Ещё

Политический рентген: электоральные битвы в Нижневартовске 

Политический рентген: электоральные битвы в Нижневартовске
Фото: Уральский меридиан
На дополнительных выборах в  развернулась настоящая электоральная битва. Изучаем последствия.
Единый день голосования в  был не самым масштабным. Очередные выборы в окружной, областной и большинство местных парламентов пройдут только через два года — осенью 2021-го. 8 сентября 2019-го жители отдельных избирательных округов на территории 13 муниципалитетов автономного округа голосовали на дополнительных выборах. Избиратели решали, кто займёт в представительных органах места, которые оказались вакантными в силу разных причин: кто-то из депутатов перешёл на работу в органы исполнительной власти, кто-то сменил место жительства и тому подобное.
Большинство избирательных кампаний оказались довольно скучными: минимум агитации, низкая явка, «мягкий» привод бюджетников на участки — в результате кандидаты от  заняли 29 вожделенных кресел из 34 (85,3%), включая место депутата в окружной думе. Победил кандидат от правящей партии и на выборах депутата Нижневартовской городской думы по избирательному округу №18. Только вот по накалу предвыборных страстей, объёму привлечённых ресурсов и арсеналу политических технологий, к которым прибегли кандидаты, кампания в столице Самотлора стоит особняком. Наблюдатели не припомнят ничего подобного на дополнительных выборах: борьба за сердца и умы избирателей в 11-м микрорайоне города на исходе лета оказалась крайне ожесточённой. В преддверии грядущих через два года «больших» избирательных кампаний всем их потенциальным участникам стоит крепко задуматься о причинах и последствиях случившейся в Нижневартовске «локальной электоральной войны».
Пятеро смелых
Коротко — об участниках предвыборной гонки. Их было пятеро: директор волейбольного клуба «Самотлор» от «Единой России», предприниматели от  и Константин Бойко от  и два мало известных кому-либо персонажа, которые, судя по полному отсутствию какой-либо активности с их стороны, были зарегистрированы кем-то из вышеперечисленных «основных» представителей политических партий в качестве так называемых «технических кандидатов». Ими стали инженер-самовыдвиженец Игорь Демьяник и домохозяйка Юлия Стецура, которую выдвинуло окружное отделение . Участников могло быть больше: территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации сразу трём претендентам на депутатский мандат. Среди отказников — Дмитрий Русов, лидер инициативной группы, которая требовала весной проведения городского референдума по вопросу передачи в концессию нижневартовских МУПов — «Теплоснабжения» и «Горводоканала».
Фото © ИА «Уральский меридиан»
Но и в отсутствие господина Русова тема ЖКХ стала ключевой в оппозиционной повестке. Будущий кандидат Бойко стал «прокачивать» её ещё с конца прошлого года –под бдительным надзором , бывшего помощника бывшего депутата от ЛДПР , сменившего в марте текущего года мандат на кресло заместителя губернатора . В Нижневартовске соколы Жириновского не скрывают: ещё в бытность Сысоева федеральным парламентарием был составлен подробный план дестабилизации социально-политической обстановки в Нижневартовске через организацию массовых протестных акций. Такая дестабилизация по замыслу «стратегов» в ЛДПР стала бы важным козырем в непрекращающийся подрывной деятельности либерал-демократов, направленной против губернатора Югры. Выборы 8 сентября должны были стать лишь одним из этапов, удобной точкой, к которой можно было подогнать кульминацию протеста.
Снова концессия
Темой протестной мобилизации населения как раз и были выбраны планируемые главами региона и муниципалитета и  реформы в ЖКХ, а именно — передача активов в управление частному бизнесу для привлечения инвестиций с целью модернизации изношенных и устаревших систем тепло— и водоснабжения Нижневартовска. Ставка была сделана на сложность темы концессий для массового избирателя, создающую огромное поле для интерпретаций и манипуляций общественным сознанием. А также на удобный объект, из которого можно быстро слепить образ врага, без которого не обходится ни одна протестная мобилизация. Таким врагом объявили компанию «Горэлектросеть», чью юристы и инженеры подготовили проект концессионного соглашения по системам городского теплоснабжения.
