В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Большая перемена. По следам фильмов о школе, снятых в Москве

Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» , в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Большая перемена. По следам фильмов о школе, снятых в Москве
Фото: Mos.ruMos.ru

В преддверии нового учебного года вспоминаем пять отличных — честных и добрых — картин о взрослении, дружбе и любви, снятых с конца 1960-х до 1980-го. Ищем в них знакомые места — все пять сняты в московских школах и одним университете.

Видео дня

«Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий

Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста . Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в и Госпремию СССР.

В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого.

Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел — в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть».

На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал . У актрисы тоже были сомнения — сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену . Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» — , , , (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом).

Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы — Северном Медведкове. Директор школы № 234 с радостью впустил киногруппу — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников.

«Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер

Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество.

Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком.

Мать и отца Леши сыграли и . Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил и работает по специальности.

Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола.

Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице.

«Большая перемена» (1973), режиссер

Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.

Во время съемок опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины .

В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.

В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: , , . На главную роль претендовали , и . Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену , на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл , а Светлану Афанасьевну — . Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. , сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу .

На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, (Люся) и (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.

Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на . Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.

«Розыгрыш» (1976), режиссер

Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный Семеном Лунгиным, несколько лет пылился в архиве «Мосфильма». Его посчитали неинтересным и бесперспективным. Браться за съемки заведомо провальной картины не хотел никто. Никто, кроме будущего лауреата «Оскара», а на тот момент — выпускника аспирантуры ВГИКа Владимира Меньшова. За его плечами была всего одна короткометражка, но режиссер решил рискнуть и забрал неугодный корифеям сценарий. Результат превзошел все ожидания.

В 1977 году «Розыгрыш» занял 10-е место в советском прокате — фильм посмотрели почти 34 миллиона зрителей. Лента была удостоена приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей и юношества. Всесоюзный кинофестиваль в Риге отметил картину премиями за лучшую женскую роль () и сценарий (Семен Лунгин).

Действие фильма разворачивается в обычной советской школе. Лидер 9 «Б» класса Олег Комаровский () подговорил одноклассников соврать учительнице математики Марии Васильевне (Евгения Ханаева): якобы она не предупреждала о контрольной работе. Обман раскрыт, все причастные получили по единице, в классе назревает конфликт. Против Комаровского выступает новый ученик Игорь Грушко (дебют ).

В «Розыгрыше» сыграли свои первые заметные роли актрисы и . Второстепенные роли одноклассников главных персонажей сыграли не актеры, а обычные старшеклассники из московских школ.

Роли учителей и родителей исполнили звезды — , , , Евгения Ханаева. Владимир Меньшов тоже появляется на экране — в роли физрука.

Сразу четырех актеров из «Розыгрыша» — Наталью Вавилову, Олега Табакова, Евгению Ханаеву и — режиссер взял в свой следующий фильм «Москва слезам не верит», получивший в 1989 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Розыгрыш» можно смотреть как гид по московским достопримечательностям: в нем можно увидеть и знаменитый бассейн «Чайка», и Большой Москворецкий мост, и великолепный дом с кошками в Подсосенском переулке. Основные съемки проходили в московской школе № 59 имени Н.В. Гоголя (бывшая Медведниковская гимназия) в Староконюшенном переулке. Еще в начале прошлого века Медведниковская гимназия считалась одной из лучших в Москве. Здание для нее построили в 1904 году по проекту — участок и капитал для этого пожертвовала купчиха Александра Медведникова. Сейчас здание закрыто на капитальный ремонт, школа переехала. Тем, кто не бывал внутри, узнать здание непросто: вход в школу снимали совсем в другом месте — у первого корпуса Московского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — МГУПС).

Фильм запомнился зрителям еще и прозвучавшими в нем песнями на музыку Александра Флярковского. Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны получила сумасшедшую популярность. Она и сегодня, сорок с лишним лет спустя, часто звучит в школах на выпускных:

«Когда уйдем со школьного двора

Под звуки нестареющего вальса,

Учитель нас проводит до угла,

И вновь — назад, и вновь ему с утра —

Встречай, учи и снова расставайся,

Когда уйдем со школьного двора».

