Арсен Томский: из «ботана» в русского Илона Маска
16 сентября 2019 года стало известно о том, что Sinet Group остается без своего генерального директора Арсена Томского. В будущем он планирует продать акции компании старейшим сотрудникам Ykt.Ru и сосредоточиться на развитии IT-предприятия inDriver, конкурента Gett и Uber. В 2017 году Арсен Томский сумел вывести приложение в Москву, а сейчас оно осваивается на рынках Европы, Африки, Латинской Америки и Азии. Кто же такой Арсен Томский? Об основателе inDriver мало что известно, поскольку большую часть времени предприниматель трудился и почти не вел публичной жизни. Арсен Томский – бизнесмен, который мечтал популяризировать Якутию и развить регион. Заработанные Sinet Group деньги тратились не только на развитие компании и выплату заработной платы сотрудникам, но и на: помощь сельским школам и детским домам; внедрения IT-образования; инвестиции в антипылевые программы и развитие купольных технологий; поддержку деятелей культуры Республики Саха. После массовых пожаров в Сибири Арсен Томский сообщил, что направит средства на восстановление экосистемы таежных лесов. Его масштабная цель состоит не только в процветании Якутии, но и в развитии идеологии создания экопоселений, единого международного информационного поля. Арсен Томский получил образование в Якутске и в Риге. В Республике Саха он обучился на математическом факультете при ЯГУ, а в Латвии окончил Краснознаменный Институт Инженеров Гражданской Авиации. Сам основатель inDriver не ожидал, что станет предпринимателем. Он сообщил, что к деньгам в детстве был равнодушен, и особой деловой хваткой не обладал. К решению создать собственный бизнес его подтолкнуло бездействие региональных властей, которые отказались финансировать создание технопарка. И тогда Арсен Томский решил заработать на него сам. Впоследствии был создан медийный портал Ykt.Ru, где подавалась максимально объективная информация о новостях республики. По словам предпринимателя, его пытались подкупить и даже угрожали, если он не изменит подачу материалов. Однако идея о честном и независимом СМИ была сильнее угроз и взяток. Арсен Томский надеется, что его компании никогда не станут собственностью представителей властей или крупного бизнеса во избежание монополизации и навязывания решений. Как развивался inDriver? Идея создания удобной платформы для водителей и пассажиров возникла спонтанно, после того, как в 2012 году Арсен Томский наблюдал за развитием сообщества в социальной сети «ВКонтакте». Были морозы, и жители Якутии возмущались повышением цен как у таксистов, так и у городского транспорта. В итоге население решило самостоятельно помогать друг другу. Они сами договаривались о ценах. Впоследствии inDriver стал известен тем, что сервис не работал с безналичной оплатой. За счет передачи наличных водитель мог больше заработать. Арсен Томский пытался расширить бизнес на франчайзинге, но у него этого не вышло. Деловые партнеры нарушали условия договоренностей, тратили много денег на рекламу, в результате бизнес начинал «загибаться», репутация сервиса страдала. Потому предприниматель расширял ареал действия inDriver своими силами, не полагаясь на других. Пассажирский сервис стал популярен за счет того, что он оптимизируется под нужды каждого города. Например, в многомиллионных населенных пунктах предпочтение отдается использованию приложения на мобильных устройствах, тогда как в маленьких городах водитель может позвонить вживую и узнать нужды клиента. InDriver предлагает более дешевые варианты поездок на дальние и средние дистанции (выгода составляет около 10 %). В качестве маркетинговых стратегий Арсен Томский предлагает здоровый юмор и благотворительность. По его мнению, важно показать людям, почему они работают, какие цели преследуют. Тогда будет больше сторонников и, соответственно, клиентов. Отдельное внимание Арсен Томский уделяет мотивации команды inDriver. Причем мотивация – не только финансовая, но и идейная. Возможность стать частью чего-то большего, сделать доброе дело, завести новых друзей – это то, чего не хватает современному бизнесу. И только здоровые отношения внутри команды, а также всеобщая заинтересованность смогут протолкнуть бизнес вверх.