Войти в почту

В долгий ящик. Отложили или отменили строительство Багаевского гидроузла?

Власти сдвинули сроки строительства Багаев­ского гидроузла в Аксайском районе Ростовской области. Как сообщает из­дание «РБК. Деньги», выделенные на него и Нижегородский гидроузел средства пойдут на другие цели. Будет ли вообще реализован этот проект? Река Дон входит в состав меж­дународного транспортного коридора «Север-Юг», который соединяет Балтийское и Чёрное моря и обеспечивает выход водного транспорта России в Евросоюз. Для увеличения глубины, что позволило бы перевозить более масштабные грузы, ещё в советские годы здесь планировалось строительство Багаевского и Аксайского гидроузлов. О проекте первого из них всерьёз заговорили в последнее десятилетие. Однако у проекта оказалось много противников. Глубже - лучше Проект строительства был включён в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Общая стоимость гидроузла с учётом обустройства водохранилища должна была обойтись в 22 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с инвестициями в строительство аэропорта Платов и больше, чем было потрачено на стадион «Ростов Арена». Первый этап строительства начался в апреле 2018 года. По словам тогдашнего министра транспорта России Максима Соколова, гидроузел увеличит пропускную способность Волго-Донского канала, обеспечит безопасность судоходства и позволит приступить к оздоровлению Цимлянского водохранилища. Глубина судовых путей после постройки гидроузла составит не менее четырёх метров - это позволит отправлять по реке более загруженные суда. Тогда же губернатор Ростовской области Василий Голубев отмечал, что Багаев­ский гидроузел позволит обеспечить несколько населённых пунктов бесперебойным водоснабжением, рыболовством, мелиорацией. Селёдки не будет? «Багаевский гидроузел не решает проблем водного транспорта. Пропускная способность водного пути не возрастёт. Потребуется дополнительное шлюзование, а в нижнем бьефе гидроузла проблемы останутся», - считает президент некоммерческого партнёрства «Национальный центр водных проблем», доктор технических наук Владимир Кривошей. По его мнению, грузопотоки переходят на другие виды транспорта, где себестоимость и условия перевозки грузов существенно лучше. Иными словами, грузов для роста перевозки водным транспортом нет, и в перспективе не ожидается. А резервы действующих сооружений существенно превышают фактическую загрузку. Словом, строительство Багаевского гидроузла нарушает базовый принцип гидростроения в России - комплексность использования водных ресурсов. Реализация проекта нанесёт урон экологии, экономике и населению. По мнению экологов, проект может поставить крест на нерестилищах рыб в этой зоне, в частности на популяции донской селёдки. Расстояние, которое мальки этого вида проплывают до попадания в Таганрогский залив, сократится со 150 до 70 километров. «Часть нерестилищ рыб будет затоплена и прекратит существование. Маловероятно, что река восстановится, поскольку потребуется проведение больших объёмов дноуглубления», - добавляет Владимир Кривошей. Конкурс не прошёл В августе 2019 года Росморречфлот предложил перераспределить 12,6 млрд рублей, выделенных на строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов в пользу нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». При этом власти опровергли слухи об остановке строительства Багаевского гидроузла: речь идёт только об отставании от графика работ. Их нужно было закончить к концу 2018 года, однако срок перенесли из-за нереста и ската молоди рыбы. «Это довольно рутинная процедура. В дальнейшем, когда стройка войдёт в обычный ритм, состоится обратный трансфер», - рассказал министр транспорта Ростовской области Андрей Иванов. Тем не менее, в мае 2019 года на конкурс на реализацию второго этапа строительства не поступило ни одной заявки.

В долгий ящик. Отложили или отменили строительство Багаевского гидроузла?
© АиФ Ростов