Смыслы недели: единый день голосования, старт осенней сессии в ГД, отставки «силовиков»
Ошибки власти и оппозиции Подошел к концу очередной электоральный цикл. «Единая Россия» всех «жахнула», уверен секретарь Генсовета партии Андрей Турчак. Оппозиционер Алексей Навальный тоже празднует победу. По его мнению, «Умное голосование» сработало как в столице, так и в регионах. На выборах, кажется, победили все, хоть и реальное большинство осталось у партии власти (65% мандатов и сохранившие свои позиции врио и губернаторы). Но вслед за закончившимся старым электоральным циклом сразу же следует новый. Господин Турчак уже анонсировал предстоящий съезд партии власти, на котором планируется как оценить прошедшую кампанию, так и дать старт подготовке к новой. А пока точных дат проведения мероприятия нет, «ФедералПресс» узнал у экспертов: какие ошибки прошедшего единого дня голосования следует учесть власти и оппозиции? Комментирует политолог Алексей Мартынов: «Не считаю, что прошедший единый день голосования можно рассматривать как противостояние власти и оппозиции. Я считаю, что власти как раз удалось остаться над процессом. Власть была в первую очередь организатором выборов. Политическая борьба – завоевание голосов, завоевание симпатий избирателей – это смысл политики. Жанр полностью соответствует тому, что мы увидели на едином дне голосования. Спокойно, ровно, в каком-то смысле скучно, если смотреть на другие места или прошлый опыт, где элементы фестивальной демократии превалировали. Сегодня явно фестивальную демократию, которая ярко выражена в соседнем украинском государстве, мы пережили, мы ею переболели. Мы перешли на принципиально новый уровень электоральных процедур. Если вы имеете ввиду ошибки партии власти и оппозиции (так корректнее сформулировать), то вчера прошло заседание президиума Генсовета «Единой России». Там как раз подводились итоги прошедших выборов. Вопреки прогнозам некоторых скептиков, партия власти сохраняет за собой статус партии большинства в регионах. Где-то это большинство имеет абсолютное значение, я имею ввиду больше двух третей. Партийный бренд по-прежнему работает, жив. Всякие скептики предрекали, что на фоне непопулярных реформ, которые крайне необходимо было проводить и за которые ответственность на себя взяла партия, «Единая Россия» просядет по рейтингам и в регионах будет сильно терять, так вот эти эксперты тоже посрамлены. Партий бренд работает и те кандидаты, которые пришли под партийным флагом, показали лучший результат чем те, кто стыдливо прятал партийный значок в кармане и называл себя самовыдвиженцем». Комментирует политический консультант Алена Август: «Во-первых, власти стоит учесть все-таки многократно повторенные рекомендации консультантов о том, что не надо «заадминистрировать» выборы. Они их переадминистрируют. Не нужно. Нужно и можно побеждать в нормальной конкурентной борьбе. У них есть для этого силы. Во многом, как мы видим, в тех регионах, где [«Единая Россия»] показала хорошие результаты, она не скрывала лицо. Не надо было так сильно делать ставку на самовыдвиженцев, которые на самом деле единороссы. Зачем? Честность – лучшая политика. Не стоило слушать те истеричные рекомендации людей, которые говорили о том, что если у вас будет написано «Единая Россия», то вас не изберут. Что стоит учесть оппозиции? Я могу рассказать на личном кейсе, если это возможно. Я житель 14 округа города Москвы. Распиаренное «Умное голосование» подарило нашим жителям молодого депутата от партии «Яблоко». Я не слышала о нем никогда, но это моя проблема. Жители его ни разу не видели, но это тоже, видимо, наша проблема. Выяснилось, что его штаб был в 300 метрах от нашего дома. Я говорю о своем доме, потому что наш дом настиг капремонт и это страшное зрелище. Все было более-менее, но к концу лета выяснилось, что крыша течет, причем двенадцатиэтажку пробивает дождями до первого этажа. Хотелось бы сейчас получить поддержку новоизбранного депутата. Мы писали ему со всем уважением: «Поздравляем, вы теперь избрались депутатом от нашего округа. Приглашаем вас в Алексеевский район, в такой-то дом для того, чтобы вы вникли в ситуацию и начали нам помогать». В результате жители посланы. Сначала он заявил, что не в курсе проблемы. Это было сказано во вторник, в среду. А в четверг он мне говорит, что еще не депутат. Он прекрасно с другим неудавшимся депутатом Цукасовым проводит встречи как депутат. Как бы если мы хотели какой-то супердемократии, то вот такая демократия