Как русский профессор защитил от птиц израильские самолеты
В утро 15 августа, когда весь мир облетела весть о волшебном спасении рейса А321, а затем и видеокадры мягкой посадки лайнера, только что заправленного под завязку авиационном топливом, с 224 пассажирами на борту в кукурузном поле под Жуковским, профессор Тель-Авивского университета Леонид Диневич впервые отказал мне в интервью. Проф. Л. Диневич рядом с радиолокатором на холме Латрун Впервые за почти четверть века со дня нашего знакомства. Причем сделал это сердито, в форме выговора: «Вы что, взбеленились? — спросил он. — Все утро звонки от вашего брата, не только наших местных, но из Варшавы и даже из Рио». «Леня, так ведь экипаж совершил подвиг!» — так я объяснил настойчивость коллег-репортеров. «С этим я согласен. Но вы требуете от меня заключений, советов. А я не могу, не уполномочен вмешиваться в дела другой страны». Миллионы птиц над страной Но я-то знал, к кому обращаюсь. Именно доктор Диневич много лет назад рассказал мне о том, что Израиль — и особенно его главный аэропорт Бен-Гурион — находятся на «главной автостраде» перелетных стай. Два раза в год — весной и осенью — над страной пролетают сотни миллионов птиц, предпочитающих двигаться над сушей на пути из Европы в Африку и обратно. Один из главных маршрутов этой армады пролегает над городом Лод, что расположен неподалеку от посадочных полос аэропорта. По наблюдениям ученых, парки города привлекали птиц, которые принимали эти зоны за оазисы. К тому же лет пятнадцать назад поблизости были две городские свалки, которые служили столовыми для пернатых. «Журавли прилетели». Отдых для птиц на озере в долине Хула (север Израиля). На заднем плане: вагончик со специалистами и туристами для наблюдения за жизнью птичьего базара (фото из архива зоологического факультета Тель-Авивского университета). Поняв это, ученые, руководство аэропорта, авиаторы — в том числе военные — постарались сделать все, чтобы причины столкновений самолетов и птиц исчезли либо были сведены до минимума. Сегодня эта цель достигнута. Когда специалисты говорят об этом, ни один не упустит возможности назвать два имени: профессора зоологического факультета Тель-Авивского университета орнитолога Йосси Лешема и его коллеги профессора Леонида Диневича. К слову, вот и он — легок на помине. Уже через несколько часов после нашего утреннего разговора с Леонидом на мою электронную почту поступило письмо от него. С небольшим предуведомлением: «Если этот текст будет передан в СМИ, прошу не менять в нем ни слова». Выполняю условие, поставленное проф. Л. Диневичем: «Защита всех летательных аппаратов от столкновения с птицами должна состоять из комплекса мероприятий для каждого аэродрома: на удалении 3–4 километров не должно быть свалок, куч мусора и других участков земли, где птицам хотелось бы питаться и отдыхать; поля, прилегающие к взлётной полосе, не должны содержать растений, привлекающих птиц; для отпугивания птиц на аэродромах применяются различные средства, в том числе световые и звуковые сигналы, лазерные пушки и даже активные, очень подвижные собаки, обученные “не любить” птиц. Эти собачки бегают и не позволяют птицам отдыхать. Лазерный луч периодически сканирует взлётные поля и отпугивает птиц, летающих очень низко над землёй. Однако важно, чтобы птиц не было на пути взлетающего и летящего на разных высотах самолёта. Эту задачу можно решать только с помощью радиолокатора». Как хорошо быть генералом В конце этой весточки приписка: «Остальные рекомендации сообщу через день. Должен подумать: очень ответственное это дело — давать советы. Леонид». А начать эту главу стоит со слова «радиолокатор». Точнее, речь пойдет о системе, построенной на базе советской метеорологической радиолокационной станции МРЛ-5. Эта станция была установлена на холме Латрун, расположенном в самом центре Израиля еще в 1995 году. И «привез» ее в Израиль из Молдавии… генерал-лейтенант Л. А. Диневич. Да-да, генерал, правда, гидрометеорологической службы СССР. Дело в том — и это не секрет, — что Леонид Диневич создал и 27 лет руководил самой крупной в Советском Союзе военизированной службой по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (увеличение осадков из облаков летнего и зимнего периодов, защита сельскохозяйственных культур от градобитий, борьба