Встреча через столетие. Капелла имени Юрлова и Оркестр имени Осипова в гала-концерте к юбилею первого совместного выступления
За дирижерский пульт встали народный артист России Геннадий Дмитряк и народный артист России Владимир Андропов. Прозвучали увертюра "1812 год" и кантата "Москва" Петра Чайковского, отрывки из балета "Ромео и Джульетта" и кантата "Александр Невский" Сергея Прокофьева. Солисты - Юлия Меннибаева (меццо-сопрано), Александр Суханов (баритон), Лариса Костюк (меццо-сопрано и чтец). В концерте приняли участие ансамбль "Колокола России" под управлением Галины Филимоновой и духовой оркестр Большого театра России. Визуальные тематические проекции и гала-проекция фрагментов кинофильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" сопровождали музыкальное исполнение вечера. Торжественность исторического момента и надлежащую праздничность двойного столетнего юбилея задали первые же слова приветствия ведущего Артема Варгафтика: "Два прославленных коллектива-юбиляра - краса, гордость и мировая слава Отечественной музыкальной культуры. Это их встреча через столетие, это их праздник. У оркестра и у хора замечательное уникальное прошлое и светлая ясная перспектива на будущее." Фото: Елена Алексеева Национализированные в 1919 году декретами Советской власти оба коллектива впервые объединились на подмостках бывшего "Алексеевского народного дома" 15 июля 1919 года для совместного выступления. Государственный I Московский Великорусский оркестр, организованный русским музыкантом, виртуозом-балалаечником Борисом Трояновским, и Первый государственный хор под руководством Ивана Юхова - праотцы нынешних юбиляров. Столетие - возраст почтенный, но оба коллектива в прекрасной творческой форме, синтезирующей колоссальный опыт, традиции и молодую исполнительскую кровь нынешнего поколения певцов и музыкантов. Фото: Елена Алексеева Программа вечера была заявлена более, чем патриотичная, утоляющая все "национальные гордости великороссов". Кантата "Москва", стихи Аполлона Майкова, музыка Петра Ильича Чайковского - символ отечественной государственности - несла главную идею: "Пали два Рима, Третий стоит, четвертому не быть". Третий Рим - это Москва, опора греческой церкви после падения Константинополя. Увертюра "1812 год" Чайковского и "Александр Невский" Прокофьева - ода русскому духу и оружию. Над сценой Большого зала, во время звучания музыки, постоянно менялись репродукции исторических полотен, потом кадры эйзенштейновского фильма "Александр Невский" (1938), усиливая героико-патриотический дух публики и добавляя еще больший масштаб музыкальным фрескам. Все сочинения, безусловно, исполнялись в версии для солистов, хора и оркестра народных инструментов. Маэстро Геннадий Дмитряк, художественный руководитель юрловцев, дирижировал Чайковским в первом отделении. Прокофьева во втором - представил маэстро Владимир Андропов, художественный руководитель осиповцев. Фото: Елена Алексеева Сегодня все привыкли, что множество примеров академической музыки, написанной для симфонического оркестра, очень органично звучит в исполнении русских национальных тембров народного оркестра. В переложении для оркестра народных инструментов в репертуаре осиповского коллектива стоят сложнейшие произведения русской, западной и советской классики: Дж. Россини, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, М. Глинки, М. Мусоргского, И. Стравинского, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина. На юбилейном вечере звучание переложения кантаты "Александр Невский" для народного оркестрового состава подтвердило эту идею прекрасным слушательским восприятием. Тем более, что в прокофьевской партитуре, изобилующей русскими темами и наигрышами в качестве музыкальной характеристики новгородцев, есть к тому предпосылки. И если в кантате "Москва" иногда хотелось услышать для тембровой опоры все же скрипично-струнный колорит, то в "Невском" это желание исчезло. И, безусловно, духовики Большого театра сделали свое красивое духовое дело во всех сочинениях, мощно обогатив звучание народных инструментов. Солистка Лариса Костюк (меццо-сопрано), солистка театра "Геликон-опера", выступила в роли чтеца в кантате "Александр Невский". Очень часто на роль чтеца в такого рода жанрах традиционно приглашают Василия Ланового с его неповторимым тембром. Лариса Костюк тоже нашла свои, женские, краски для повествования. Сезон 2019-2020 пройдет для Капеллы имени Юрлова и Оркестра имени Осипова, безусловно, под флагом их векового юбилея. Уже 19 сентября в Концертном зале им. Чайковского осиповцы соберут своих друзей и поклонников на чествование своего коллектива. Что ж, перевернута страница на следующее столетие.