Войти в почту

Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов

Группа привыкших к тотальному комфорту москвичей, стиснув зубы, гребет к берегу посреди Индийского океана. Только что они пережили кораблекрушение и теперь наощупь, в темноте, должны добраться до необитаемого острова, на котором им предстоит провести семь дней без связи, еды и пресной воды. Аналог телепроекта «Последний герой» для обеспеченных клиентов без статуса селебрити придумал главный в России «эксперт по выживанию» Эд Халилов. Свои жизни и миллионы ему доверяют предприниматели и топ-менеджеры, уставшие от офисов в «Москва-Сити» и личных водителей. В 2019-м, например, выживать на Мальдивы приезжал гендиректор группы компаний QIWI, экс-участник списка 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes Сергей Солонин. Экстремальные курсы приносят Халилову около 50 млн рублей выручки и 20 млн рублей чистой прибыли в год. Бойцовский клуб по-русски Еще подростком Халилов исходил все леса в окрестностях родной Уфы в составе местного туристического клуба. После девятого класса он решил получить профессию электромонтера, чтобы зарабатывать уже во время учебы, и пошел в Профессионально-техническое училище «Башкирэнерго». Но затем вернулся к школьному увлечению и поступил на факультет «Защита в чрезвычайных ситуациях» Уфимского государственного авиационно-технического университета (УГАТУ). Параллельно с учебой работал в структурах Росавиакосмоса инженером по охране труда, а в свободное время делился приобретенными навыками: проводил для знакомых бесплатные курсы выживания в лесу, учил сплавляться по реке, добывать огонь, воду и пищу, различать съедобные растения. По окончании вуза Халилов отправился на заработки в Новый Уренгой: «Платили больше, и хотелось узнать, что такое Крайний север». Но через год жизнь на Ямале наскучила: он накопил денег и переехал в Санкт-Петербург, где нашел работу по душе — стал вести так называемые «мужские курсы» в Международном тренинговом центре. «Это была очень популярная тема в то время — спарринги, бойцовские клубы, роуп-джампинг (прыжки на альпинистских веревках с высотных объектов — Forbes), в целом физическая и морально-волевая подготовка, работа со страхами», — поясняет Халилов. «Многие думают, что выживание — это тупо построить шалаш и развести огонь. Это очень примитивно. Выживание — это интеллект» Клиентов искали в социальных сетях, на один тренинг приходило до 150 человек, стоило удовольствие порядка 15 000 рублей. За свои услуги тренера Халилов получал неплохую по меркам Петербурга зарплату в 100 000 рублей в месяц, к тому же объездил всю Россию и добрую половину стран СНГ. Через три года в компании сменилось руководство, и Халилов решил запустить собственный проект по давно полюбившейся теме выживания. «Эта ниша была крайне слабо развита и существовала только локально в регионах. Мы же запустили федеральный проект, проводя курсы сразу по всей России во всех городах-миллионниках. О проекте в медийном пространстве узнало сразу много людей, что и дало толчок к развитию», — рассказывает Халилов. При поддержке жены Евгении он зарегистрировал ИП и решил монетизировать личный бренд уже в роли предпринимателя. По словам создателя проекта «Вызов принят. Инновационный тимбилдинг» Игоря Лютенко, Халилов первым занял необычную нишу тренингов по выживанию. «Я слабо представляю себе тренинговую или тимбилдинговую компанию, которая могла бы всерьез утверждать, что составляет конкуренцию «Науке побеждать» Эда Халилова», — говорит предприниматель. При этом сегмент интерактивных тренингов по безопасности в России, по его мнению, «как таковой отсутствует в принципе». «Может быть, кто-то и пытается продавать некий продукт с игрой в тушение пожара и оказание первой помощи манекену, но это все на уровне школьной «Зарницы», — заключает Лютенко. Библия для горожан «Многие думают, что выживание — это тупо построить шалаш и развести огонь. Это очень примитивно, это одна тысячная доля того, что вам пригодится. Причина этого стереотипа в огромном количестве шоу, которые показывают только зрелищные и не всегда действенные вещи в эфире, — рассуждает Халилов. — На своих курсах я даю