Игра на выживание со стритрейсерами, или Дворовые будни "сталинских сестер"
"Вот бы в такой жить" – благоговейно шепчут туристы, задирая головы в попытке разглядеть горельефы сталинской высотки на Котельнической набережной, которые нависают над тобой всем величием архитектурного замысла. Впрочем, москвичи, которые, казалось бы, уж чего только не слышали о "семи сестрах", да и видят их чуть ли не каждый день, тоже не отказались бы подглядеть за будничной жизнью обитателей легендарного жилья. Корреспонденты РИА Недвижимость решили отправиться на разведку, чтобы пообщаться с местными и узнать, а как возле гигантов обстоит дело с той самой пресловутой "прилегающей территорией", над которой так трепетно колдуют современные застройщики. Семь знаменитых сталинских высоток строились в 1947-1957 годах. В настоящий момент официально жилыми являются три – высотка на Котельнической набережной, на Кудринской площади и административно-жилое здание возле "Красных Ворот". По крайней мере, большинство людей именно их вспоминает, когда речь идет о квартирах. Однако жилые квартиры есть и в боковых корпусах бывшей гостиницы "Украина" (сейчас входит в сеть Radisson Collection Hotel Moscow). Но самое интересное, что в главном здании МГУ на Воробьевых горах тоже живут студенты и сотрудники, причем не только в общежитии, но и в служебных квартирах. Формально административно-учебным является только центральная часть высотки МГУ, а вот в корпусах расположены общежитие для студентов и самые настоящие квартиры для профессоров и их семей. Жилой дом на Котельнической набережной Высотка стоит у места слияния Яузы с Москвой-рекой, поэтому "крылья" дома расположены на Котельнической и Подгорской набережных. Высота центрального корпуса, который насчитывает 32 этажа, составляет вместе со шпилем 176 метров. Проект здания был разработан архитекторами Дмитрием Чечулиным и Андреем Ростковским. Конечно, квартиры в сталинских высотках простые люди не получали. Для этого нужно было сделать что-то выдающееся. Например, свёкр жительницы дома Анны Васильевны Виноградовой развивал тракторный завод в Туле. "За год он его поднял, и за это ему и дали квартиру. Потом он работал долгое время в министерстве", – рассказывает жительница высотки. Впрочем, квартиры в доме, по словам Васильевой, самые обыкновенные. "У нас простая двухкомнатная квартира, кухня площадью 9 квадратных метров, и комнаты по 20 и 16 "квадратов". Мы жили с мужем, сквёкром и свекровью и ребенком. И прекрасно, кстати, прожили жизнь! Тогда не предполагалось, что нужна обязательно своя квартира: у них своя комната, у нас своя", – делится воспоминаниями Анна Васильевна. Кстати, это единственная жилая сталинская высотка с большим настоящим двором, где можно погулять и отдохнуть. Дело в том, что она изначально строилась по принципу "город в городе". Здесь довольно большой двор, много зелени, есть прогулочные дорожки, лавочки, а на крыше подземного гаража для автомобилей находится спортивная площадка. "Когда дети были маленькими, я гуляла с ними во дворе. Еще у нас в обоих концах дома располагались детские сады, а на первых этажах находились гастроном, булочная и овощной. Сейчас остался только гастроном, а также кинотеатр "Иллюзион". Правда на первых этажах дома появились новые магазины и кафе", – отмечает Анна Васильевна. Примечательно, что до прошлого года двор легендарной высотки был совсем непрезентабельным, в запущенном состоянии, что довольно сильно контрастировало с дорогими машинами, припаркованными у подъездов. А ведь рельеф двора крайне интересен, ведь в этом месте город словно прыгает на холм, а потому площадки двора размещены по террасному принципу. Преображение придомовой территории случилось благодаря городской программе "Моя улица", в рамках которой в 2017 году проводилось благоустройство набережных Москвы-реки, в том числе Котельнической. "Мы по заказу города выполняли благоустройство Гончарной и Котельнической набережных. Затем власти решили, что стоит благоустроить и исторический двор высотки, как для самих жителей, так и для всех остальных, москвичей и туристов, потому что он открыт и в него может заходить, кто хочет", – рассказывает главный инженер проектов Института градостроительного и системного проектирования, входящего в коллаборацию Quite White, Кирилл Насонов. По его словам, поскольку высотка – это объект культурного наследия, и территория двора тоже охраняется государством, проект согласовывался с департаментом культурного наследия столицы. Главной задачей компании было создать проект, учитывающий все исторические особенности места. Здесь залили новый асфальт, на прогулочных дорожках выложили гранитную плитку, такую же, как во всем городе. Установили новые бордюрные камни, фонари и лавочки, максимально похожие на исторические, провели косметический ремонт подпорных стен. "Конечно, теперь приятнее гулять, да и вообще Москва становится