с заморозками и так далее). При этом занимал должность генерал-лейтенанта в системе Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Принимал участие в качестве ведущего специалиста в создании технологии воздействия на облачные процессы, разработках почти всех поколений технических средств воздействия (ракетные комплексы «Алазань», «Кристалл», «Небо», радиолокаторы «Ураган», МРЛ-5). К слову, сегодня друзья нередко подтрунивают над главным персонажем этих заметок, напевая после третьей рюмки романс «Как хорошо быть генералом» на стихи талантливого и юморного Михаила Танича. И опять тот же МРЛ-5. Именно он стал главным инструментом исследования и отработки методов распознавания птичьих стай, методики радиолокационной защиты от пернатых. По оценкам авиационного ведомства Израиля: «Внедрение проекта профессоров Тель-Авивского университета Йоси Лешема и Леонида Диневича по предотвращению столкновения самолетов и вертолетов с птицами без ущерба для пернатых сэкономило для Израиля порядка $1,3 миллиарда». Это сообщение было обнародовано в сентябре 2018 года на торжественном собрании в честь Дня Алии — есть такой праздник в стране, большая часть жителей которой — репатрианты. В этот вечер Министр Алии и интеграции Софа Ландвер вручила Диневичу диплом «Знак Почета» в номинации «Наука». Так был отмечен десятилетний стаж юбиляра на общественной должности председателя Форума ученых-репатриантов Израиля. Вечер в честь 70-летия проф. Л. Диневича. Депутат Кнессета Авигдор Либерман вручает юбиляру бутылку вина «Букет Молдавии». Рядом — министр Софа Ландвер (фото из архива Л. Диневича). Без купюр Уже на третий день — 18 августа — на мой е-мейл пришло более пространное, чем раньше, сообщение из Иерусалима, где живет Леонид с семьей. «Компьютеризированная радиолокационная орнитологическая система, разработанная в Израиле на базе советской метеорологической радиолокационной станции МРЛ-5, позволяет в автоматизированном режиме проводить наблюдения за перелётами птиц в любое время суток. Это позволяет выделить радиоэхо птиц на фоне сигналов, отраженных неподвижными или хаотично перемещающимися объектами, в том числе подстилающей поверхностью, облаками, осадками, атмосферными неоднородностями и др. Полученные координаты используются для расчёта векторов (направления и скорости) полёта группы птиц или каждой птицы в отдельности. Радиолокационные орнитологические карты поступают руководителям полётов всех аэродромов каждые 15–20 минут. С учётом этой орнитологической информации руководитель полётов устанавливает режимы полётов. Экономический эффект от реализации этого проекта, по расчётам военной авиации, за счёт сокращения расходов на ремонт самолётов, столкнувшихся с птицами, и на приобретение новых самолётов взамен погибших, примерно за 12 лет (1997–2009 годы) составил около $1,3 миллиарда… Что касается военной авиации, то и на ее аэродромах установлены ряд радиолокаторов, которые в оперативном режиме передают руководителям полётов орнитологическую обстановку над всей территорией страны». Такова вкратце концепция оригинальной технологии израильских ученых. Полностью же она изложена в их книге «Радиолокация птиц», изданной недавно в Иерусалиме. Когда я узнал о выходе этого фолианта в свет, не мог не поддеть Леонида: «Ты вроде бы уже два года на пенсии!» «Ты что, не знал, что бывших исследователей не бывает?» — спросил Диневич. А затем показал еще один томик на русском и английском. У книги длинный заголовок: «Пути оптимизации методов воздействия на осадкообразовательные процессы с целью увеличения осадков и предотвращения роста града». Оказывается, все эти годы наш герой ни на день не забывал о своей первой научной профессии — той, в которой он был генералом — руководителем службы спасения посевов сельхозкультур и садов Молдавии. Более того, все эти годы он оставался в строю, выезжая на консультации к метеорологам Болгарии, Бразилии и Аргентины. Когда я перелистал «Пути оптимизации…», то сам по себе возник вопрос, насколько то, что автор назвал новыми технологиями, применимо на Земле обетованной? Диневич был краток: «Это достаточно новые идеи, и существенно одно: их можно будет применить и в Израиле для решения проблемы увеличения осадков». Впрочем, это действительно совсем другая история… Автор: Ефим Лоевский