практические навыки и учу людей, что выживание — это интеллект, что мозг — ваш главный инструмент». Свои курсы он составлял именно по такому принципу: учил, как выжить в условиях дикой природы и в пустыне, как разумно действовать при нападении диких животных. «Инструктор должен разбираться в самых разных областях: от навигации по звездам до тактической медицины и психологии поведения людей в экстремальной ситуации», — добавляет предприниматель. Чтобы придать бизнесу федеральный масштаб, Халилов решил работать через посредников — организаторов курсов на местах. Они должны были собрать людей на курс имени Халилова. Автор курсов брал фиксированную сумму в 200 000 рублей, а доход организаторов зависел от них самих: можно было привлечь от 30 до 50 человек по цене около 16 000 рублей за курс и выйти в «неплохой плюс». Халилов снимал с себя организационные работы, но вести курсы в каждый город приезжал лично. «Когда я сам прошел курс Эда в Челябинске, мне уже не стоило труда набрать людей на курс в Уфе — было так много впечатлений, что я мог очень легко объяснить человеку, что мы даем за эти деньги. И я понимал, что конкурентов на рынке просто нет», — вспоминает один из организаторов Евгений Логинов. Он присоединился к команде Халилова весной 2018 года и за несколько месяцев организовал в городах Урала три лесных курса. По его словам, на этом удалось заработать около 200 000 рублей чистой прибыли. За один 2016 год Халилов провел около 35 курсов от Москвы до Владивостока. По словам предпринимателя, это принесло ему более 7 млн рублей чистой прибыли. «Надо брать первый попавшийся кирпич или пивную бутылку и бросать в витрину ближайшего магазина. Хорошо, если это дорогой бутик» Успех уроков по выживанию в лесу натолкнул Халилова на идею осваивать новые области. «Лес — это хорошо и полезно, но мы все в городе живем. И здесь даже больше опасности, чем в лесу», — считает предприниматель. В начале 2016-го он разработал отдельный курс по городской безопасности. Жителей мегаполисов Халилов учил, например, на каком этаже в гостинице безопаснее останавливаться (не выше третьего: если начнется пожар, получится быстрее выбраться — пожарный кран достает только до третьего этажа) и какое место лучше занимать в кафе (рядом должно быть окно, через которое можно выбраться в случае чрезвычайной ситуации, а за спиной — стена, чтобы грабитель или террорист не смог напасть сзади). При составления этой «библии для горожан» пригодились и знания, полученные в университете, и сводки криминальных новостей. «Я изучал статистику МЧС по пожарам, грабежам, авариям за последние 30 лет, выяснял причины происшествий и придумывал возможности их избежать», — делится Халилов. Например, в самолете, по его расчетам, лучше брать последние места у прохода: при крушении у пассажиров на этих местах шанс спастись в разы выше, чем у остальных. «Самолет почти всегда падает либо носом вниз, либо, если он в лес садится, то вся морда разбивается о деревья. Недавняя трагедия в Шереметьево, когда погибли люди в хвосте самолета, стала исключением, так называемой «ошибкой выжившего» — на нее ориентироваться нельзя, эта ситуация одна на миллион», — объясняет предприниматель свою теорию. Есть у него и более неочевидные рекомендации. Если на улице вас пытаются обокрасть или просто группа незнакомых людей ведет себя подозрительно, а вы понимаете, что звонить в полицию бесполезно, «надо брать первый попавшийся кирпич или пивную бутылку и бросать в витрину ближайшего магазина». «Хорошо, если это дорогой бутик. Все они находятся под вневедомственной охраной, любое происшествие — и максимум через три минуты они (охранники — прим. Forbes) на месте, — советует Халилов. — Охрана вооружена и уже на взводе.