Ещё

Красные или белые: битва плакатов. В Гражданской войне победило искусство 

Красные или белые: битва плакатов. В Гражданской войне победило искусство
Фото: АиФ-Омск
В  стартовал дискуссионно-выставочный проект «Гражданская война в музее. Музей в Гражданской войне». Он посвящён 100-летию тех трагических событий, что стали тяжёлым потрясением для народа с катастрофическими последствиями для всех сфер жизни.
Одно из центральных событий — выставка плаката «1919. Белый. Из забытого и уцелевшего наследия». К открытию экспозиции приурочили круглый стол «Два цвета — две правды?». Образовательную программу на этом не закончили. Организаторы обещают лекции и встречи с экспертами.
Графика и листовки
На выставке представлено свыше 130 произведений агитационно-пропагандистского искусства, в числе которых живопись, графика, плакаты, листовки, иллюстрации в периодике и отдельных изданиях 1919 года. Экспозиция подготовлена на основе малоизвестных художественных и исторических коллекций и рассказывает о плодотворности пребывания художников в период Гражданской войны в Сибири. По их работам восстанавливаются забытые страницы истории культуры региона.
«Выставка «датская», привязана к 100-летию Гражданской войны в , — сказала руководитель проекта, главный научный сотрудник Института всеобщей истории , профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена, д. и. н. Юлия Кантор. — Выставка первая за сто лет и потому особо ценная».
Впервые в России в таком объёме экспонируются малоизвестные и запретно-забытые произведения художников, оказавшихся на белой территории. Некоторые из них впоследствии благополучно устроились в Советской России и стали успешными и в личной жизни, и в профессиональной, иные эмигрировали, кто-то погиб. Но в их судьбе навсегда остался Омск.
Победила красная агитка
С октября 1918 по ноябрь 1919 года город пребывал в столичном статусе с резиденцией верховного правителя России и верховного главнокомандующего Русской армией. Омск стал притягателен для тех, кто был не согласен с политикой большевиков. Из  и Петрограда, из Поволжья, с Урала, особенно после взятия красными , из  в Омск к Колчаку прибыли тысячи беженцев. Среди них были артисты, художники, музыканты, благодаря чему в городе оживилась культурная жизнь.
И это были светила той поры, сверхпопулярные личности. Например, на выставке представлены работы Льва Бруни, в июле 1919 года он прибыл в Омск с женой (дочерью поэта Бальмонта). Он был талантливым художником, лидером авангардистов. Не чурался заказов, выполнял задания Осведверха — осве­домительного отдела верховного главнокомандующего Русской армией. По сути, он был художником-оформителем, эту службу ему потом припомнят, ограничат в правах.
А вот Митрофан Берингов — художник, особо почитаемый в Томске, о нём говорят как о создателе художественной коллекции. Сибирские годы — начальная, но важная веха его творческой биографии. В газете «Великая Россия» есть его иллюстрация «Хоть и сладок, а бьёт горько», а вверху подзаголовок: «Доблестная армия генерала Сахарова в боях с 1 по 9 октября разбила четыре дивизии красных». Берингов в своё время возглавлял один из секторов губернского отдела народного образования. По тем временам, да и сейчас, серьёзная чиновная шишка.
Характерно, что именно в обстановке начавшихся неудач на фронте в 1919 году пропаганде стало уделяться особое внимание. Правительство Колчака констатировало: «Красные превосходят нас в приспособленности ко вкусам и настроениям масс». Среди проблем также называют и запаздывание агитационных материалов по отношению к стремительно развивавшимся событиям, а также худшее (сравнительно с большевиками) полиграфическое качество изданий, особенно плакатов. Да и в отличие от белой пропаганды красная действовала жёстче. Советские агитационные тексты призывали не просто победить, а непременно убить противника.
Колчак — главный омич России
Круглый стол в рамках проекта собрал ударные силы омских историков, разбавив их специалистами по теме Гражданской войны, как выразилась руководитель проекта, от «Волги до Енисея». Поделили всё это на секции: «Память и мемориализация», «Интерпретация в искусстве и музейной практике», «Источниковедение и историография». Не раз звучала фамилия Колчак.
«История нашего города, к сожалению, не очень богата именами всероссийского масштаба, связанными именно с политикой, — сказал в своём выступлении д. и. н. . — Среди таких имен — личность адмирала. Она для всей страны главная. Если спросить не омича, кого он знает из исторических деятелей, связанных с Омском, первым будет ответ — Колчак, это чуть ли не главный омич России».
Кажется, что в истории нашего города белая столица и чуждый нам адмирал стали ярчайшей и, может быть, единственной интересной страницей.
Все беды от иностранцев
« (ВЦИОМ) в 2018 году представил данные исследования по теме отношения россиян к периоду Гражданской войны, — рассказывает доцент кафедры современной отечественной истории и историо­графии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, к. и. н. Владимир Кожевин. — Мнения россиян по поводу виновных в начале Гражданской войны в России разделились: 35% полагают, что главной причиной стало иностранное вмешательство, 34% обвиняют политику большевиков. Большинство — 58% — считает, что войны нельзя было избежать, 36% опрошенных утверждают, что всё можно было решить мирным путём. По мнению половины россиян (54%), большая часть населения была вынуждена вступить в Гражданскую войну, развязанную представителями отдельных политических сил. Согласно результатам опроса, основными источниками информации об истории Гражданской войны являются школы и вузы — этот вариант ответа выбрали 79% респондентов. Реже читают исторические книги и романы (48%), смотрят фильмы и сериалы (30%)».
Неудобный штрих биографии
«Омск, ставший центром сопротивления большевизму на востоке России и получивший статус её белой столицы с резиденцией верховного правителя, в конце 1918 года привлёк творческие силы из числа беженцев и военных, — говорит куратор выставки, главный научный сотрудник, хранитель коллекции русской живописи Омского областного музея изобразительных искусств им. Врубеля Ирина Девятьярова. — Они вынуждены были осваиваться в новых реалиях, некоторые органично влились в местную художественную жизнь, развивая её. Экспозиция показывает, что художники не прекращали творческой деятельности. Одни уходили в мир образов искусства и поэзии, другие участвовали в работе агитационно-пропагандистских учреждений, отражая тему борьбы с идейным противником — большевизмом, призывая к единению под российским флагом и победе. До сих пор неистребима норма, окутавшая нас благодаря мощным рычагам советской идео­логии: представление о том, что художник, который работал в колчаковской газете — это художник сомнительный, и, наверное, этот биографический эпизод лучше не упоминать вообще. Это оскорбляет его память».
Не третья столица, а временная
«С ноября 1918 года Омск был столицей белой России в противовес большевистской Москве. Это звание за Омском сохранялось всего лишь один год, но это был год действительно больших надежд на возрождение России и горьких разочарований. Столичный статус Омска долгое время замалчивался в советской историографии, потом наоборот. Но столичный статус города пре­увеличивать не следует. Он был таким лишь на время Гражданской войны. Сложившаяся тогда ситуация с двоевластием была явлением временным. У Белого движения и в мыслях не было оспаривать столичность Москвы. Омск был временной столицей, и эту функцию в зависимости от политической ситуации мог­ли выполнить и другие города: Новониколаевск, Екатеринбург, Иркутск. Но после окончания войны и установления власти лидеры Белого движения передали бы все функции Москве. Безусловно, омичам лестно, но историческая справедливость требует объективного формирования образа Омска, волею судеб оказавшегося в центре важнейших событий», — говорит Пётр Вибе, директор Омского государственного историко-краеведческого музея, д. и. н.
Жильцы дома избавляются от соседства с больными детьми
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео