Ещё

«Белая лилия Сталинграда»: как Литвяк стала самой результативной летчицей-истребителем в Войну 

«Белая лилия Сталинграда»: как Литвяк стала самой результативной летчицей-истребителем в Войну
Фото: ТК «Звезда»
Лидия Литвяк стала единственной женщиной, управлявшей истребителем, которую удостоили звания Героя Советского Союза.
На фронтах Великой Отечественной войны воевали около миллиона женщин. Но, без сомнения, ореолом романтики окутаны летчицы, чьи стойкость и отвага служили примером и вдохновляли других. Особое место в этом ряду занимает Лидия Литвяк — единственная женщина-пилот истребителя, удостоенная звания Героя Советского Союза.
Лидия Литвяк знала наизусть все сцены и реплики героини из фильма «Летчики». Он вышел на экраны в 1935 году. Уже тогда в летных школах по всему миру девушки наравне с мужчинами осваивали азы пилотирования. И даже ставили рекорды.
«До войны молодежь очень увлекалась нашей авиацией, летчиками. И такие имена, как Чкалов, Байдуков, Беляков, они гремели по всему Советскому Союзу. Авиацией увлекались не только мальчишки, но и девчонки», — говорит , ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва».
Лидия Литвяк родилась в  18 августа 1921 года. Спустя 12 лет в Советском Союзе именно 18 августа станет Днем всесоюзной авиации. Лидия гордилась этим обстоятельством и была убеждена — оно определило всю ее жизнь. Хотя никто вокруг и представить не мог, что она свяжет свою судьбу с небом.
В 15 лет Лиля Литвяк совершила свой первый самостоятельный полет. Девушка смогла поступить в Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов. После окончания по распределению попала в Калининский аэроклуб. Через несколько месяцев после выпуска, в мае 1941 года журнал «Самолет» опубликовал статью, где Лиля Литвяк была указана в числе лучших инструкторов .
«В Калининском аэроклубе, там она поставила на крыло сорок пять курсантов. Можете себе представить: в девятнадцать лет девушка обучала летному мастерству мужчин. В девятнадцать лет — гениально», — считает Николай Горнаков, директор ассоциации содействия развитию культурных традиций.
Когда началась Великая Отечественная война, Калининский аэроклуб решили эвакуировать в . Литвяк отказалась ехать в тыл. Она рвалась на фронт. Однако раз за разом получала отказ — «Вы нужнее здесь, готовьте летчиков». Все изменилось, когда Герою Советского Союза Марине Расковой удалось добиться лично у Сталина разрешения сформировать три женских авиационных полка.
Изначально планировалось создать один женский полк, но желающих собралось на целую армию. И тогда сформировали три полка: 586-й истребительный, где девушки должны были летать на Як-1, 587-й бомбардировочный на Пе-2 и 588-й ночной бомбардировочный на легких У-2, летчиц которого фашисты назовут «Ночными ведьмами».
Лиля мечтала попасть в истребители и пошла на хитрость — приписала себе недостающие 100 часов полета. Все решали так называемые контрольные полеты. На них нужно было продемонстрировать воздушный почерк, искусство маневра, управление скоростью.
9 декабря 1941 года на аэродроме Энгельс под Саратовом осуществилась мечта Литвяк. Она успешно сдала экзамены и была зачислена в 586-й истребительный женский авиаполк.
Девушки рвались в бой, но их сначала передислоцировали на аэродром в город Энгельс под Саратовом и стали дополнительно обучать. Наставника Литвяк поразил ее мужской стиль пилотирования. Особенно это проявлялось во время ночных тренировочных полетов.
Для управления самолетом в это время суток тогда еще не было приборов. Все решало мастерство летчика. Лиле нужно было идти на посадку в полной темноте. Лишь когда до земли оставалось 50 метров, на земле звучала команда «огонь, подливай», и техники зажигали несколько факелов из пакли, пропитанных маслом — освещали взлетно-посадочную полосу. Литвяк обладала отличным глазомером и могла безошибочно посадить самолет в полной темноте.