Этот нестандартный подход сможет вас спасти в такой ситуации от гораздо более плачевных последствий, чем разбитая витрина». Двигать в горы Когда на курсах по выживанию в лесу и в городе побывали уже все знакомые Халилова, он задумался о новом направлении. Выбор пал на горы. Первый отряд единомышленников удалось набрать практически за день. «Я просто провел вебинар, на котором сказал: «Ребята, хочу организовать восхождение на Эльбрус. Присоединяйтесь, будет круто! Вот сто человек было на вебинаре – сто заявок в этот вечер», — утверждает Эд. Сам Халилов статусом горного гида не обладал, поэтому, чтобы организовать восхождение, нанял несколько инструкторов-альпинистов с многолетним стажем и медиков. За полгода до начала похода в группу записалось более 100 человек — часть пришли через другие вебинары, часть были друзьями уже зарегистрировавшихся участников. Предприниматель признается, что не ожидал такого ажиотажа: «Мы подняли на гору 200 человек за два месяца. Люди годами нарабатывают такую базу — это был фурор». Стоимость похода на старте продаж составляла 40 000 рублей с человека без учета перелета до Минеральных Вод и экипировки, которую участники докупали самостоятельно. На зарплату инструкторам, питание, аренду лагеря, проживание в гостинице ушло около половины выручки. Таким образом, за лето на проекте Халилов выручил около 8 млн рублей, из которых 4 млн составила прибыль. За три года список направлений расширился — сейчас «Наука побеждать» водит группы не только на Эльбрус, но и на Казбек, Кили-Пик и базовый лагерь высочайшей вершины земли Эверест. Семидневное восхождение обходится участникам в сумму от 50 000 до 150 000 рублей в зависимости от направления. За календарный год в походах участвуют около 200 человек, которые приносят около 20 млн рублей выручки и те же 4 млн чистой прибыли. Экстремальный круиз Ценник на восхождение в «Науке побеждать» выше рыночного, признается Халилов. Поэтому среди клиентов много обеспеченных людей — предпринимателей и менеджеров, привыкших к комфортной жизни. Но никаких преференций им автор курсов не делает — все участники живут в равных условиях. «У нас меню как обычно у альпинистов — гречка, тушенка. А мои предприниматели не едят, спрашивают, какой у вас тут БЖУ (соотношение белков, жиров и углеводов в пище — прим. Forbes). Повар — местная кабардино-балкарка, которая всю жизнь готовит еду для альпинистов, — вообще про это БЖУ никогда не слышала», — смеется Халилов. Из медийных личностей в горы с Халиловым ходили участники музыкальной группы «Грот». Лидеров мнений предприниматель обычно приглашает участвовать бесплатно — в обмен на освещение события. «С «Наукой Побеждать» мы работаем по бартеру, так как наше участие несет еще и функцию привлечения новой аудитории на мероприятия проекта», — рассказал Forbes участник «Грота» Виталий Евсеев. В следующем году «Наука побеждать» вместе с группой планирует организовать восхождение на Эльбрус. После покорения вершины «Грот» даст в базовом лагере акустический концерт. «Мои предприниматели не едят, спрашивают, какой у вас тут БЖУ. Повар — местная кабардино-балкарка, которая всю жизнь готовит еду для альпинистов, — вообще про это БЖУ никогда не слышала» «В горы ходим, в лес ходим, в городе выживать научились. Может, море?» — рассудил Халилов и в 2017 году запустил морские экспедиции. Арендовал деревянный корабль «Штандартъ» у одноименного проекта — точную копию корабля времен Петра I, который в 2016 году участвовал в празднике выпускников «Алые Паруса», нашел капитана и набрал команду. В первый морской поход отправилось 24 человека, в основном, завсегдатаи лесных походов, подсевшие на острые ощущения — «владельцы заводов, директора, предприниматели разные», перечисляет Халилов. Стоимость участия составляла €1500. «Мы в процессе движения обучались, сами управляли парусами, снастями. А там веревок только 1,5 тонны. Спали в гамаках, драили палубу, сами лазали на мачты, на реи», — вспоминает Халилов. Путешествие длилось месяц — из Португалии в Испанию, а затем по Атлантическому океану во Францию. За первый морской поход предпринимателю удалось заработать около €36 000, из которых €7000 осталось в виде чистой прибыли. Сейчас «Наука побеждать» в год проводит три морских путешествия, которые приносят €100 000 выручки. После вычета затрат на аренду корабля, питание, работу команды и рекламный бюджет у Халилова остается €20 000 прибыли. Остров везения Добившись коммерческого успеха в лесу, горах, на воде и в городе, Халилов решился исполнить давнюю мечту: побывать на необитаемом острове. Еще в 2000-х он прошел отбор на одну из телепередач в духе «Последнего героя» (какую именно — не помнит), но на остров так и не попал — в последний момент продюсеры решили, что снимать будут только селебрити. В 2018 году этот гештальт Халилову удалось закрыть, а заодно запустить самое прибыльное направление бизнеса на выживании. Халилов решил не изобретать велосипед и взял за основу сценарий популярного реалити-шоу, которое запускалось по всему миру по франшизе, а в России носило название «Последний герой». Его программа «Турбоостров» длится семь дней, за которые участники должны научиться добывать себе пропитание, строить жилье и плоты, укрываться от ураганов. «Чтобы это не превратилось в рутину, мы решили включить геймификацию — всех участников разделили на племена, чтобы те состязались за еду, воду, инструменты, одежду», — рассказывает предприниматель. Все испытания снимаются на камеру профессиональной съемочной группой. Потом ролики появляются на YouTube-канале Халилова «Наука побеждать», на который подписана 31 000 человек. Если предыдущие курсы проходили, по большей части, в естественной среде, то в этот раз пришлось всерьез задуматься над организацией. Откуда взять необитаемый остров? Вместе с партнером по этоум проекту Ильей Шумилкиным Халилов арендовал один из островов атолле Мальдивского архипелага благодаря «связям с местными предпринимателями» (подробностей сделки он не раскрывает). Удовольствие обошлось в $1 млн за 10 лет. Судя по открытым данным, провернуть подобное действительно несложно: поиск выдает десятки сайтов-посредников, готовых помочь с арендой острова «здесь и сейчас». «Я пригласил в эту авантюру всю семью и пообещал, что у нас будет «красная кнопка». На деле никакой кнопки не было и, когда мы оказались на острове без воды и еды, я думал, что меня там или убьют, или перестанут разговаривать навсегда» Стоимость участия составляет $5000. Ценник не заоблачный, но удовольствие все же не для «простых смертных», признает Халилов. Обычно клиентами «Турбоострова» становятся ищущие острых ощущений крупные бизнесмены, управленцы или блогеры. Зимой 2019-го на острове побывал сооснователь группы компаний Qiwi Сергей Солонин с семьей. «У нас есть общие знакомые. Блогер Сергей Косенко был у нас на острове, а на какой-то встрече с Сергеем Солониным рассказал о нас. Возможно, это было тоже одним из элементов, почему Солонин решил с нами работать», — рассказывает Халилов. Чтобы заказов от таких труднодоступных героев приходило больше, он активно работает с блогерами: кроме Сергея Косенко (1,1 млн подписчиков в Instagram), на острове побывали Любовь Сидоркина (3,3 млн подписчиков) и уже завсегдатаи курсов Халилова — группа «Грот». Направление приносит ежегодно около $750 000 выручки и $150 000 чистой прибыли. Солонин подтвердил Forbes, что с Халиловым его познакомил Косенко (Косенко на вопросы Forbes не ответил). «Сама по себе идея проверить силы на необитаемом острове, мне кажется, живет в любом мальчишке. Так что я просто решил, что хочу повторить подвиг Робинзона Крузо вместе со своей семьей», — объясняет сооснователь Qiwi. По его словам, самым трудным на острове оказалось не само выживание, а необходимость договориться с близкими о том, что они будут участвовать в проекте. «Я пригласил в эту авантюру всю семью, включая брата и его девушку. Ну и пообещал, что в случае чего у нас будет «красная кнопка» и за нами тут же приедут. На деле никакой кнопки не было и, когда мы оказались на острове без вещей, в шторм, без воды и еды, семья сразу же попросила нажать волшебную кнопку, — рассказывает Солонин. — В общем, думал, что меня там или убьют, или перестанут разговаривать навсегда. Но когда все осознали, что помощи не будет, случилось то, что происходит в каждой семье — мы объединились и начали спасать себя одной большой командой. Это очень нас всех сблизило, было по-настоящему круто. Мы очень много говорили». ОБЖ для белых воротничков Халилов набил руку в работе с частными клиентами и обратил внимание на b2b-сегмент. Оказывается, науке выживать и обеспечивать безопасность хотят учиться не только отдельные энтузиасты, но и целые компании. За прошлый год предприниматель провел несколько десятков корпоративных тренингов, которые принесли ему порядка 10 млн рублей выручки. Одним из заказчиков стало рекламное агентство Departament, которое, по словам Халилова, заказало сценарий «пожестче». «Я взял дымовые шашки, зашел к ним в офис и просто бросил. Реакция — жесть! Никто ничего не знает, сидят. Вместо того, чтобы бежать и оповещать, они снимают на телефоны», — смеется предприниматель. По его словам, в чрезвычайной ситуации подобным образом поступят 99% сотрудников, и решать эту проблему стоит именно собственнику бизнеса. «Один пожар может обнулить все результаты, к которым владелец вел свой бизнес долгие годы. За примерами далеко ходить не надо - трагедии в детском лагере «Холдоми», торговом центре «Зимняя вишня», «Хромая лошадь», — перечисляет Халилов. — Отработайте на практике действия в случае пожара, теракта, в случае, если кому из сотрудников или посетителей стало плохо. Поверьте, даже, если однажды вашим сотрудникам пригодятся эти знания, это уже будет стоить потраченных времени и денег». Один такой тренинг стоит клиенту от 100 000 до 350 000 рублей, их маржинальность достигает 80%. Среди постоянных клиентов «Науки побеждать» — отделы безопасности топливной компании Shell, музея «Гараж», «Лаборатория Касперского», «Манго Телеком», «Леруа Мерлен», АК Барс Банк и другие. Игорь Лютенко из компании «Вызов принят. Инновационный тимбилдинг» оценивает рынок корпоративного тимбилдинга в России в 1,5 млрд рублей и отмечает, что спрос на необычные форматы растет с каждым годом. Директор по продажам «Манго Телеком» Александр Шикинов попросил провести курс безопасности в условиях города для своих коллег. Тренинг стоил 5000 рублей на человека и включал два дня теории и день практики. «Насколько мы все беспомощны, становится ясно почти сразу. Оказалось, большая часть группы, например, буквально не смогла сделать простейшее — поменять колесо на автомобиле или вытащить другой автомобиль на буксире, когда кто-то зарылся в грязи на размытой дороге. Еще никто не знает, как действовать при пожаре», — перечисляет Шикинов. По его словам, тренинг помог понять, как в случае необходимости защитить себя, семью, близких или коллег по работе. В прошлом году бизнес настолько разросся, что Халилову перестало хватать статуса ИП и он решил зарегистрировать компанию. В августе 2018 года вместе с Евгением Логиновым — одним из самых успешных организаторов лесных курсов на местах — и еще двумя партнерами предприниматель создал ООО «Наука побеждать». Всего в учредителях значатся четыре человека, каждому принадлежит по 25%. «Эд со своей женой Евгенией вошли как авторы курсов, амбассадоры, а я как управленец», — поясняет Логинов, который занимает должность исполнительного директора и отвечает за продажи и финансовый блок. В прошлом году компания открыла офис в Уфе, а три месяца назад переехала в Москву. Сейчас в «Науке побеждать» трудится 15 человек. Этим летом Халилов также решил выйти в онлайн и запустил интернет-курсы по безопасности. Чтобы привлечь пользователей, он снял несколько десятков ознакомительных видео — кратких версий уроков, на производство ушло около 1 млн рублей. В процессе вебинаров можно задавать вопросы и дискутировать с ведущим. Годовой абонемент на участие в еженедельных вебинарах обойдется в 20 000 рублей. Среди тем: что взять с собой, отправляясь в лес за грибами; как подготовить ребенка к чрезвычайной ситуации, если он едет в летний лагерь. «Чем больше людей будет в онлайне, тем больше людей у нас будет на разных мероприятиях», — поясняет стратегию Халилов. Подобную онлайн-школу предприниматель планирует запустить и в корпоративном формате. «Задача человека — прожить долгую, яркую и насыщенную жизнь. Мой проект эту задачу упрощает: навыки поведения в любой критической ситуации повышают шансы на долгую жизнь, а активность и приключения будут питать человека энергией и воспоминаниями», — заключает Халилов. Самые успешные блогеры России — 2019. Рейтинг Forbes 1 из 9 РИА Новости 2 из 9 Александр Карнюхин для Forbes 3 из 9 Сергей Савостьянов / ТАСС 4 из 9 YouTube 5 из 9 Persona Stars / Legion-Media 6 из 9 Из личного архива 7 из 9 Вова Жабриков / URA.RU / TASS 8 из 9 YouTube 9 из 9 Александр Мамаев / URA.RU / ТАСС Ксения Собчак, 37 лет Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 12 Доход: $1,0 млн Подписчики в Instagram: 6,5 млн Подписчики / просмотры на YouTube: более 851 000 / более 55,8 млн Дочь первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и бывшего члена Совета Федерации Людмилы Нарусовой. 