Теодор Курентзис и MusicAeterna открыли сезон в Петербурге
В Государственной академической капелле состоялся первый концерт MusicAeterna в статусе независимого коллектива. Оркестр и хор под управлением Теодора Курентзиса представили концертное исполнение оперы Моцарта «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»). Долгожданному концерту в Петербурге предшествовала целая лавина сообщений в медиапространстве: уход Теодора Курентзиса с поста художественного руководителя Пермской оперы, непонятная ситуация с Дягилевским фестивалем, новости о запрете мобильных телефонов на выступлениях MusicAeterna, слухи, домыслы, наконец, внятно озвученная позиция относительно репетиционной базы в Доме радио. Сейчас, после глобальных перемен в жизни коллектива, есть грандиозные гастрольные планы. В России до конца года анонсированы четыре выступления: в Санкт-Петербурге Реквием Верди, сочинения Рамо, в Москве – Реквием Моцарта и Девятая симфония Малера. Новая петербургская эпоха MusicAeterna началась символично, с оперы «Cosi fan tutte». Именно с этого произведения Моцарта в сентябре 2011 года для Теодора Курентзиса и всего коллектива начиналась пермская эпоха. Творчество Моцарта вообще имеет судьбоносное значение для MusicAeterna. В 2014-2016 годах на лейбле Sony Classical вышла вся трилогия соавторства Вольфганга Амадея Моцарта и либреттиста Лоренцо Да Понте: «Cosi fan tutte», «Le nozze di Figaro», «Don Giovanni». После чего мировая академическая общественность потянулась за билетами на выступления Курентзиса. Сейчас, спустя 8 лет, опера приобрела более симфоничное звучание и, кажется, еще более стремительный темп исполнения. В петербургской капелле музыканты Курентзиса играли на старинных инструментах – барочная гитара, лютня, деревянные фаготы, флейты, кларнеты. Струнная группа оркестра играла на жильных струнах, что добавило глубину и резонанс звучанию. Хаммерклавир (предшественник современного рояля) благодаря мастерству пианистки Марии Шабашовой придавал каждому речитативу особую драматургию. «Cosi fan tutte» в трактовке Теодора Курентзиса – редкое удовольствие, это очень тонкое понимание и чувство того, что хотел сказать композитор, особое партнерское или даже отеческое отношение к исполнителям, проживание каждой эмоции вместе с ними. Курентзис буквально пропевает партии со своими солистами, протанцовывает, пропускает музыку через себя. Но при всей перформативности внимание приковано к голосам исполнителей и звучанию оркестра. Сильный, драматичный, местами трагичный сопрано Надежды Павловой (Фьордилиджи), ее дуэты с Полой Муррихи (Дорабелла) – голоса, дополняющие друг друга и выдающие все оттенки женственности. Китайский тенор Мингджи Лей (Феррандо) – мягкий, романтичный, словно в противовес мощи и драматизму сопрано Павловой. К слову о перформативности, один из знакомых приемов маэстро – уступить дирижерский пульт солисту. Так было на концерте Рамо «Звук света», когда Надежда Кучер дирижировала исполнением пьесы Жана-Филиппа Рамо. В «Cosi fan tutte» Анна Касьян (Деспина) берет управление оркестром в свои руки, вытесняя дирижера с его законного места. Драматургическая деталь, которая как будто стирает грань между маэстро и зрителями, и на какое-то время он становится простым слушателем. Возможно, в этом заложен определенный смысл – игра музыкантов отточена до такого мастерства, что уже не важно, кто стоит за дирижерским пультом – музыка будет звучать именно так, как была задумана автором. Курентзис делает оперу понятной, привлекательной, уходит от привычного концертного формата: артисты разыгрывают мизансцены, показывают драматические таланты, переодеваются, используют реквизит. Традиционная для Курентзиса аутентичность исполнения дополняется актуальными деталями, так, на сцене появляется тот самый злополучный мобильный телефон (зрителям предлагалось сдать телефоны на время концерта) и костюмы в духе нового тарантиновского «Однажды... в Голливуде». В финале концерта уже традиционные овации, восторги и чувство сопричастности к чему-то очень правильному. В зале Леонид Десятников, Диана Вишнева, Александр Сокуров и еще десятки известных лиц, которые, как и все здесь, – обычные зрители. Кажется, в этот вечер все сложилось, и мы стали свидетелями начала новой петербургской эпохи Теодора Курентзиса и MusicAeterna.