Войти в почту

Конец акционерного превосходства - Роль коммерческих предприятий в обществе нуждается в пересмотре

В своем заявлении, оправдывающем этот шаг, организация ссылается на необходимость платить справедливую заработную плату, предоставлять больше льгот и вкладывать средства в обучение, чтобы помочь сотрудникам ориентироваться в быстро меняющейся экономике. Корпоративное управление движется в этом направлении из-за растущего осознания того, что участие частного сектора необходимо для решения самых сложных проблем общества. Клиенты, сотрудники и инвесторы усиливают эту тенденцию, все чаще высказывая свои опасения по поводу социальных проблем. Этот формирующийся консенсус имеет решающее значение для согласования модели с участием многих заинтересованных сторон, в том числе и корпоративных инвесторов. Аналогичная эволюция произошла в секторе управления активами. Доля инвесторов, придерживающихся фактора «окружающая среда, социальная сфера и управление» (ESG), растет в последние несколько лет, и многие ведущие компании по управлению активами помогают в этом. Эта тенденция поднимает вопрос о том, имеют ли преимущество акционеры с чисто финансовым интересом. Многое будет зависеть от их количества, активов, которые они контролируют, и временных горизонтов. Но очевидно, что поддержка со стороны долгосрочных инвесторов, таких как пенсионные фонды и другие управляющие фонды, помогла склонить чашу весов к поддержке ESG. В любом случае цель модели с участием многих заинтересованных сторон не состоит в том, чтобы сделать инвесторов и советы директоров пассивными или бесправными. Мы не возвращаемся к эпохе «управленческого капитализма», модели корпоративного управления, предшествовавшей появлению активности инвестора и принципу главенства акционеров. Но также не следует истолковывать объявление «Делового круглого стола» как еще один небольшой положительный шаг в более длительной тенденции. Это намного большее. Начнем с того, что заявление группы является четким сигналом о намерении американских руководителей изменить не только корпоративное управление, но и роль коммерческих предприятий в обществе. Оно устанавливает новые правила погони за доходностью капитала - границы, которые предназначены для защиты интересов групп (сотрудников, плохо информированных клиентов, поставщиков, будущих поколений), которым часто не хватает рыночного влияния, чтобы защитить себя. Наиболее важно, что шаги предпринимаются в то время, когда неравенство в богатстве растет, и когда право собственности на финансовые активы становится все более концентрированным. Но еще более интересной особенностью перехода к социально сознательному корпоративному управлению является то, что оно открывает двери для новых, более креативных бизнес-моделей. Уже сейчас некоторые из наиболее успешных компаний в мире (с точки зрения прибыли для инвесторов) создали бизнес-модели для решения экономических и социальных задач. Рассмотрим китайского гиганта электронной коммерции Alibaba. Основанная с целью расширения доступа к рынку для малых и средних компаний, она и ее финансовое подразделение Ant Financial остаются приверженными этой миссии. Растущее количество фактических данных в Китае и других странах свидетельствует о том, что энергичные экосистемы электронной коммерции и технологий, разработанные Alibaba, могут внести существенный вклад в инклюзивный рост. Перед объявлением о проведении круглого стола индийский конгломерат Reliance Industries Limited провел свое ежегодное собрание в Мумбаи, где его председатель Мукеш Амбани выступил с поразительной речью. Подчеркнув, что создание ценностей для компании теперь зависит от партнерских отношений с индийскими фирмами, а также с такими транснациональными корпорациями как Microsoft (для своих облачных вычислений), Амбани назвал заинтересованные стороны «индийской экономикой, людьми Индии, нашими клиентами, сотрудниками и акционерами». Не может быть более четкого заявления о модели с участием многих заинтересованных сторон. Ключевым компонентом стратегии Reliance является ее дочерняя компания Jio, которая начала продавать доступные смартфоны в 2016 году с целью объединения всех в Индии. По словам Амбани, у Jio более 340 миллионов клиентов, и каждый месяц их становится на 10 млн больше. Другими словами, компания, основанная с социальной миссией менее трех лет назад, уже является крупнейшим оператором смартфонов в Индии и вторым по величине оператором в одной из самых густонаселенных стран в мире. Более того, благодаря использованию индийской программы биометрической идентификации (Aadhaar), Джио, кажется, вносит большой вклад в цифровую связь для широкого круга индийцев, включая бедных людей, которые ранее не имели банковских счетов или доступа к кредитам. И поскольку она продолжает расти, компания будет предлагать множество других ценных услуг для малого бизнеса и миллионов предпринимателей, усиливая положительное влияние, которое оно уже оказывает на инклюзивный рост. Цифровые технологии обычно сопряжены с высокими постоянными затратами. Такие фирмы как Alibaba или Jio могут предоставить платформу для множества других бизнес-моделей, построенных вокруг социальных целей. И этот эффект особенно силен на потенциально крупных рынках, таких как Китай, Индия, Индонезия, Бразилия и США. Недавняя декларация Делового круглого стола представляет собой важный шаг вперед для модели с участием многих заинтересованных сторон. И не случайно, что некоторые из наиболее успешных глобальных компаний сегодня были явно задуманы и построены на основе многосторонних ценностей.

Конец акционерного превосходства - Роль коммерческих предприятий в обществе нуждается в пересмотре
© Версия