Тёмная сторона Британской империи: эксперты рассказали о «белом» рабстве
История «черного» рабства основательно изучена специалистами и нет дополнительной необходимости в описании зверств в отношении «живого товара» из Африки, связанных с этим явлением. Однако в западной истории есть страница, которую современные исследователи предпочитают обсуждать исключительно в узком кругу специалистов, вместо того, чтобы рассказывать об этом «тёмном пятне» прошлого Британской империи широкой общественности. Речь идёт о соседях англичан - ирландцах, которых обратили в рабство английские правители Яков II и Карл I. С продажи Яковом II 30 000 ирландцев в рабство на американский континент началась история белой трансконтинентальной работорговли. В 1625 году он провозгласил своим указом высылку политзаключенных — ирландцев за рубеж для последующей продажи их англичанам — переселенцам в Вест-Индии. Самое большое количество рабов из Ирландии продавали в Антигуа и Монтсеррат в середине ХVII века. Более того, 70 % всех жителей острова Монтсеррат были невольники из Ирландии. Дальше процесс шел только по нарастающей. Больше полумиллиона жителей Ирландии были убиты, а 300 тысяч обратили в рабов в период между 1641 и 1652 годами. За этот короткий период население Ирландии уменьшилось с 1,5 миллиона до 600 тысяч. Следующее десятилетие было не менее трагичным — свыше 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет забрали из семей и вывезли для продажи в Новый свет. В эти же 1650-е года 52 тысячи взрослых ирландцев обоих полов продали в Барбадос и Вирджинию. В другие места было продано еще 30 тысяч жителей Ирландии. На Ямайку по приказу Кромвеля в 1656 году были отправлены в качестве рабов и проданы 2000 детей для нужд англичан. У англичан появилась целая индустрию по похищению детей. Специальные агенты британских торговых компаний высматривали на улицах бедно одетых детей, за которых явно некому было бы вступиться. Зачастую ими оказывались именно ирландцы, считавшиеся на протяжении всей истории Англии людьми низшего сорта. Выбрав подходящий момент, детей хватали и насильно увозили в порт, из которого целыми кораблями отправляли за океан. Хозяйственные англичане массово отправляли в колонии уголовных преступников, которым смертная казнь или пожизненное заключение заменялись рабством. Заодно брали и бродяг. Перечень «негодяев и бродяг», которых следовало ловить и высылать за океан, был разработан четко: «Всех тех, кто, попрошайничая, называет себя школярами; всех моряков, которые делают вид, что потеряли свои корабли и товары в море и слоняются по стране, выпрашивая милостыню; всех праздношатающихся людей по любой сельской местности, которые либо попрошайничают, либо занимаются всякими таинственными ремеслами или нелегальными играми... актеров, выступающих в интермедиях, и бродячих музыкантов... всех этих странников и простых работников, слоняющихся без дела и отказывающихся трудиться за разумную оплату, которую обычно предлагают». В колонии, кроме того, депортировались ссыльные по религиозным и политическим мотивам. Английский закон, направленный главным образом против секты квакеров, гласил: всякий, кто был трижды признан виновным в посещении «незаконных религиозных собраний», будет выслан в колонии. Такая же участь ждала тех, кто знал об этих «незаконных собраниях», но не донес властям. Жертвами колониального рабства стали также участники ирландского восстания 1641-1653 гг. и многие другие бунтовщики. Когда англичане подавили очередное восстание ирландцев в 1798 году —они продали в Австралию, Северную и Южную Америку тысячи жителей Ирландии. О том, насколько бесчеловечным было отношение к рабам из Африки и Ирландии, свидетельствует случай, когда за один раз с английского судна было выброшено в Атлантику 1302 невольника, из-за того, что на корабле не было достаточного количества еды. Параллельно активно шел процесс работорговли африканцами, однако даже к ним относились лучше из-за того, что они не были католиками, которых протестантская элита Англии считала менее развитыми существами, чем даже язычники. Кроме того, африканские рабы стоили существенно дороже, чем ирландцы. В конце ХУП века цена африканских невольников была крайне высока — 50 стерлингов в противовес 5 стерлингам за ирландца. Рабовладельцы могли избивать, клеймить и хлестать ирландского невольника до смерти — это не каралось законом. Смерть дорогого по цене африканца была более существенной финансовой потерей, нежели ирландского раба. Учитывая это фактор, английские колонисты придумали как можно увеличить прибыль с ирландских рабынь ради наживы. Рабовладельцы начали способствовать смешанным бракам ирландок с африканцами для получения невольников с темным цветом кожи. Такие рабы больше ценились, чем ирландские и позволяли английским переселенцам экономить средства, не приобретая негров. Так продолжалось нескольких десятилетий вплоть до 1681 года, когда был принят запрет «скрещивания» ирландок. Но и эта мера была предпринята в корыстных целях, а не в силу гуманистических устремлений колонистов, так как это ограничивало прибыль торговцев африканскими рабами. В колониальных газетах нередко можно было встретить такие объявления: «Только что прибыла из Лондона партия молодых, здоровых работников, состоящая из ткачей, столяров, сапожников, кузнецов, каменщиков, пильщиков, портных, каретников, мясников, мебельщиков и других мастеров. Они продаются по сходной. Можно также в обмен на пшеницу, хлеб, муку». Одна из бостонских газет сообщала в 1714 году о том, что богатый купец Сэмюэль Сеуолл «продаёт несколько ирландских служанок, большинство из них сроком на пять лет, одного ирландского слугу – хорошего парикмахера, и четыре или пять пригожих мальчиков-негров». Перестать заниматься торговлей «живым товаром» британцы решили лишь в 1839 году. Но несмотря на это, работорговлей продолжили заниматься английские пираты. Следует учесть тот факт, что британские колонии в Новом Свете были в первую очередь акционерным предприятием, и значительная часть американских земель принадлежала не обосновавшимся там поселенцам, а акционерам из Лондона, многие из которых никогда не бывали в Америке, но желали иметь хорошую прибыль с вложенных денег. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что, как и во всех исторических процессах, в основе использования ирландцев в качестве рабов лежали исключительно экономические интересы британского высшего общества. Сейчас ирландских невольников предпочитают называть «контрактными слугами», но термин — «рабы» к ним подходит больше, потому что их в ХVII-XVIII веках их именно продавали, а не заключали с ними пусть и кабальные, но все же договора. Подводя итоги, можно сделать несколько выводов. Во-первых, рабы в Америке были не только черными, но и белыми, причем порой количество белых рабов в некоторых регионах превосходило количество черных. Во-вторых, рабство в Америке (как «черное», так и «белое») было введено исключительно усилиями британской знати, заботившейся об увеличении своей прибыли от своих заокеанских колоний. В-третьих, до определенного момента не только южные штаты, но и северные поселения вовсю пользовались рабским трудом как черных, так и белых.