музыкальном фестивале «Woodshock» в Остине, где был заснят для одноимённой документальной короткометражки. В 1990 году Джонстон записал альбом «1990». Для Дэниела это был первый опыт работы в среде профессионалов после дюжины лет самодельных записей на аудиокассеты. Во время работы над этой пластинкой его психическое здоровье ухудшилось. Джонстону был поставлен диагноз — маниакальная депрессия и шизофрения. Это стало постоянной проблемой на протяжении всей его оставшейся жизни. Интерес к Джонстону возрос, после того как Курт Кобейн стал нередко появляться на публике и фотографироваться в футболке, на которой был изображён рисунок с обложки джонстоновского альбома «Hi, How Are You». К его композициям проявил интерес Том Уэйтс. Что, на мой взгляд, опять же не случайно, так как произведения Тома также полны отсылок к несовершенству мира и болезненным метаниям творческой души, которыми закусывают на обед ночные ястребы шоу-бизнеса (как на альбоме «Nighthawks At The Diner»). Получилось так, что, несмотря на то, что Джонстон тогда чувствовал себя не очень хорошо и находился в психиатрической клинике, за его творчество началась борьба среди звукозаписывающих компаний. В итоге он подписал контракт с крупным мейджором «Atlantic Records» и в 1994 году выпустил весьма странный (впрочем, как и все его творчество) альбом «Fun», спродюсированный талантливым альтернативщиком Полом Лири из команды Butthole Surfers. В целом, Дэниел записал 10 альбомов (приводим их список в конце статьи), чья стилистика варьировалась фолк, инди-рок, lo-fi, психоделический блюз. Жизни Джонстона посвящён документальный фильм «Дьявол и Дэниел Джонстон» (2006). Его имя не то, чтобы гремело, но продолжает вызывать определенный интерес, среди поклонников «ремесленной» (чуть было не сказал «крафтовой) музыки. Он не взял каких-то запредельных музыкальных высот, не продал миллионов альбомов, его обошла пафосная премия «Грэмми» и так далее. Но, возможно, феномен Джонстона кроется в том, что он стал неким «зеркалом» по которому определяется и настраивается тонкий «нерв» лоу-фай музыки (которую еще называют «аутсайдерской» - «outsider music»). Он не смог преодолеть некую «боязнь себя», даже назвав один из последних альбомов «Fear Youself» (2003). Тем не менее, его попытки осмыслить и выразить некий обширный сумрачный композиционный пласт, находящийся «на острие» тревожной грани сумасшествия и реальности (что подчас характерно для настоящего искусства), мне кажутся весьма захватывающими. • Hi, How Are You (1983) • Yip/Jump Music (1983) • Continued Story (1985) • 1990 (1990) • Artistic Vice (1993) • Fun (1994) • Why Me? Live Volksbuhne Am Rosa Luxemburg-Platz 6/6/99 (2000) • Rejected Unknown (2001) • Fear Yourself (2003) • Is and Always Was (2009) «Наша Версия» выражает соболезнование семье и всем поклонникам музыканта.

Боязнь себя - 11 сентября умер Дэниел Джонстон
© Версия