23 декабря 2017 года стала кандидатом в президенты от партии «Гражданская инициатива» (в июне 2018 переименована в «Партию перемен»). Заняла четвtртое место на президентских выборах 18 марта 2018 года, набрав 1 237 692 (1,68 %) голоса. Известна своими интервью с крупнейшими российскими бизнесменами и политиками, которые выходили в программе «Собчак живьем» на телеканале «Дождь». С 20 мая 2019 года занимает пост генерального продюсера нового развлекательного телеканала «Супер». Основной доход Собчак приносит ведение корпоративных мероприятий и реклама в Instagram. Крупнейшие рекламные контракты заключены с Bosco di Ciliegi, «Л’Этуаль», Pandora и Dior Makeup. В марте 2015 года дебютировала в качестве театральной актрисы в спектакле «Женитьба» Театра наций. Главную роль в этом спектакле сыграл ее бывший муж Максим Виторган. В июне 2018 года вышел документальный фильм «Дело Собчака», снятый по сценарию Ксении Собчак и Веры Кричевской. «Я не знаю, что будет через 10 лет. Может быть, мне все надоест, я уеду в Индию и буду жить в ашраме. Пока такого желания нет» (Forbes, 2012). Настя Ивлеева, 28 лет Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 14 Доход: $0,9 млн Подписчики в Instagram (основной аккаунт): 12,4 млн Подписчики / просмотры на YouTube: более 3 млн / более 175,7 млн Первое рекламное предложение Насте Ивлеевой поступило, когда ее блог в Instagram собрал 10 000 подписчиков. Это была реклама сайта знакомств Badoo, на которой Ивлеева заработала 15 000 рублей. В 2016-м успехи Ивлеевой заметили на телевидении: сначала ее пригласили вести шоу «Можно все» на телеканале «Ю», а затем в передачу «Орел и решка» на «Пятнице!» (из нее она ушла в конце 2018 года). В прошлом году Ивлеева запустила собственное YouTube-шоу. Также она продолжает расти в Instagram, у нее уже более 12 млн подписчиков. Для главного разговорного YouTube-шоу «вДудь» выпуск с Ивлеевой остается самым популярным — у интервью уже более 26 млн просмотров. В 2018 году Ивлеева стала продюсером. Она продюсирует в Instagram ведущую «Матч ТВ» Юлию Коваль и Instagram-блогера Виталия Видякина. Первая леди Рунета: как Настя Ивлеева научилась зарабатывать миллионы на персональном бренде Юрий Дудь, 32 года Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 18 Доход: $1,4 млн Подписчики в Instagram: 2,2 млн Подписчики / просмотры на YouTube: более 5,7 млн / более 665,6 млн В журналистику пришел в 11 лет — писал заметки для «Юношеской газеты», с 14 лет работал (сначала внештатно) в спортивной редакции «Известий». С 2011 года — главный редактор Sports.ru. В 2018-м перебрался на позицию заместителя гендиректора издания, а в начале 2019-го стал его совладельцем. В 2012–2013 годах вел футбольное ток-шоу «Удар головой» на телеканале «Россия-2», с осени 2015 до начала 2017 года был соведущим программы «Культ тура» на «Матч ТВ». В феврале 2017 года запустил на YouTube авторское шоу «вДудь», где интервьюирует интересных ему бизнесменов, политиков, журналистов, актеров, режиссеров, представителей шоу-бизнеса и интернета, а также снимает документальные фильмы. Аудитория канала «вДудь» по состоянию на конец июля 2019-го — более 5,7 млн подписчиков. Выпуски шоу суммарно посмотрели около 664 млн раз. За год перед чемпионатом мира 2018 года в России Дудь поучаствовал в промокампаниях Альфа-банка, Head & Shoulders, Hyundai, Veon, Adidas и других более скромных брендов. Wylsacom, 34 года Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 21 Доход: $2,7 млн Подписчики в Instagram: 1,7 млн Подписчики / просмотры на YouTube: более 7,4 млн / 1,6 млрд Настоящее имя Валентин Петухов Петухов начинал с обзоров на технику Apple, этим и объясняется его псевдоним. Wylsa — аббревиатура от «Would you like some apples?» («Не хотите ли немного яблок?»). В декабре 2017-го Сбербанк заключил эксклюзивный контракт с Wylsacom. Блогер стал амбассадором