В конце февраля 1942 года Лиля Литвяк со своими однополчанками отправилась на первое боевое дежурство — патрулирование с воздуха железнодорожного моста через Волгу рядом с Саратовом.
27 мая 1942 года восемь девушек-летчиц из первой эскадрильи 586-го истребительного авиационного полка, в том числе Лиля Литвяк, решились написать письмо Сталину. Они просили срочно отправить их на фронт, на главные рубежи обороны. Писали, что, будучи профессиональными летчиками-истребителями, хотят защищать небо Родины, уничтожать врага в небе и на земле.
Через три месяца первую эскадрилью, в которую входили , , Клавдия Блинова, Клавдия Нечаева, , Ольга Шахова и Лидия Литвяк, отправили на фронт. Девушки попали под Сталинград.
«В Сталинграде, конечно, обстановка была очень тяжелая, фашистская авиация господствовала в небе. Горело буквально все. Бомбили все переправы, дороги. То есть город представлял собой гигантский пожар», — рассказывает Елена Ломакина, ведущий научный сотрудник музея-заповедника «Сталинградская битва».
13 сентября 1942 года в небе над Сталинградом схлестнулись четыре наших Яка против восьми «юнкерсов» и «мессершмиттов». Это был второй боевой вылет Лидии Литвяк. Девушка сразу наметила себе «юнкерс», и, уходя от прицельных очередей, приблизилась к врагу почти вплотную, со стороны так называемой мертвой зоны, у хвоста. И стала хладнокровно его расстреливать.
От «юнкерса» полетели куски обшивки, он загорелся и стал падать. «Счет открыт», — подумала Литвяк. Но радоваться было рано. Напарницу Лили Раю Беляеву атаковал «мессершмитт», а у Раи закончились боеприпасы. Чтобы спасти подругу, Литвяк бесстрашно бросилась на врага, заставляя принять бой. Но опытный противник умело уходил от ее атак и сам старался нанести удар. И все же Лиля ухитрилась зайти в хвост и меткой очередью прошила крыло и фюзеляж. Девушка заметила: когда «мессершмитт» стал падать, немец успел выпрыгнуть с парашютом. Сбитый летчик после допроса протянул Лиле свои золотые часы — в знак восхищения. Но Литвяк ответила, что подарков от врагов не принимает.
11 февраля 1943 года в небе над Сталинградом четверка советских истребителей, одним из которых управляла Лиля Литвяк, оказалась против 25 противников. По шесть машин на каждого, но наши летчики в полном составе вернулись из боя. Немцы не досчитались шести самолетов. Литвяк сразу удалось сбить один «юнкерс». Помогая командиру, она добила еще один истребитель. Два сбитых за один вылет, а всего — уже пять на счету. 23 февраля 1943 года ей вручили первую боевую награду — орден Красной Звезды.
Товарищи прозвали ее «Белой лилией Сталинграда». За один год на фронте Литвяк совершила 268 боевых вылетов, сбила 15 вражеских самолетов и стала самой результативной женщиной, пилотирующей истребитель, за всю войну.
Лидия Литвяк погибла 1 августа 1943 года. Через 17 дней ей должно было исполниться 22 года. Ее удостоили звания Героя Советского Союза. Гибель летчицы оплакивал весь полк, и вдруг… Поползли слухи, что в тот трагический день свидетели видели совсем не крушение самолета, а мягкую посадку. Девушка-пилот перебралась в поджидавшую ее машину с немецким офицером и уехала. Друзья Литвяк отказывались в это верить. Но опровергнуть донесение могло только одно — обнаружение тела и останков самолета. А найти их не удавалось. Что же произошло на самом деле? И как, спустя годы, была восстановлена историческая справедливость? Смотрите в цикле «Легенды армии» 3 сентября в 19.40 на телеканале «Звезда».
Видео дня. Спустили на землю: чиновника наказали за скандал в аэропорту
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео