Ещё
«Это будет Сребреница»: Путин о риске геноцида в Донбассе
«Это будет Сребреница»: Путин о риске геноцида в Донбассе
Политика
Словам Зеленского о «ничьей» с Путиным нашлось объяснение
Словам Зеленского о «ничьей» с Путиным нашлось объяснение
Украина
Умерла солистка Roxette
Умерла солистка Roxette
Шоу-бизнес
Источник сообщил о шоковом состоянии Батуриной
Источник сообщил о шоковом состоянии Батуриной
Общество

Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху 

Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху
Фото: Forbes.ru
Под щитом креативности
«Человеческий капитал и человеческий ресурс — разные вещи. И если человеческим ресурсом мы кое-как управлять научились, то с капиталом нам только предстоит разобраться», — считает президент ассоциации IPChain . Он отметил, что знание скрытых компетенций человека — это ключ к эффективному управлению любым социумом. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, Кричевский привел в пример , лидера группы «Цветы», который оказался слушателем дискуссии. «Анастас Алексеевич — звезда, легенда музыкального мира. Но вряд ли кто-то знает, что он еще и крутой художник, музыковед, что он пишет симфоническую музыку, которую исполняют лондонские оркестры. Он знает сферу культуры от и до, и, если бы мне нужен был эксперт в этой сфере, Стас — лучший, к кому можно обратиться, — говорит Кричевский. — Но всё это — знание узкого круга людей, имеющих счастье быть знакомым со Стасом лично. Этот пример ярко показывает, что мы очень мало знаем о скрытых компетенциях друг друга, а без этого выстроить систему управления человеческим капиталом крайне сложно».
Чтобы понять, как человеческим капиталом управлять, нужно уловить его основную сущность. Ею, по словам Кричевского, является творчество. «Есть прекрасная книга Гэри С. Бекера „Человеческий капитал“, в которой подробно разобрано выстраивание системы управления человеческим капиталом в , много внимания уделено образованию, медицине, эффективности труда. А вот про творчество сказано очень мало», — продолжает Кричевский.
Нашей стране нужно обратить внимание на творческий аспект управления, стараться раскрыть творческий потенциал в каждом сотруднике. Таким образом, мы узнаем тех, кто работает с нами, лучше и сможем подобрать эффективные инструменты для управления человеческим капиталом, который есть в нашем распоряжении,
Андрей Кричевский
Творчество действительно играет определяющую роль в формировании человеческого капитала, согласна Евгения Коновалова, генеральный директор бизнес-инкубатора Science Guide. Несмотря на стремительную диджитализацию современного мира, человеческий капитал продолжает играть определяющую роль в формировании инновационного общества. Например, изобретательская деятельность — та сфера, в которой роботизация пока невозможна, и это дает большой простор для реализации человеческого капитала. «Многие беспокоятся о том, что же будет, когда людей начнут массово заменять роботы. А будет только лучше — искусственный интеллект избавит человечество от рутинных процессов, и мы сможем больше креативить», — говорит Коновалова.
Но креативности не может быть в условиях жесткой формализации, как происходит сейчас, например, в сфере образования, замечает руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ : «Два мальчика ухаживают за одной девочкой, и она выбрать не может, потому что они — жертвы ЕГЭ, рассказывают ей одно и то же, под копирку». По его словам, творческая личность подразумевает большую степень свободы, поэтому в процессе обучения и работы важно чувствовать грань между разумной систематизацией и тотальным контролем. «Творчество — это акт индивидуальный, а в основе любой инновации всегда человек. Поэтому задача государства и общественных институтов — просто не мешать ему реализовывать свой потенциал».
Питательная среда
Творческая личность — это основа, но залог реализации ее потенциала — развитая инфраструктура. «Чудес не бывает, — категоричен гендиректор Инновационного инжинирингового центра Николай Колпаков. — Без системы невозможно создавать серьезные продукты». Чтобы пройти путь от идеи до реального продукта, нужна еще и соответствующая среда, отмечает советник ректора : «Не зря в офисах крупных IT-компаний есть спортзалы, фреш-бары и гибкий график работы. Говорят, мол, это они с жиру бесятся, смузи в коворкингах пьют вместо того, чтобы работать, а на самом деле такая среда очень повышает эффективность». По словам Потапкина, молодые специалисты не готовы ехать на хорошие зарплаты в госкорпорации в регионах просто потому, что «там нет модных кафе», и это неудивительно — для представителей поколений X, Y и Z средовые факторы очень важны.
Формировать питательную среду для генерации идей нужно не только в офисах, но и в городском пространстве. Город — важная составляющая нашего ежедневного быта, которая влияет на желание людей жить и работать, а значит, опосредованно и на общую экономическую ситуацию в стране. «Вспомнить хотя бы Парк Горького: кого он притягивал в 90-е и кого — сейчас. Состояние городской среды всегда связано с общим уровнем развития общества», — считает По