Войти в почту

Трое татищевцев на «УАЗиках» покорили «Гору мертвецов»

Идея посетить перевал Дятлова, пользующийся до сих пор дурной славой у экстремалов-туристов, возникла у наших земляков еще в прошлом году. Путь на заполярный Урал неблизкий и очень рискованный. Путешественники продолжают погибать в проклятом месте. Поэтому следовало проложить маршрут и выбрать наиболее безопасный путь. Покорение перевала началось с города Ивдель в Пермском крае. Расстояние в полторы тысячи километров татищевцы Денис Поздеев, Сергей Антонов и Максим Смоляков преодолели на автомобилях. Далее начался самый тяжелый участок пути. Через несколько горных рек, болота и леса любители экстрима достигли плато Маньпупунёр. Продвинувшись вдоль реки Ауспия еще 20 километров, жители Татищевского района добрались до знаменитого перевала. На самый опасный отрезок путешествия ушла неделя. 24 августа, достигнув цели, покорители опасной вершины Уральских гор отправились домой. Все это время туристы-экстремалы находились вдалеке от цивилизации, связи и мобильного интернета. Связаться с близкими и оправить небольшой отчет о совершенном марш-броске на «Гору мертвецов» они смогли уже на обратном пути домой. Своими впечатлениями от пережитого в коварных горах полярного Урала поделился Сергей Антонов, один из участников экспедиции. - Мы заранее согласовали наш заезд на плато Маньпупунёр, поскольку это территория природного заповедника, - рассказывает Сергей. – Начальной точкой путешествия стал город Ивдель. Здесь расположены спасательная база, заправка, магазин. Необходимо обязательно зарегистрироваться у МЧС, то есть оставить свои контактные номера телефонов и сотовые близких, примерный маршрут и плановое время возвращения обратно. В местном продмаге мы закупили провизию, поскольку дальше на сотни километров не будет ни магазинов, на заправок. До следующего «пункта цивилизации» - поселка Вижай - пришлось добираться по грунтовке. По дороге путешественники проезжали мимо озера. Позже местные жители рассказали, что это бывший затопленный карьер. Но глубина водоема под двести метров. В таком утонешь, никто и никогда не узнает. - Небольшой поселочек условно тянет на цивилизованное место, - говорит Сергей Антонов. – Здесь туристические группы снимают жилье, если нужно передохнуть перед дальней дорогой, помыться в бане. Однако мобильная связь тут не ловит, и продмага тоже нет. Первым серьезным препятствием для нас стала река Вижай. Даже летом местные речушки небезопасны – в горах тает снег, поэтому уровень воды достаточно высокий. Перед тем как ехать вброд, вперед выдвигаются «разведчики», держась за трос руками. Течение такое, что даже стоя в реке по колено может запросто смыть, хотя глубина всего метр. Держаться не за что – камни скользкие и острые. Кое-как я доплелся до противоположного берега. Ну а где прошел человек, проедет и УАЗ. Чтобы машины не унесло течением, связали их тросами. Когда штурмовали реку, пережил бурю эмоций. Вода порой поднималась до капота, автомобиль так «трепало» в воде, что казалось - еще чуть-чуть, и нас унесет вниз по течению. С коварством местных рек могли поспорить только комары. Гнус стал самым настоящим проклятьем для экспедиции. От жужжащих круглосуточно насекомых не спасали ни припасенные «пшикалки», ни москитные сетки. - Поскольку наш путь пролегал, в основном, через леса и болота, нас преследовали полчища кровососущих насекомых, - пояснил житель Татищевского района. – К месту назначения мы прибыли уже все искусанные и постоянно чесались. Комаров не останавливала даже одежда, которую они без труда прокусывали. В лесу к ним прибавилась еще одна напасть - мошка, пробиравшаяся через москитную сетку, и день и ночь кружившая перед глазами. Перевести дух путешественники смогли только на базе Ильича. Местные рассказывают, что когда-то один из пермских предпринимателей хотел организовать здесь небольшой гостиничный бизнес: построил дом, баню, но почему-то проект заглох. Деревянная постройка со временем превратилась в место отдыха для туристов-экстремалов. Здесь можно переночевать, даже зимой помыться в бане. У путешественников, покоряющих суровые Уральские горы, есть традиция: что-нибудь обязательно оставлять в домике из съестных припасов, аккумуляторы, какое-то снаряжение. - Дальше начался дорожный ад, - вспоминает Сергей. – Ехали все время в гору, пытались втиснуться между валунами, чтобы не распороть шины об острые камни. Устав от дикого напряжения, мы решили пробиваться через лес. Но там пришлось ломиться через чащу, в результате в одном из узких проездов у одного УАЗика сшибли зеркало, помяли крыло. Дальше наткнулись на наезженную колею от большегрузов, покрытую лужами. Тут, если честно, стало страшнее, чем когда мы сплавлялись по реке. Иной раз проваливались в такие полыньи по самое брюхо, машина встает, и тут же жижа начинает засасывать. На этом участке останавливались, доставали лопатки, откапывались, ехали дальше. Проезжаешь пару километров и все повторяется сначала. Перед самым перевалом Дятлова ждал крутой подъем. Здесь лес стал редким, лебедками за него не зацепишься, чтобы в глине не увязнуть. Водителям пришлось дрифтовать по грязи. - Когда выехали на сам перевал, то очутились в геомагнитной зоне, - говорит путешественник. – Склон, несмотря на лето, покрыт снегом. Вокруг нас простирались скрюченные деревца. Удивительно, но стоит отойти буквально на несколько шагов от аномальной зоны, как кустарник и деревья становились ровными. Еще один неприятный сюрприз, который нас ждал, - у половины экипажа внезапно разболелись головы. Но стоило нам отъехать 400-500 метров от «нехорошего» места, как недомогание словно рукой сняло. «Гора мертвецов» встретила жителей саратовской области такой суровой погодой, что даже появились версии гибели студентов в феврале 1959 года на горе Холатчахль. - Мы были в самый разгар лета на месте трагедии, - объяснил Сергей Антонов. - Температура стояла не выше +15, шел дождь, была низкая облачность, к тому же нас насквозь продувал порывистый сырой ветер, хотя мы оделись тепло. Темнеет здесь быстро, буквально за 10 минут. Видимость настолько плохая, что в 50 метрах не видно машин. Из-за рева ветра мы не слышали клаксон машины, поэтому старались не уходить далеко друг от друга. Возможно, трагически погибшие участники экспедиции попали на перевале в непогоду. Снег, сильный мороз, возможно, сход лавины, застал их врасплох. Поэтому они погибли раздетые и не в палатке.

Трое татищевцев на «УАЗиках» покорили «Гору мертвецов»
© САРАТОВ24