госбанка. По договору он тестирует «цифровые сервисы компании и рассказывает о них своей аудитории». В 2018 году контракт был продлен еще на год. Алексей Навальный обратился к Петухову с просьбой помочь с продакшеном, и тот откликнулся, дав оппозиционеру ряд советов по запуску YouTube-канала. Именно Петухов предложил формат «серый фон и белый стол», который использует политик. Kate Clapp, 26 лет Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 27 Доход: $0,5 млн Подписчики в Instagram: 7,2 млн Подписчики / просмотры на YouTube: более 6,6 млн / более 790,8 млн Настоящее имя Екатерина Трофимова Вместе с брендом косметики MAC выпустила помаду в рамках кампании с блогерами MAC Maker Lipstick. В 2015 году озвучила чайку в мультфильме «Губка Боб в 3D». «Хоть маленький, но оставила след в любимом мультике! Там можно услышать мое легендарное «Пау-чика! Пау! Пау!», — сообщила тогда блогер своим подписчикам в Instagram. В 2016 году получила камео в четвертом сезоне сериала «Молодежка» на телеканале СТС. Саша Спилберг, 21 год Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 30 Доход: $0,7 млн Подписчики в Instagram: 5,1 млн Подписчики / просмотры на YouTube: 6,5 млн / более 1 млрд Настоящее имя — Александра Балковская. Число подписчиков канала Саши Спилберг на YouTube превышает 6 млн, аккаунта в Instagram — 5 млн. Стала первой среди российских женщин-блогеров, количество просмотров на YouTube-канале которой превысило 1 млрд. В 2016 году получила камео в новогодней комедии «Елки-5». В апреле 2017 года в блоге у Спилберг появился министр культуры Владимир Мединский. В мае того же года блогер поучаствовала в парламентских слушаниях, посвященных молодежной политике. Little Big (Илья Прусикин) Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 35 Доход: $1,0 млн Подписчики в Instagram: более 417 000 Подписчики / просмотры на YouTube (совокупно каналы Little Big и «КЛИККЛАК»): более 9,9 млн / более 1,73 млрд Лидер группы Little Big — Илья «Ильич» Прусикин (на фото). Прусикин создал Little Big в 2013 году. Первый альбом группы With Russia From Love вышел в марте 2014-го. Клип на песню SKIBIDI, которую Little Big выпустили в октябре 2018 года, набрал на YouTube более 256 млн просмотров. В ролике танец, который стал вирусным, исполняют блогеры Данила Поперечный, Эльдар Джарахов, Моргенштерн, рэпер GONE.Fludd и солист The Hatters Юрий Музыченко. У канала Little Big на YouTube более 4 млн подписчиков. В июле директор лейбла Little Big Family Денис Глазин подал заявку на регистрацию товарного знака SKIBIDI. Группа Little Big дает более 120 концертов в год по России и Европе. Макс +100500, 29 лет Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 36 Доход: $0,7 млн Подписчики в Instagram: более 722 000 Подписчики / просмотры на YouTube: 10,1 млн / более 2,1 млрд Настоящее имя — Максим Голополосов. Приобрел известность благодаря роликам, где в юмористической форме комментирует различные видеозаписи. Число подписчиков канала Голополосова на YouTube превышает 10 млн человек, суммарное число просмотров — 2 млрд. Был сооснователем ООО «Карамба ТВ», которое управляло одноименным онлайн-каналом CarambaTV и выпускало шоу «+100500». В январе 2015 года 51% в компании были проданы «СТС Медиа», весной 2016-го оставшиеся 49% выкупил Олег Братишко, управляющий партнер фонда Typhoon Digital Development. Ида Галич, 29 лет Место в рейтинге звезд «40 до 40»: 39 Доход: $0,8 млн Подписчики в Instagram: 5,6 млн Подписчики / просмотры на YouTube: более 1 млн / более 80,1 млн Ида Галич долгое время играла в КВН. Выступала за команду «Осенний поцелуй», которая впоследствии сменила название на «Москва не сразу строилась». В 2015 году команда заняла третье место в Премьер-лиге. Instagram-блогер записала четыре музыкальных трека и сняла на них клипы, которые суммарно набрали на YouTube больше 20 млн просмотров. Самый популярный из них — комедийный ролик «Предприниматель». В нем Ида предстала в образе поп-звезды 1990-х. Весной 2019-го запустила шоу «1 — 11» на YouTube, в нем звезд шоу-бизнеса и школьников проверяют на знание школьной программы.

Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов
© Forbes.ru