Проблема коммунальных долгов является одной из самых острых. Сегодня задолженность за ЖКУ достигает астрономических сумм. Так, по данным Минстроя РФ, общей долг за ЖКУ в первом квартале превысил 1,1 трлн рублей: 564 миллиарда рублей приходится на физлица, еще столько же задолжали промышленные потребители и другие юрлица (без учета бюджетных организаций). Эксперты со ссылкой на Росстат говорят о большей цифре – сейчас это уже в районе 1,5 трлн рублей. Природа должника Коммунальные долги — проблема действительно значимая и непридуманная, с ней практически все предприятия ЖКХ сталкиваются, рассказывает эксперт отрасли ЖКХ Александр Костюков. Отягощающим фактором является то, что эта задолженность имеет кумулятивный эффект – она накапливается с течением времени. Соответственно, динамика погашения задолженности далека от оптимистичных прогнозов. Данная проблема с каждым месяцем и годом растёт. Согласно официальной статистике, задолженность за услуги ЖКХ делится примерно поровну между юридическими и физическими лицами – жителями многоквартирных домов. Львиная доля задолженности складывается за поставку коммунального ресурса – это тепло, электричество, вода, а также за содержание общего имущества. Самих должников можно разделить на несколько категорий. Это юридические лица, включая бюджетные учреждения (школы, больницы, детсады), у которых нельзя отключить ресурс, на них приходится половина долгов, рассказывает член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. Также почти все наши министерства имеют в собственности дома, как правило, они тоже являются серьезными неплательщиками. Но долгие переговоры и заверения, что все будет оплачено, ни к чему не приводят. Еще одна категория – это физические лица, на них приходится половина от общего коммунального долга. При том, что собираемость платежей в сфере ЖКХ составляет 95%, то есть всего 5% являются неплательщиками. Среди самих граждан – это так называемые ассоциальные элементы, которые не платят в силу своего образа жизни. Это наиболее трудная группа, с которой можно вести работу коллекторам или специалистам по дебиторской задолженности, поскольку она самая неотзывчивая и "непробиваемая", отмечает Александр Костюков. Среди неплательщиков много и состоятельных людей, которые не хотят платить за свои инвестиционные квартиры. Есть еще так называемые "идейные" неплательщики, которые не платят, потому что они "никому не должны". Есть еще и "забывающие". Человек может пропустить платеж за два месяца или решить заплатить сразу за полгода или весь год. Это уже больше вопрос жилищной дисциплины. Есть и управляющие компании-однодневки, которые целенаправленно наращивают коммунальный долг, чтобы потом обанкротиться и эти деньги незаконным образом вывести из оборота. По таким управляющим компаниям долг перед ресурсниками значителен, и по всей стране в совокупности эта цифра действительно измеряется в миллиардах. Если говорить о добросовестных управляющих компаниях, то здесь есть некая лукавость статистики задолженности, продолжает эксперт. У любой коммерческой организации есть понятие текущей задолженности. Это дебиторско-кредиторская задолженность, которая образуется в ходе расчётного периода. Ресурсоснабжающие организации иногда сознательно прибегают к использованию этих цифр для того чтобы показать "масштаб беды". Но на самом деле задолженность погашается в рамках расчётного периода. Почему растет задолженность Причин, по которым долги продолжают расти – множество: от отсутствия финансовой возможности оплатить коммуналку до неэффективных методов взыскания долгов. Так, например, у нас нет необходимых методов воздействия на должников, отмечает директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль". Сейчас неплательщиков могут отключить от ресурсов, списать деньги с банковской карты в счет долга, ограничить въезд за рубеж, либо описать имущество и довести дело до суда. При этом, даже если дело доходит до суда, то в 50% решение не исполняется. Меры самих приставов здесь тоже ограничены. Коммунальщики могут воздействовать на должников, ограничивая ресурсы. Но он применим только к свету, воде и газу, тепло, например, отключить нельзя. Если человек не платит за содержание дома и капремонт, то с ним тоже сделать ничего нельзя, кроме