Фото Илья Никитин © ИА «Уральский меридиан»
И, казалось бы, замысел был беспроигрышным: разобраться в хитросплетениях экономических механизмов государственно-частного партнёрства под силу далеко не каждому специалисту, не то, что рядовому избирателю. Попытки властей объяснить жителям Нижневартовска, как модернизация оборудования приведёт к энергосбережению и экономии средств, а затем стабилизации долгосрочных тарифов оказались не очень успешными. Доходило не до всех. А вот необходимость повышения тарифа на тепло на старте была закреплённым в проекте концессии фактом. Пропагандисты ЛДПР резонно решили, что обозлённое пенсионной и мусорной реформой население будет легко убедить в том, что повышение тарифов не выведено чисто математическим путём, а продиктовано жадностью концессионера, желающего переложить инвестиционную нагрузку на граждан. Что рост расходов в первые годы концессии вовсе не будет сторицей компенсирован экономией в будущем и всё это сказки власть предержащих, которым нельзя доверять. Поэтому жириновцы и решили: «топим» против концессии, пытаемся выводить людей на митинги, а потом шантажируем власти в политических пасьянсах продолжением спектакля.
Администратор «из интернета»
Для зарабатывания политических очков господину Бойко ещё до начала избирательной кампании отвели роль одного из администраторов специальной группы в мессенджере Viber, получившей название «Нижневартовск против концессии». В ней самые деятельные члены ЛДПР занимались вовлечением в ряды протестного актива простых горожан, зомбируя их рассказами в духе теории заговора — о страшных планах мэрии и олигархов по доведению населения нефтяного города до прозябания и нищеты. И поначалу казалось, что план весьма перспективен: в марте удалось организовать относительно массовый митинг, направить главе города гневную петицию с требованием встретиться с «народом». Глава Нижневартовска Тихонов провел три круглых стола по теме концессий с активистами политических партий, что ЛДПР не преминуло поставить себе в заслугу. Но вскоре стало очевидно, что массового интереса среди населения города виртуальное движение, созданное соколами Жириновского, не вызывает. Жирной кляксой в предвыборном дневнике либерал-демократов стал приезд в июне в город Нижневартовск депутата Государственной Думы , сменившего в Федеральном собрании Владимира Сысоева. Видный партиец открыто заявил, что готов оказывать всем начинаниям мэра Тихонова всемерную поддержку на федеральном уровне, а по острым вопросам надо искать компромиссы.
Тем не менее, антиконцессионная повестка стала сквозной темой всей избирательной кампании кандидата от ЛДПР на выборах в 18-м округе. И, как показали дальнейшие события, во многом предопределила разгром кандидата Бойко. В период этой кампании за месяц до дня голосования, 11 августа либерал-демократы предприняли попытку провести второй массовый митинг против концессии и повышения тарифов ЖКХ. И настал, что называется, момент истины. Попытка оказалась провальной — на широко разрекламированную акцию собралось около 130 человек — в основном актив местного отделения ЛДПР и члены их семей, а также 25-30 беспартийных разных возрастов. Накануне в социальных сетях появилась информация о том, что, явившись на митинг можно подзаработать — якобы некие люди выплачивают за участие в политической массовке по 500 рублей. Что это было — просочившаяся в публичное пространство секретная информация или провокация политических оппонентов ЛДПР — так и осталось неясным, но новость разошлась в соцсетях по аудитории в 25 000 человек. Константину Бойко пришлось оправдываться, открывая мероприятие: «Не верьте, наш митинг бесплатный!»…
И вновь завершается бой!
Митинг 11 августа, по сути дал старт активной стадии избирательной кампании, и последующие 26 дней предвыборной агитации сделали избирателей свидетелями самой настоящей битвы. На жителей 28 домов 11-го микрорайона, в котором проходили выборы обрушился поток акций, пикетов, листовок, буклетов, флайеров, газет, телесюжетов и сообщений в соцсетях: кандидаты принялись «продавать» себя электорату, попутно мешая достичь цели соперникам.
Подробный рассказ об этой кампании занял бы очень много места, поэтому мы не станем пересказывать основные события: каждый интересующийся может найти о них информацию в интернете. Благо, СМИ и блогеры в соцсетях следили за драматургией предвыборной схватки в Нижневартовске весьма пристально. Стоит лишь отметить, что прошедшая кампания была уникальной по ряду параметров. В первую очередь — она стала своеобразным полигоном по обкатке избирательных технологий и «тестовым кейсом» в преддверии более масштабных кампаний. За работой штабов пристально следили исполкомы политических партий более высоких, чем муниципальный, уровней. И это касалось не только «Единой России», но и двух других традиционно сильных в Югре игроков — КПРФ и ЛДПР.