мне неинтересна как жителю. Хотелось бы предостеречь оппозицию: если они думают, что сейчас у них какой-то огромный кредит доверяю только за то, что они за свободу, равенство и братство, то нет. Жителям абсолютно все равно – Яблоко, Груша, Арбуз. Жители устали от проблем, которые тянутся годами». Депутаты выходят на работу Во вторник началась осенняя сессия в нижней палате парламента, но кое-кто из депутатов всех же вышел на работу раньше. Уже третью неделю в Думе обсуждают иностранное вмешательство в суверенные дела РФ. Выборы подарили парламентариям еще один повод для расследований – незаконную агитацию на площадках Google и Facebook. На старте сессии Госдума отметилась новым форматом работы. Теперь на заседания Совета приглашаются руководители различных ведомств. Первым из них стал глава Росстата Павел Малков. Теперь ГД РФ будет получать от Росстата данные исследований, важных для принятия законопроектов. Какие наиболее инициативы нас ждут в осеннюю сессию и чем будет предстоящий сезон отличаться от предыдущих? Комментирует политолог Дмитрий Бадовский: «Традиционно осенняя сессия – это бюджетная сессия. Не позднее 1 октября Правительство должно внести в Госдуму проект бюджета на следующий год и на трехлетний период, а также соответствующий большой пакет бюджетообразующих законов, поэтому понятно, что с точки зрения объема работы в осеннюю сессию бюджетный блок будет как обычно ключевым и самым м большим. Помимо этого, сейчас Дума заявила целый ряд новых подходов в своей работе. Это, в частности, то, о чем говорил председатель Володин на открытии сессии – это тематика законов прямого действия. Здесь есть большое количество вопросов, которые связаны с тем, что высокая доля законопроектов предполагает отсылочные нормы и принятие подзаконных актов правительства. Зачастую это превращается в некую проблему, когда законы вроде приняты, но реально не работают, потому что принятие нормативно-правовой базы затягивается иногда на несколько лет. Один из самых ярких сюжетов, который актуализировал тему, – это ситуация с лесными пожарами. Есть сложности с тем, как на уровне уже приказов Минприроды организовано финансирование и подходы к тушению пожаров в регионах, поскольку это полномочия региональных властей. Есть и много других примеров подобного же рода, поэтому вот эта тема тоже будет достаточно важной для Думы и с точки зрения анализа уже принятых законов, подготовкой подзаконной базой и с точки зрения того, что Дума в целом собирается больше уделять внимание тому, чтобы законопроекты дорабатывались, дополнялись большим количеством норм прямого действия. Существует такой классический пример, когда это было сделано и позволило решить много проблем – знаменитый закон о реновации в Москве. Когда он был внесен, он был абсолютно отсылочный и предполагал, что уже вся конкретизация решений того, как и что будет делаться и какие гарантии прав граждан будут обеспечены, предполагал, что это будет приниматься потом подзаконными актами как федерального, так и городского уровня. Как вы помните, тогда возникло много вопросов у общества и в процессе доработки закона президент обратился к Думе. Она доработала документ и приняла его как закон прямого действия. Это позволило снять большое количество проблем. Как обычно, дума уделяет большое внимание реализации Послания президента, нацпроектам, поскольку под реализацию нацпроектов существуют большое количество законов, которые нужно принимать в том числе достаточно оперативно по многим сферам, например, по вопросам развития цифровой экономики. Еще один ключевой момент – как вы знаете, два дня назад Дмитрий Медведев заявил о том, что с 1 января 2020 года будет отменен огромный пакет нормативных актов советского периода в сфере контрольно-надзорной деятельности. Вопрос регуляторной гильотины – это то, к чему призывал уделять особое внимание и президент Путин еще на Совете законодателей весной, потому что в ближайшее время в связи с отменой старого контрольно-надзорного регулирования нужно будет по очень многим сферам и направлениям посмотреть актуальную нормативно-правовую базу, чтобы снять избыточные устаревшие нормы, а с другой стороны, чтобы не получилось так, чтобы после того, как мы отменим устаревшие советские акты, у нас в каких-то сферах оказался провал и вакуум. Тематика регуляторной гильотины в контрольно-надзорной сфере – это то, чему Дума будет до конца года уделять особое внимание». Комментирует политтехнолог Марат Баширов: «Мы с вами