красивее. Например, наш дом никогда раньше так не подсвечивался, как сейчас. Недавно ко мне приезжал брат из Петербурга, и мы с ним пошли в "Зарядье". Если смотреть оттуда, то дом будто парит в воздухе! Хотя он и раньше был впечатляющим. Моя покойная свекровь всегда говорила: "Наш дом как новогодняя елка, его отовсюду видно", – говорит Виноградова. К сожалению, пока не удалось привести в порядок спортивную площадку и площадку для выгула собак во дворе высотки, так как они расположены над подземным гаражом, которому еще предстоит пройти через капитальный ремонт. Высотка возле "Красных Ворот" Административно-жилую высотку возле метро "Красные ворота" построили по проекту архитекторов Бориса Мезенцева и Алексея Душкина. В былые времена на этом месте находился дом, в котором родился поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, о чем гласит памятная табличка на фасаде здания. Также в доме работает ресторан под названием "Лермонтов". Здание состоит из нескольких корпусов. Первый центральный высотой 138 метров насчитывает 24 этажа, его в советское время занимало Министерство транспортного строительства, сейчас здесь размещается "Корпорация Трансстрой". Жилые квартиры расположены в двух остальных корпусах переменной этажности от 11 до 15 этажей. В левом крыле высотки функционирует детский сад. Также в здании есть магазины, кафе, рестораны и выход из метро "Красные ворота". Кстати, именно строительство глубокой станции метро по соседству усложняло и делало уникальным процесс возведения этой высотки. Здесь тоже есть небольшой двор с обратной стороны здания, но он довольно маленький, большую часть его занимает игровая площадка, которая относится к детскому саду и поэтому закрыта от посторонних. А стоящая во дворе ротонда маскирует вытяжку из метро, так что воспользоваться ею как беседкой не получится. Лавочек во дворе практически нет и, по сути, там нет возможностей ни для прогулок, ни для отдыха, особенно с маленькими детьми. "Сегодня гуляю со своим новорожденным сыном третий день. Конечно, хотелось бы гулять не здесь, а в парке", – отмечает местная жительница Елена. Но в целом, по ее словам, если не учитывать то, что гулять здесь практически негде, жить в доме вполне комфортно. Несмотря на то, что прямо в доме расположен выход из метро, а здание стоит у Садового кольца, в квартирах не шумно. А после масштабной реконструкции площади Красные Ворота в рамках программы "Моя улица" напротив высотки появился зеленый сквер. Здесь высадили новые деревья и кустарники, а также изменили схему движения машин, запретив въезд на Мясницкий проезд с внутренней стороны Садового кольца и на Садовую-Спасскую улицу с Боярского переулка. Так что теперь здесь можно погулять в окружении дубов, кленов, вязов и рябин, а также полюбоваться на отремонтированные фасады зданий, которые выходят на площадь. При этом обзору не будут мешать провода, так как кабельные линии убрали под землю. Жильцам высотки "Украина", именно жителям квартир, а не постояльцам гостиницы Radisson Collection, тоже приходится гулять либо с парадной стороны отеля, либо ютиться в тихом, но очень необустроенном внутреннем дворике. Из инфраструктурных удобств здесь – разве только миниатюрная детская площадка. Впрочем, местные жители всегда могут дойти до Украинского бульвара, особенно той его части, которая расположена на другой стороне Кутузовского проспекта. Кстати, бульвар включен в программу благоустройства территорий вокруг Киевского вокзала. Его планируется реконструировать во втором этапе программы в 2020-2021 годах. В целом благоустроенная территория должна объединить район Дорогомилово с Воробьевской набережной, Парком Горького и Нескучным садом. То есть из транзитной зоны и места шопинга окрестности Киевского вокзала постепенно превратятся в комфортное пешеходное пространство. Жилой дом на Кудринской площади Дом на Кудринской площади построили в 1948-1954 годах по проекту архитекторов Михаила Посохина и Ашота Мндоянца. У этой высотки тоже несколько корпусов – 24-этажный центральный, высота которого вместе со шпилем достигает 156 метров, и боковые, которые насчитывают по 18 этажей. Вместе они опираются на общий цокольный этаж. Примечательно, что для основной массы квартир в трех корпусах предусмотрены три больших подъезда с тремя лифтами в каждом, но в здании также есть малые подъезды на небольшое количество этажей – до 12, каждый из которых оснащен одним лифтом. Подъезд одного из боковых корпусов, выходящий на Баррикадную улицу и станцию метро "Баррикадная", открыт, и в него можно зайти. Консьержка даже разрешает туристам осмотреть холл. Корреспондентам РИА Недвижимость она позволила подняться на лифте на верхний этаж, чтобы они могли разглядеть подъезд и полюбоваться на виды из окон. Вестибюль подъезда высотки на Кудринской площади (с) РИА Новости, Владимир Трефилов Вестибюли подъезда отделаны лепниной, на