«Вам и не снилось…» (1980), режиссер

Фильм «Вам и не снилось…» начался с повести «Роман и Юлька». Писательница отдала рукопись в редакцию журнала «Юность» и несколько месяцев ждала ответа. А когда не дождалась, то отправила историю на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов . Запуску съемок способствовала жена Герасимова , которой повесть очень понравилась. Совсем скоро съемки стартовали, режиссером стал Илья Фрэз, а Галина Щербакова — соавтором сценария. В журнале произведение опубликовали в разгар съемок, когда автор изменила конец на более оптимистичный.

История о первой любви старшеклассников и препятствиях, которые чинят этому чувству непонимающие взрослые, конечно же, о современных Ромео и Джульетте. Поэтому героев повести Щербаковой зовут Рома и Юля. Но Госкино настоятельно попросило сценаристов «не мнить себя Шекспиром» — так вместо Юльки появилась Катя Шевченко. Ее сыграла выпускница ГИТИСа 23-летняя . Ее партнером по съемкам стал Никита Михайловский, который на тот момент еще учился в школе и был младше Аксюты на семь лет. Монструозную маму Ромы сыграла , — учительницу литературы, которая не может разобраться в своей жизни, маму Кати сыграла , а — папу Ромы, когда-то влюбленного в нее.

Для съемок фильма выбрали школу № 1103 (раньше — № 780) на Литовском бульваре в Ясеневе. Желание учеников попасть в кадр стало для съемочной группы настоящим бедствием. Узнав, где выставлена камера, они подбирались поближе, делая вид, что занимаются уборкой.

Дом, в который въезжают герои в начале фильма под песню «Последняя поэма» («Я уплываю, и время несет меня с края на край»), находится на Енисейской улице (дом 21). А дом бабушки Романа в Ленинграде — это знаменитый Толстовский дом на улице Рубинштейна. Сцену на балконе в подъезде дома учительницы литературы снимали в 16-этажке на улице 26 Бакинских Комиссаров, а сцену в кафе — на пересечении Малого Ржевского и Скатертного переулков.

Премьера в СССР прошла 23 марта 1981-го. В прокате картина заняла 12-е место — ее посмотрели более 26 миллионов зрителей. Также картина Ильи Фрэза стала лучшим фильмом 1981 года согласно опросу журнала «Советский экран». В марте 1982 года фильм увидели зрители в США — в американском прокате его назвали Love & Lies («Любовь и ложь»).

Другое,Ольга Рыжникова,Галина Щербакова,Ирина Азер,Георгий Полонский,Наталия Богунова,Татьяна Аксюта,Нина Меньшикова,Татьяна Никулина,Анастасия Вознесенская,Евгения Ханаева,Сергей Данченко,Игорь Старыгин,Георгий Садовников,Евдокия Германова,Ирина Печерникова,Наталья Фатеева,Евгений Карельских,Юрий Векслер,Михаил Кононов,Лидия Федосеева-шукшина,Анатолий Мукасей,Наталья Вавилова,Виктор Зайцев,Светлана Крючкова,Андрей Гусев,Савелий Крамаров,Илья Фрэз,Наталья Гвоздикова,Ирина Мирошниченко,Ролан Быков,Альберт Филозов,Андрей Мягков,Дмитрий Харатьян,Иван Кузнецов,Юрий Чернов,Станислав Ростоцкий,Гарри Бардин,Александр Митта,Тамара Макарова,Валерий Зубарев,Зиновий Гердт,Ольга Остроумова,Сергей Герасимов,Алексей Коренев,Константин Райкин,Евгений Леонов,Владимир Меньшов,Елена Соловей,Юрий Никулин,Вячеслав Тихонов,Олег Табаков,Ярославский шинный завод,МАИ,Минобрнауки,Вечерняя Москва,