Ещё
Эрдоган шантажирует Трампа
Эрдоган шантажирует Трампа
В мире
Россиянку с инсультом везли в больницу на полу вагона
Россиянку с инсультом везли в больницу на полу вагона
Общество
В ПАСЕ сделали заявление о статусе ДНР
В ПАСЕ сделали заявление о статусе ДНР
В мире
Самолет вернулся в Шереметьево из-за болезни пассажира
Самолет вернулся в Шереметьево из-за болезни пассажира
Происшествия

В древнем городе пересеклись судьбы великого поэта и его прадеда 

В древнем городе пересеклись судьбы великого поэта и его прадеда
Фото: Российская Газета
В августе 1824-го…Побывать в  поэту довелось в августе 1824 года. Тогда он с грустью покидал милую ему Одессу — путь лежал в северную Псковскую губернию, в сельцо Михайловское. Верный дядька погрузил в дорожную коляску нехитрые пожитки поэта, княгиня Вера Вяземская взмахнула на прощание платком, и экипаж неспешно тронулся в путь. через неделю, вечером 7 августа, преодолев сотни верст по дорогам Малороссии, путешественники достигли . На почтовой станции Пушкина, одетого по-дорожному «в желтых нанковых шароварах и русской измятой рубахе», уже встречали горячие почитатели — офицеры гусарских полков, расквартированных в Могилеве. Дружеская пирушка, начавшаяся тут же, в станционном доме, продолжилась на квартире Куцынского, корнета Лубенского гусарского полка. Александр Сергеевич, по воспоминаниям очевидцев, читал свой «Веселый пир», и ему восторженно внимали бравые гусары. Не одна бутылка шампанского была распита в ту ночь, а под утро вся веселая компания проводила поэта в дорогу. В пятом часу утра Пушкин покинул гостеприимный Могилев. В тот же день он проехал …Знай поэт, что с этим городом связано имя его прадеда Абрама Петровича Ганнибала, — непременно остановился бы в Полоцке!Ошибка биографаУпоминаний о пребывании прадеда поэта в Полоцке нет ни в одном из бесчисленных трудов, посвященных необыкновенной судьбе «царского арапа». Виной тому — ошибочно записанный биографом Адамом фон Роткирхом 1707 год, как год его крещения в Вильне. Известно, что арапчонка Ибрагима в числе «трех арапов малых робят» привезли в  из Константинополя осенью 1704 года — держать маленького «басурманина» нехристем при дворе долгих три года явно бы не стали. Более того, в Вильно на стене Святой Параскевы Пятницы, где крещен был арапчонок, сохранилась мраморная мемориальная доска с выбитым на ней старинным текстом: «В сей Церкви Император Петр Великий в 1705 году слушал благодарственное молебствие за одержанную победу над войсками Карла XII, подарил ей знамя, отнятое в той победе у шведов, и крестил в ней Африканца Ганнибала — деда знаменитого поэта нашего А. С. Пушкина». Очевидно, запись сделана по старым метрикам, где указывался именно этот год, — а церковные книги заслуживают доверия. Но, пожалуй, самое веское свидетельство оставил сам Абрам Петрович: "…И был мне восприемником от святые купели Его Величество в Литве в городе Вилне 1705-м году…"Ошибка в дате (ее приблизительность признавал и биограф Ганнибала) и дает мне смелость утверждать, что маленький арапчонок, носивший в то время имя Ибрагим, жил в Полоцке. Откроем пушкинскую «Хронику Петра» и внимательно всмотримся в события 1705 года. Свидетельства ПушкинаПушкин — исследователь серьезный. «Не смею и не желаю взять на себя звание Историографа после незабвенного Карамзина, — признавался он, — но могу со временем исполнить давнишнее мое желание написать Историю Петра Великого и его наследников до Государя Петра III». В последние годы жизни поэт был увлечен деяниями и самой личностью Петра Великого, и все сведения добыты им из архивов, он, по его же словам, буквально «зарывался» в них. Так что в достоверности исторических фактов и событий сомнений нет. Итак, Пушкин свидетельствует:"1705 год… Петр собрался ехать в Польшу, но 5 мая занемог лихорадкою — и успел выехать не прежде, как в конце мая. По пути к Полоцку осматривал сад и костел в местечке Микалишки…В Полоцке Петр нашел Шереметева, Огильвия, Репнина, уже соединившимися…1 июля Петр с главным корпусом выступил к Вильне…Петр прибыл в Вильну 15 июля…1 августа, предоставя начальство над войском в Вильне Огильвию… сам пошел в Курляндию преследовать Левенгаупта". Временные рамки сужаются: Петр провел в Вильно всего две недели — вторую половину июля 1705 года. Именно в это время он и крестил своего питомца. Но вместе ли они были в Полоцке?Дом на Западной ДвинеИзвестно немало свидетельств о пребывании в Полоцке русского монарха. Сохранился и старинный дом, где почти месяц жил Петр I. Каменный одноэтажный особняк, крепко вросший в землю, стоит на берегу Западной Двины, в историческом сердце города. У меня нет сомнений: именно здесь в июне 1705 года вместе с русским царем жил его любимец, маленький Ибрагим! Ведь арапчонок находился неотлучно при своем высоком покровителе. Мальчик обладал необыкновенно чутким слухом — по этой причине Государь велел ему спать подле него в царской спальне или где-то поблизости. Как свидетельствовал историк Голиков, юный Ганнибал, «как бы он ни крепко спал, всегда на первый спрос просыпался и отвечал». Из этого дома 1 июля Петр «выступил к Вильне», где и крестили Ибрагима. А двумя днями раньше, 29 июня, в день святых апостолов Петра и Павла, тридцатитрехлетний Государь праздновал в Полоцке свои именины и милостиво принял приглашение от отцов-иезуитов отобедать у них. В тот памятный день арапчонок Ибрагим наверняка с любопытством глазел на купола Святой Софии, на медленно текущую у подножия холма Двину, на иезуитский Коллегиум и на мощный крепостной вал времен …P. S. В полоцком домике Петра I разместилась ныне музейная экспозиция «Прогулка по Нижней Покровской». Более трех сто— летий назад по этой улочке, ведущей к Софийскому храму, прогуливался со своим авгус-тейшим покровителем и маленький арапчонок. Кто знает, возможно когда-нибудь в Полоцке будет поставлен памятник Абраму Петровичу Ганнибалу, славному сыну России и Эфиопии, предку русского гения, кровными узами соединенного с Беларусью.
Видео дня. Депутат Госдумы подарил главе района баночку вазелина
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео