Что такое рентабельность компании
Эксперт — Мария Алексеева, бухгалтер. Записалa Наталья Болдырева, редактор. Иногда предприниматели думают: если они зарабатывают много денег, значит, всё хорошо. Но высокая выручка может быть и у нерентабельного бизнеса. Так называют компании, в которые вкладывают деньги, но получают мало прибыли. Или прибыль растет, но траты растут еще быстрее. Чтобы такого не случилось, важно считать рентабельность — отношение прибыли к расходам. Если вложений много, а прибыли мало — рентабельность низкая, и бизнес может прогореть. Запомните общее правило: чем выше рентабельность, тем успешнее компания. Зачем нужно считать рентабельность Рентабельность — основной показатель, который важно считать всем, от небольших компаний до крупных холдингов. Рентабельность нужна, чтобы: взять кредит в банке на развитие бизнеса. Нерентабельному бизнесу получить кредит сложнее; привлечь инвесторов или отчитаться перед инвесторами и акционерами; контролировать бизнес. Чтобы понять, эффективно ли работает компания, не уходят ли деньги в пустоту и стоит ли продолжать работать, как работали; подготовиться к вопросам налоговой: почему компания много зарабатывает, еще больше тратит на производство и из-за этого платит меньше налогов. Можно сказать, что нерентабельный бизнес — это провальный бизнес. Это как потратить все деньги на продукты, чтобы приготовить ужин, а в итоге получить сгоревшую запеканку. Как считать Общую рентабельность компании считают по формуле: прибыль разделить на себестоимость и умножить на 100%. Что такое балансовая прибыль — читать в «Деле» Разберемся, из чего складывается формула: прибыль — это чистый доход компании до вычета налога на прибыль. Ее еще называют балансовой прибылью, мы об этом писали; себестоимость — все затраты компании на производство товара или оказание услуг. Это стоимость сырья и материалов, аренда помещения, зарплаты сотрудникам, амортизация и другие расходы; 100% — на эту цифру умножают, так как рентабельность считают в процентах. А теперь рассмотрим на примере: Прибыль ООО «Вареник» за полгода — 1 000 000 рублей. Чтобы заработать эти деньги, компания потратила 500 000 рублей. 1 000 000 делим на 500 000 и умножаем на 100% = 2%. А теперь компания, которая заработала больше «Вареника»: Прибыль ООО «Пельмень» за полгода — 2 000 000 рублей. При этом компания потратила 1 200 000. 2 000 000 делим на 1 200 000 и умножаем на 100% = 1,6%. Получается, «Пельмень» заработал больше, но рентабельность его ниже, а значит, дела у компании хуже. Мы привели две компании в сравнении, чтобы было понятнее, как работает рентабельность. Но чтобы оценить свою компанию, не нужно смотреть на других. Показатели рентабельности — скачать таблицу на сайте налоговой Каждый год налоговая составляет таблицу рентабельности по видам деятельности. В ней пишут средние показатели — по нашей формуле нужно смотреть первую колонку. Если у вас заметно ниже этих показателей, то и рентабельность низкая. Что еще можно считать Рентабельность может быть нескольких видов. Главное — общая рентабельность бизнеса, о ней мы рассказали выше. Еще бывает рентабельность активов, продаж, персонала, собственного и привлеченного со стороны капитала. Любую рентабельность считают по общему принципу: прибыль делят на затраты или использованные ресурсы. Например, для рентабельности продаж прибыль от основной деятельности нужно разделить на выручку и умножить на 100%. Вот из чего складывается формула: прибыль от основной деятельности — это чистый доход компании до вычета налога, но только от продажи товаров или услуг. Сюда не входят проценты от вкладов, деньги от продажи имущества и любые прочие доходы; выручка — это доход компании от основной деятельности без учета расходов. Считаем на примере: Выручка ООО «Вареник» за полгода — 3 000 000 рублей. Когда из этой суммы вычли все расходы, получилась прибыль в 600 000 рублей. 600 000 делим на 3 000 000 и умножаем на 100% = 0,2%. Нет точных критериев, какая цифра — хорошо, а какая — плохо. Но можно ориентироваться на такие показатели: до 5% — низкая рентабельность; от 5% до 20% — средняя; больше 20%, а то и 30% — вы близки к тому, чтобы о вас написал Форбс. В подсчетах рентабельности не стоит смотреть только на таблицу налоговой и общепринятые цифры — еще нужно сравнивать со своими результатами за предыдущий период. Например, в первые полгода рентабельность была 2%, а следующие полугодия — 2,5 и 3%. В целом, она может быть ниже цифр по отрасли, но для вашей компании это неплохо.