Бесхозным котельным подыщут хозяина
Регионы вскоре могут обрести эффективный инструмент решения проблем с брошенными хозяевами котельными, финансирование которых в настоящее время нередко проходит на уровне полулегальных схем и личных договоренностей субъектов с теплоснабжающими организациями. Внесённый в Госдуму тюменскими парламентариями законопроект позволяет органам местного самоуправления выделять деньги, не опасаясь прокурорских санкций за нецелевое расходование бюджетных средств. В пресс-центре «Парламентской газеты» законодатели и эксперты 4 сентября обсудили перспективы предложенного решения наболевшей проблемы. Исключительная мера оказания помощи По оценкам специалистов, в России сегодня насчитывается около тысячи бесхозных котельных, которые между тем продолжают функционировать и снабжать теплом дома российских граждан. Юридически такие котельные находятся за балансом муниципалитетов, поэтому закон запрещает финансировать их за счёт бюджета, приравнивая в общем-то разумное поведение местных властей (не оставлять же людей посреди зимы без тепла) к банальному преступлению. Как быть в такой ситуации, каждый регион решает по-своему. Где-то договариваются с ресурсниками, а где-то пренебрегают буквой закона и подкидывают деньги производителям тепла на свой страх и риск, годами после отбиваясь в судах от претензий взыскательных прокуроров. Эксперт Федеральной палаты работодателей Егор Штык считает, что внесённый законопроект такую неурегулированность вопроса устраняет, позволяя местным властям более оперативно решать назревшие проблемы в теплоснабжении. «Согласно действующему закону, бесхозная недвижимость по разным процедурным соображениям может быть принята на баланс муниципалитета только спустя год после выявления такого объекта. Вопрос в том, каким образом содержать брошенную котельную в течение этого срока, как финансировать её, не выходя за рамки закона? До сих пор ответа на него не нашлось», — отметил он. В отношении брошенных теплосетей такой ответ существует. Нормы Закона «О теплоснабжении» определяют исключительный порядок содержания и обслуживания бесхозных тепловых сетей до признания права собственности на них. Законодатели предлагают применить эту норму и в отношении брошенных котельных. «При этом все затраты на топливно-энергетические ресурсы должны быть учтены в составе тарифа организации, которая будет в дальнейшем по соглашению с муниципалитетом эксплуатировать котельную», — уточнил Егор Штык, добавив, что это поможет предотвратить аварийные ситуации. Бросают, а денег не дают Вопрос маленьких брошенных котельных, по мнению члена Комитета Госдумы по энергетике Бориса Гладких, сегодня перерастает в большую общероссийскую проблему, решить которую без привлечения средств из региональных бюджетов не получится. По крайней мере, роль исполнительной власти на местах в этом вопросе должна стать ведущей. В качестве решения проблемы законодатель видит создание в регионах организаций со стопроцентной долей собственности субъекта, которые могли бы на вполне законных основаниях управлять проблемным объектом. Другой важный момент, на который обратил внимание Гладких, — прогнозирование появления проблем в ЖКХ. Точный расчёт и аналитика в этой сфере помогут избежать будущих неприятностей и значительно снизить издержки на ликвидацию последствий от них. С ним согласна и руководитель центра повышения энергоэффективности многоквартирных домов ЖКХ Контроль Надежда Тармаева, которая в ходе дискуссии напомнила, что сегодня за бесперебойное предоставление коммунальных услуг отвечает муниципалитет. «Собственники котельных в случае банкротства обязаны передавать их местному самоуправлению с соответствующим финансированием, но это происходит далеко не всегда. Котельные просто бросают. В случае принятия законопроекта органы местного самоуправления получат возможность оперативно решать вопросы, связанные с определением теплосетевых организаций, ответственных за работу таких вот брошенных объектов». Мера, безусловно важная и нужная, но она не решит проблему полностью, так как за бортом парламентской инициативы остаются прочие разного рода бесхозные инфраструктурные объекты, считает ведущий эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Дмитрий Хомченко. По его мнению, гораздо эффективнее было бы создать всеобъемлющий законопроект, который бы учитывал интересы всех сторон. Хотя и в этом случае полностью решить проблему бесхозных котельных будет сложно из-за чисто технических препон при постановке на муниципальный учёт, отмечает доцент кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко. «Если инфраструктура когда-то была построена таким образом, что сегодняшним техническим стандартам она уже не соответствует, то кадастровая палата такой объект не принимает, — объяснила эксперт. — А значит, и финансировать такой объект местные власти не вправе».