просрочки. Практически никак нельзя воздействовать на должников, с которых нечего взять, а выселять из единственного жилья – нельзя. При этом, виноваты в неплатежах не только сами граждане, но и поставщики коммунальных услуг, потому что работа по взысканию долгов ведется не особо активно. У нас нет четко сформированных баз данных по неплательщикам. До перехода на прямые договоры управляющие компании занимались этим вопросом и выставляли платежи. Сейчас с проведением мусорной реформы этот момент стал особенно заметен. Где-то платежи теряются, в каких-то платежках появляются умершие. Порой платежки выставляют по большей площади, чем есть на самом деле. Потом потребитель должен доказывать, что у него другая сумма. Часто встречаются и фейковые долги. Еще одна причина – это плохая работа расчетно-кассовых центров, ошибки при расчетах. Коммунальные долги россиян во многом связаны с недостаточной культурой потребления ресурсов, считает замминистра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. "У нас утрачена культура потребления ресурсов. Мы с вами тратим много на электроэнергию, на воду, на тепло. Счета к нам приходят, возможно, слишком большие, но все зависит от нас, как мы потребляем ресурсы, так и должны за них платить", — считает замминистра. Долги юридических лиц связаны с общей экономической обстановкой в стране и условиями ведения бизнеса, а также дороговизной поставляемого ресурса, считает Александр Костюков. По его мнению, самой понятной и объяснимой причиной неплатежей является потеря дохода. В таких случаях добросовестные управляющие компании стараются решить вопрос индивидуально с каждым жителем. Здесь вступают в силу и различные поддерживающие механизмы как со стороны государства – различные социальные субсидии, так и со стороны управляющих компаний. Согласно данным Росстата, в прошлом году субсидии на оплату коммунальных услуг получили 3,01 млн семей, среднемесячный размер дотации оставил 1,4 тыс рублей. Речь может идти о рассрочке, о льготном периоде каникул по платежам, в который никакие штрафные санкции к жителям не применяются. Как остановить это остановить Сами коммунальные долги негативно сказываются на всей сфере ЖКХ и даже тех, кто за коммуналку исправно платит. Мы стали такими заложниками законодательства. Оно излишне либерально к должникам. В итоге соседи либо платят за должника, либо получают услуги худшего качества, отмечает Светлана Разворотнева. У самих ресурсников в тарифе заложено 3% на несобираемые долги. Де-юро долги нельзя разбрасывать на добросовестных плательщиков, де-факто это происходит через повышение тарифов. Либо несвоевременно делается ремонт (или в меньшем объеме), не проводится модернизация предприятий, снижается зарплата работников. Происходит ухудшение качества услуг и снижение вложений в основные фонды. Чтобы изменить ситуацию в сфере коммунальных долгов, необходим целый комплекс мероприятий. Самое первостепенное – это разъяснительная работа. Сначала акцентируется внимание жителя на данной проблеме, на том, что он является должником, считает Александр Костюков. По его мнению, одним из действенных инструментов является работа через соседей – с привлечением совета многоквартирного дома и его председателя. Здесь обычно срабатывает эффект "воздействие на совесть" неплательщика. Если разъяснительная работа не помогла, может уже включаться претензионная работа, которая заканчивается исками в суд. Помочь может и временное отселение должников для сдачи квартир в аренду, чтобы компенсировать долги. Такая практика существуют в некоторых европейских странах. Она могла бы повлиять на какую-то часть должников, считает Светлана Разворотнева. В целом, по ее мнению, нужно менять саму систему: переходить к адресной соцпомощи, сами ресурсники должны работать с долгами оперативнее, а суды эффектвинее, также необходимо проводить мероприятия по энергосбережению – экономно потреблять ресурсы. Еще большая проблема сейчас – это неурегулированные отношения. Например, потребитель получает типовой договор на вывоз мусора. Его задача – платить, даже если он получает услугу ненадлежащего качества. Можно судиться, но это сложный процесс. Получается, что у нас люди, с одной стороны, ни за что не отвечают, с другой стороны, ни на что не имеют права. Эту парадигму надо менять.