каждом этаже есть роскошные люстры и зеркала. А вид из окон открывается панорамный вид на столицу. Но своего двора у высотки вообще нет. Местные жители, по словам консьержки, ходят прогуляться на Кудринскую площадь, где разбит сквер, а в 2008 году был установлен еще и фонтан. Также в прошлом году рядом со стилобатом высотки со стороны метро было создано комфортное городское пространство по современным стандартам. Здесь поставили удобные лавочки, высадили около 100 деревьев и 290 кустарников, разбили 900 квадратных метров цветников. Главное здание МГУ Самая высокая из "семи сестер" – главное здание МГУ на Воробьевых горах, которое студенты и сотрудники университета называют просто "ГЗ", построено по проекту целого созвездия архитекторов: Бориса Иофана (был смещен с должности главного архитектора), Льва Руднева, Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова. Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной. Учебные факультеты занимают только центральный корпус "А" высотки, а вот боковые сектора отведены под жилую зону. В корпусах "И", "К", "Л", "М" расположены квартиры профессорско-преподавательского состава, в зонах "Б", "В" проживают студенты, а в зонах "Г", "Д", "Е", "Ж" находятся общежития блочного типа для аспирантов. Собственно, подобно высотке на Котельнической набережной главное здание МГУ было задумано как дом с самостоятельной коммунально-бытовой инфраструктурой, включающей дворец культуры, библиотеку, почту, телеграф, столовую, магазины, поликлинику, спортивный центр. Все это функционирует в высотке и по сей день. Разумеется, в силу строго пропускного режима воспользоваться этими благами могут только студенты или сотрудники университета. Казалось бы, живи да радуйся. Вот только жить в альма-матер не так просто, а местами невыносимо. Начнем с того, что квартиры в МГУ являются служебными и оформить их в собственность невозможно. По крайней мере, все суды жильцы, пытавшиеся это сделать, проиграли, рассказывает обитательница одной из квартир корпуса "И" Ирина (имя по просьбе собеседницы агентства изменено). Недвижимость в свое время была выделена родственнику ее мужа, академику АН СССР. Это пятикомнатная квартира, одна из комнат в которой по документам шла как помещение для прислуги. Хотя, конечно, никаких слуг там не было, говорит Ирина. С трудностями жизни в высотке их молодое семейство столкнулось тогда, когда они решили провести в квартире ремонт. "Оказалось, что для этого нужно получать отдельное разрешение то ли в районном "Жилищнике", то ли в дирекции инженерной эксплуатации МГУ, точно не помню, муж всем занимался. Знаю только, что нам повезло, и мы это оформили за сутки. Говорят, что такое разрешение может выдаваться месяц. Забавно, что мы обо всем этом узнали, когда купили стройматериалы и привезли в дом", – вспоминает Ирина. Кроме того, им пришлось отдать консьержкам копии паспортов и данные работников, чтобы тех могли пропускать в квартиру. При этом замену сантехники и электрики доверить сторонним мастерам нельзя, это все осуществляют только официально обслуживающие МГУ организации. С ремонтом в общежитиях дело обстоит еще хуже. Пригласить туда мастеров крайне сложно, поэтому придется всю "косметику" менять самостоятельно. Что касается починки систем водоснабжения или электрики, то тут нужно подавать заявку и надеяться, что хотя бы в течение года работы проведут. Вторая печаль жизни в легендарной "сталинке" касается детей, которым просто негде поиграть, ведь на территории МГУ нет детских площадок. А вот семей с детьми тут много. Да и внутренние дворы здесь довольно пустынные, если не сказать унылые. Но настоящей болью жильцов МГУ в какой-то момент стали байкеры и стритрейсеры, которые облюбовали площади перед парадными входами в высотку под свои трюки и дрифт. Между обитателями высотки и лихачами на рычащих машинах развернулась настоящая борьба. "Мы пытались подходить и общаться со стритрейсерами, объясняли, что они очень мешают спать, а они удивлялись, мол, а разве кто-то тут живет?" – говорит Ирина. Но эффекта не было, стритрейсерская тусовка все равно гоняла на машинах до глубокой ночи, выписывая покрышками черные кренделя на асфальте. Причем высшее руководство университета долгое время ничего не могло поделать с лихачами. Даже установленные шлагбаумы не сильно спасали ситуацию. Но после того, как тусовщики довольно агрессивно отреагировали на просьбы о тишине одного из профессоров МГУ, меры были предприняты радикальные. Вот так перед главным зданием на улице Академика Самарского и вдоль Университетской площади появилась россыпь из белых бетонных клумб. Впрочем, несмотря на весьма неказистую по современным меркам инфраструктуру и местами довольно печальное состояние инженерных систем, сталинские высотки остаются легендой, о жизни в которой так и хочется помечтать, глядя на утыкающиеся в небо шпили. Мария Перевощикова, Марина Заблудовская