знаем, что законодательный процесс не разделен между законодательной ветвью власти и исполнительной. Большинство федеральных проектов законов разрабатываются исполнительными органами власти (в первую очередь это министерства), потом идет согласование в Комиссии по законопроектной деятельности в Правительстве, потом от Правительства инициативы вносятся в Госдуму. Зачастую депутаты на этапе разработке присутствуют в минимальной степени и обычно у них нет возможности серьезно повлиять на эти законопроекты, поэтому у господина Волода есть давняя идея повысить квалификацию представительного органа власти, который он возглавляет. Новые вводные с точки зрения Росстата (а мы помним с вами, что был серьезный разговор с господином Орешкиным, Росстат подчинен именно ему), говорят о том, что в ГД пытаются понять систему оценки национальных проектов, потому что очевидно с этой сессии и до 2021 года отдельное внимание будет уделено их законодательной обвязке. Причем, как мы понимаем, [законотворчество] дробится на две части – это федеральные законы и нормативно-правовые акты, которые принимают уже федеральные органы исполнительной власти, поэтому вот эти усилия господина Володина можно только приветствовать, потому что чем выше будет у депутатов понимание действий правительства, тем мы будем получать более эффективное регулирование. Есть «узкое место», связанное с тем, что на этой неделе Дмитрий Медведев проводил отдельную телевизионную сессию, которая транслировалась по федеральным каналам. И он там ничего не сказал о том, что они (Правительство – прим. ред.) намерены как-то сближаться [с Госдумой]. Тут присутствует некое перетягивание каната, но связано оно, конечно, не с состязанием личностей, а с тем, что Дмитрий Медведев считает, что в Правительстве квалификация выше, депутатам необходимо подтянуть свои знания. Тем не менее по Конституции, представительный орган власти – это Федеральное собрание, которое состоит из двух палат. Чем более прямого действия будут федеральные законы, тем будет большая гарантия для инвесторов, для населения, потому что нормативно-правовые акты Правительство может менять каждый месяц, а федеральный закон менять будет гораздо тяжелее». Ротации в силовых структурах На этой неделе «Коммерсантъ» сообщил о том, что Владимир Путин освободил от должности 30 высших должностных лиц из правоохранительных органов. В их числе – руководители управления СК в республиках Крым и Дагестан. Одновременно президент произвел и новые назначения. Так, прокурором Москвы утвержден госсоветник юстиции 2-го класса Денис Поляков, руководителем следственного управления стал полковник юстиции Николай Щепкин. Соответствующие указы глава государства подписал еще 7 сентября. О чем свидетельствует ротация? И почему она произошла именно в дни выборов? Комментирует политтехнолог Марат Баширов: «Тут нет загадки и нет интриги. Во-первых, в отношении силовых ведомств есть целенаправленная политика, связанная с тем, что они регулярно территориально ротируются по местам работы. Например, нынешний прокурор Москвы возглавлял до этого Дагестан. Иногда, покидая должности, руководители СКР, отделений ФСБ или МВД, уходят в резерв, какое-то время находятся там, а потом их куда-то назначают. То есть не все из отставленных будут уволены. Есть еще вторая категория высших должностных лиц в силовых органах – это те, которые были отставлены указом президента, это люди, которые уже по возрасту преодолели свой верхний порог и они уходят на пенсию. Часть из них будет работать в качестве советников, часть – в образовательных учреждениях, часть переходит на работу в какие-то государственные структуры. Мы не видим просто с вами их дальнейшую судьбу, но на самом деле людей, которых так уж прямо отставляют за какие- то провалы в работе, их буквально единицы». Комментирует директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Здесь попытка найти сенсацию полностью высосана из пальца, потому что нужно смотреть хронологию подобных отставок-назначений. У кремлевских кадровиков где-то раз в квартал накапливается критическая масса на несколько десятков отставок-назначений – это либо те, у кого вышел срок, либо те, кого нужно повышать, либо проштрафившиеся, но не сильно и с отставками можно повременить. Потом президент просто по силовикам скопом подписывает документы. Какие-то экстренные отставки силовиков, как в случае с делом Голунова, когда были уволены два генерала, они случаются достаточно редко».Фото: duma.gov.ru