— Для «Единой России» кампания в Нижневартовске была уникальна в первую очередь совершенно открытым партийным позиционированием, — считает член Российской Ассоциации политических консультантов Андрей Бондарев. — В то время как в большинстве регионов кандидаты от ЕР всячески скрывали партийную принадлежность (дошло даже до выпуска «нейтральных» брендбуков), Алексей Березин вёл кампанию «с открытым забралом», не скрывая, а напротив — подчёркивая своё членство в партии: «Посмотрите на альтернативы, и вы перестанете спрашивать, почему я в „Единой России“!».
Также по данным источника в штабе кандидата-единоросса, было проведено беспрецедентное для маленькой муниципальной кампании количество социологических исследований, которые в числе прочего, показали, что избиратель «Единой России» пассивен, и необходимо всеми силами поднимать явку в пику более организованному электорату оппозиционных партий, оседлавших протестную повестку. Традиционно в таких случаях партия власти объявляет «бюджетную мобилизацию», загоняя на участки сотрудников муниципальных и госучреждений. Тут единороссы воздержались от подобных действий, ограничившись обращением кандидата к избирателям, увы, не возымевшим большого эффекта — 8 сентября на участки явилось менее 15% избирателей (всего 933 из более, чем 6500 имеющих право голоса). Это больше, чем на прошлых подобных дополнительных выборах в Нижневартовске в 2015 году, но всё равно сильно ниже активности населения на кампаниях более высокого уровня.
Результаты распределения голосов явившихся к урнам избирателей удивили многих: Березин превысил средний показатель единороссов на выборах 2016 года, получив поддержку почти 52% голосовавших, а вот на второе место с почти 19% голосов неожиданно вырвался «первоход» Юрий Мартынов, выдвинутый КПРФ. Кандидат от ЛДПР, пафосный «народный трибун» Константин Бойко занял лишь третье место. Ему не удалось собрать под свои знамёна даже ядерный электорат либерал-демократов, которых три года назад на выборах в окружную думу поддержало более 25% вартовчан. У Бойко — лишь 17% «с копейками».
«Баба Яга против!»
Причины электорального краха кандидата от ЛДПР на крайне удобных в плане мобилизации всех ресурсов дополнительных выборах вполне очевидны для экспертов в области избирательных технологий.
— ЛДПР катастрофически ошиблась с позиционированием кандидата, — считает питерский социолог , проводивший в период выборов исследования в соседнем Мегионе. — Всё что было за душой у Бойко — «администратор группы в Viber „Нижневартовск против…“». И не столь критично, что добрая треть избирателей не знает, что это такое, а за использование слова «Viber» Бойко получил иск от коммунистов. Дело в самом подходе «от противного». Программа как таковая у кандидата отсутствовала в принципе, но если бы избиратель попробовал сформулировать её для себя самостоятельно из отрывочных выступлений кандидата и постов в ВК, то получилось бы сплошное «против». И это при довольно нахальном слогане «Отремонтируем городскую власть!» с плаката, где Бойко был изображён с разводным (почему-то) ключом. В целом, бывший помощник Сысоева Александр Лобов, занимавшийся организацией кампании ЛДПР, продемонстрировал классический для провинциального политтехнолога-самоучки набор ошибок: показуха для кураторов, отсутствие чётких ориентиров, работа вслепую, метания в разные стороны. И, конечно, же выбор основной темой кампании оказался ошибочным: после года активной работы местного отделения партии в виртуальном пространстве разжечь антиконцессионный угар не удалось даже на уровне маленького микрорайона.
Сказать большое спасибо Лобову должны и коммунисты. Второе место их кандидата — это явно не победа КПРФ, а недоработка штаба ЛДПР.
Фото Илья Никитин © ИА «Уральский меридиан»
— В определённый момент кампания Мартынова стала по-настоящему интенсивной — рассказывает Терентьев. — «красные» поняли, что им светит второе место, а в Нижневартовске для КПРФ это просто отличный результат. Кроме того, возник личный мотив «подвинуть» жириновцев — их штаб совершил стратегическую ошибку, обвинив коммунистов в поп