Войти в почту

У автора есть право … платить

Конвенция об охране литературных и художественных произведений была принята в Берне (Швейцария) 9 сентября 1886 года, но Российская империя, РСФСР, СССР, Российская Федерация в силу исторических и национальных особенностей так и не смогли органично и деловито вписаться в цивилизованные европейские юридические нормы. Для СССР они были не указ. Новая Россия вынужденно приняла их, но на свой особый – беспощадно рыночный - манер: владельцам издательств (если речь идёт о литературе) - всё, авторам – закон. Если «всё» принесло и приносит высшему менеджменту издательств баснословные деньги (многие из них, сменив гражданство, наслаждаются жизнью в других странах), то подавляющему большинству современных российских писателей «закон» об авторском праве не даёт практически ничего. Для утверждения норм, защищающих право автора творить и что-то за это получать в обществе, как минимум, необходимы две вещи. Первая – разработка и утверждение государством логичной, эффективной, а главное постоянно действующей системы защиты авторских прав. Вторая - ясное понимание субъектами авторского права (в данном случае писателями и издателями) необходимости неукоснительного соблюдения этих норм, даже в ущерб (это касается издателей) получаемой ими прибыли. Немаловажным обстоятельством видятся и приоритеты государства в культурной сфере. Какие книги, по мнению управляющих государством мужей должен читать народ? Отражающие его, народа, жизнь, ставящие перед ним судьбоносные вопросы, или – развлекательную, эротическую, детективную чернуху, отвлекающую народ от тяжёлых мыслей о настоящем и будущем? К сожалению, пока в России не сформировалась среда для естественного и гармоничного действия авторского права. Если государство отделило от себя литературу, отправило её в рынок, с какой стати оно будет тщательно следить за соблюдением прав писателей? Тем более, что в государственном реестре (перечне профессий для начисления пенсии) таковая профессия отсутствует? Ещё можно горько посожалеть о немощи писательского сообщества, не сумевшего отстоять свои права ни в плане сохранения оставшегося от СССР многомиллиардного имущества Литфонда, ни в плане профессионального взаимодействия с частными (других в стране не осталось) издательствами. Лишь удачно вписавшиеся в рынок «премиальные» счастливцы, работающие бригадным подрядом детективщицы и скандальные корыстолюбивые наследники некоторых классиков советской литературы пользуются услугами литературных агентов, внимательно отслеживающими соблюдение их авторских (наследственных) прав. У девяносто девяти процентов российских писателей нет средств для оплаты услуг литературных агентов. Многие даже не подозревают об их существовании. Писатели, особенно в провинции, вернулись во времена Гуттенберга: сам сочинил, сам отредактировал, сам напечатал за собственные деньги, сам распространил тираж. В этой схеме само понятие авторского права, понимаемого как защита материального интереса писателя, выглядит смешным. Более девяноста процентов художественной литературы в России сегодня издаётся конгломератом издательств-монополистов. Удостоенным внимания этих издательств, не «топовым» авторам предлагается подписать многостраничный (тяжело и непонятно переведённый с европейского аналога договор), в соответствии с которым автор, как минимум на три года, отдаёт своё произведение в полное и безраздельное владение издательству, которое обещает ему выплатить некий (как правило, весьма скромный) гонорар и так называемые «роялти» (проценты с продаж). Это всё. Издательствам невыгодно и неинтересно издавать и продвигать серьёзную, заставляющую читателя думать литературу. Проще забить книжный рынок переводной детективной халтурой, мемуарами «звёзд», вымученными, назначенными на «лидеров продаж» через получение литературных премий произведениями одних и тех же (на новых нет сил и креативной выдумки) авторов, объявленных обслуживающей эти издательства критической челядью властителями дум. На только что завершившейся Московской книжной выставке-ярмарке я разговаривал со многими издателями, выпускающими книги талантливых писателей разных направлений, то есть работающими не только на прибыль, но и на угасающе тлеющий в стране литературный процесс. Все они говорили о том, что работать стало трудно, что ими издаются книги, в основном, по программе различных грантов, получить которые не так-то просто. Некоторые признались, что не торопятся с рассмотрением текстов, если автор четко не указывает – сколько денег он готов (не важно из какого источника) заплатить издательству за публикацию его книги. Сегодня это основное, предоставленное государством и обществом писателю авторское право.

У автора есть право … платить
© Вечерняя Москва