Из провинции в южный центр. Как Краснодарский край стал жемчужиной России
Отделились только в 1937-м Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Владимир Викторович, давайте вспомним, почему край был создан только в 1937 году. С чем это связано? Владимир Рунов: Кубань свою самостоятельность потеряла после революции 1917 года. Почти 20 лет она входила в состав большой территориально-административной единицы, название которой менялось несколько раз. Сначала это был Азово-Черноморский край, потом Северо-Кавказский. В него же входили республики Северного Кавказа, Ставрополье, Ростовская область. Кстати, территория самой Кубани неоднократно делилась. Так, постоянно из состава края выделялось Причерноморье, со столицей в Новороссийске. Всё изменилось в 1937 году. Руководство страны могло уже допустить административно-территориальное деление, примерно совпадавшее с губерниями, которые были в царской России. До этого обстоятельства складывались таким образом, что не хватало кадров, служб, которые обеспечивали бы жизнедеятельность субъекта, специальных контрольных органов. К 1937 году всё это уже появилось, и край обрёл самостоятельность. Но считался глубокой провинцией. - Какие вехи в истории края вы считаете знаковыми? - Кубань всегда была аграрным регионом, и в этом направлении она никому особенно не уступала. Но именно в советские предвоенные годы стали развивать курорты. Сталин очень любил бывать в Сочи, и именно во время его правления в городе затеяли масштабную стройку. Тогда стали возводиться роскошные санатории в стиле неоклассицизма. Кстати, до сих пор эти здания определяют стиль Курортного проспекта и являются памятниками архитектуры. Ведь Сочи изначально строился как образцово-показательный город. Перед архитекторами стояла задача - построить дворцы для народа. Сталин любил привозить сюда иностранные делегации и рассказывал, что именно так будут жить советские люди при коммунизме. С каждым годом Сочи становился красивее и популярнее. Потом грянула Великая Отечественная война, но сразу после неё строительство продолжилось. Конечно, война сказалась и на всей Кубани. Оккупация длилась полгода, но здесь проходила «Голубая линия», велись ожесточённые бои. Краю был нанесён страшный удар. Но надо отдать должное жителям края - в короткие сроки народное хозяйство, особенно аграрная его часть, было восстановлено полностью. Регион как был житницей, так и остался. Я бы, конечно, выделил и строительство Краснодарского водохранилища, которое начали в конце 60-х годов прошлого века. Это была всесоюзная стройка, и она решила одну из главных проблем, которые беспокоили регион много лет, - наводнений. Да, они и сейчас случаются, но ранее этот процесс был постоянным. Примерно тогда же было построено железнодорожное сообщение Краснодар - Туапсе. А до этого поезда к морю ходили через Армавир, делая огромный крюк! И вот что мне вспоминается - тогда я работал корреспондентом на краевом телевидении и часто вёл со строек репортажи, и слово, которое в моих сообщениях чаще всего звучало, - «досрочно». Впрочем, это одна из примет того времени. Но, как выяснилось позже, это «досрочно» стоило многих ошибок и проблем в будущем. Почему незаменимых нет? - Владимир Викторович, говорят, незаменимых людей нет. А как вы считаете, насколько личность определяет общее дело? - Чтобы далеко не ходить, продолжим тему. С 1967 по 1987 годы заместителем председателя, потом председателем исполкома Городского совета был Виктор Артюшков. Он был замечательным инженером, по его инициативе разработали генеральный план Краснодара со схемами обеспечения (скептикам, которые сейчас скажут, что она негодная, смею напомнить, что это было более 40 лет назад, в городе проживало около 500 тысяч жителей и не было хаотичной застройки). Во время строительства новой железной дороги в Туапсе Артюшков предложил построить транзитный вокзал в районе аэропорта, а вместо той дороги, которая идет вдоль моря, проложить несколько тоннелей в горах - по его расчетам, так было бы безопасней (например, сели бы не перекрывали дорогу). Надо сказать, что высокая комиссия, которой этот план был изложен, со всеми доводами согласилась. Но... такой вариант затянул бы стройку ещё на год. От идеи отказались, работы сдали досрочно. А проблемы, которые можно было бы решить, до сих пор возникают. Личность - это человек, который знает своё дело, готов принимать решения и не боится ответственности. Конечно, таких людей в истории края немало. Во многом благодаря им край много лет процветает. - Одна из проблем современного Краснодара - пробки. А почему лет 40 назад, когда был создан Генплан, не подумали о расширении дорог, хотя в то время, возможно, это было неактуально? - Не будем забывать, что город наш расширяется не только через родильные дома (хотя демография, несомненно, улучшилась), а условно говоря - через вокзалы, за счёт приезжих. Но суть не в этом. Проблема остаётся. Вернёмся в восьмидесятые. Сразу после Сергея Медунова, который был неординарной личностью, но тем не менее, крепким хозяйственником, руководителем края был назначен Виталий Воротников. Пробыл он на этом посту недолго - чуть меньше года, но о своих впечатлениях поделился на первом же совещании: «Город пёстрый, но видно, что хозяин - не архитектор, а первый секретарь. Дело в том, что транспортные потоки пересекаются на одном уровне. Нет ни подземного решения, ни наземного. Даже если улицы расширить, они всё равно окажутся в тупике». Думаю, сегодняшние руководители это тоже понимают, даже был представлен проект наземного метро. Осталось воплотить его в жизнь. - Многие считают, что, несмотря на имеющиеся проблемы, Кубань - особенный регион. Вы разделяете эту точку зрения? - Несомненно, Краснодарский край - жемчужина России, но вместе с тем часть великой страны. У нас благоприятный климат, море, горы, и мы не можем стать «спальным районом страны». Впрочем, это нам не грозит - регион развивается, и довольно успешно. Об этом свидетельствует и количество приезжих - все ищут место, где хорошо. Нам остаётся одно - беречь то, что дано природой.