Войти в почту

Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху

Под щитом креативности «Человеческий капитал и человеческий ресурс — разные вещи. И если человеческим ресурсом мы кое-как управлять научились, то с капиталом нам только предстоит разобраться», — считает президент ассоциации IPChain Андрей Кричевский. Он отметил, что знание скрытых компетенций человека — это ключ к эффективному управлению любым социумом. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, Кричевский привел в пример Стаса Намина, лидера группы «Цветы», который оказался слушателем дискуссии. «Анастас Алексеевич — звезда, легенда музыкального мира. Но вряд ли кто-то знает, что он еще и крутой художник, музыковед, что он пишет симфоническую музыку, которую исполняют лондонские оркестры. Он знает сферу культуры от и до, и, если бы мне нужен был эксперт в этой сфере, Стас — лучший, к кому можно обратиться, — говорит Кричевский. — Но всё это — знание узкого круга людей, имеющих счастье быть знакомым со Стасом лично. Этот пример ярко показывает, что мы очень мало знаем о скрытых компетенциях друг друга, а без этого выстроить систему управления человеческим капиталом крайне сложно». Чтобы понять, как человеческим капиталом управлять, нужно уловить его основную сущность. Ею, по словам Кричевского, является творчество. «Есть прекрасная книга Гэри С. Бекера «Человеческий капитал», в которой подробно разобрано выстраивание системы управления человеческим капиталом в США, много внимания уделено образованию, медицине, эффективности труда. А вот про творчество сказано очень мало», — продолжает Кричевский. Нашей стране нужно обратить внимание на творческий аспект управления, стараться раскрыть творческий потенциал в каждом сотруднике. Таким образом, мы узнаем тех, кто работает с нами, лучше и сможем подобрать эффективные инструменты для управления человеческим капиталом, который есть в нашем распоряжении, Андрей Кричевский Творчество действительно играет определяющую роль в формировании человеческого капитала, согласна Евгения Коновалова, генеральный директор бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Science Guide. Несмотря на стремительную диджитализацию современного мира, человеческий капитал продолжает играть определяющую роль в формировании инновационного общества. Например, изобретательская деятельность — та сфера, в которой роботизация пока невозможна, и это дает большой простор для реализации человеческого капитала. «Многие беспокоятся о том, что же будет, когда людей начнут массово заменять роботы. А будет только лучше — искусственный интеллект избавит человечество от рутинных процессов, и мы сможем больше креативить», — говорит Коновалова. Но креативности не может быть в условиях жесткой формализации, как происходит сейчас, например, в сфере образования, замечает руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев: «Два мальчика ухаживают за одной девочкой, и она выбрать не может, потому что они — жертвы ЕГЭ, рассказывают ей одно и то же, под копирку». По его словам, творческая личность подразумевает большую степень свободы, поэтому в процессе обучения и работы важно чувствовать грань между разумной систематизацией и тотальным контролем. «Творчество — это акт индивидуальный, а в основе любой инновации всегда человек. Поэтому задача государства и общественных институтов — просто не мешать ему реализовывать свой потенциал». Питательная среда Творческая личность — это основа, но залог реализации ее потенциала — развитая инфраструктура. «Чудес не бывает, — категоричен гендиректор Инновационного инжинирингового центра Николай Колпаков. — Без системы невозможно создавать серьезные продукты». Чтобы пройти путь от идеи до реального продукта, нужна еще и соответствующая среда, отмечает советник ректора Московского университета Правительства Москвы Алексей Потапкин: «Не зря в офисах крупных IT-компаний есть спортзалы, фреш-бары и гибкий график работы. Говорят, мол, это они с жиру бесятся, смузи в коворкингах пьют вместо того, чтобы работать, а на самом деле такая среда очень повышает эффективность». По словам Потапкина, молодые специалисты не готовы ехать на хорошие зарплаты в госкорпорации в регионах просто потому, что «там нет модных кафе», и это неудивительно — для представителей поколений X, Y и Z средовые факторы очень важны. Формировать питательную среду для генерации идей нужно не только в офисах, но и в городском пространстве. Город — важная составляющая нашего ежедневного быта, которая влияет на желание людей жить и работать, а значит, опосредованно и на общую экономическую ситуацию в стране. «Вспомнить хотя бы Парк Горького: кого он притягивал в 90-е и кого — сейчас. Состояние городской среды всегда связано с общим уровнем развития общества», — считает Потапкин. По его мнению, большую роль в организации «дружелюбного города» сыграли сервисы для обратной связи («Активный гражданин», «РосЯма» и др.), с помощью которых можно напрямую рассказать о проблеме властям. Формированием питательной городской среды занимается еще один спикер форума — брендинговое агентство Ampersand.fm. Его специализация — создание брендов городов и отдельных районов и интеграция этого стиля в городское пространство: парки, вывески, навигацию. Управляющий партнер агентства Талли Кельми считает одной из главных проблем человеческого капитала его отток из России, особенно из небольших городов. Она приводит в пример Фирсановку — микрорайон Химок с 3500 жителей. «Мы определили главную идею Фирсановки как территорию загородной жизни, — рассказывает Кельми. — Эта идея становится центром притяжения и сквозит во всем: в архитектуре, в маркетинге, в привлечении инвестиций. Мы помогаем самим жителям понять, о чем то место, где они живут». По словам Кельми, базовая концепция тащит за собой частные — к ней начинает подстраиваться малый бизнес: ретейл, местное производство, ярмарки. Изменение атмосферы места неизбежно влечет сохранение и развитие человеческого капитала, Талли Кельми Часть целого Стремление к индивидуальному творчеству не всегда способствует реализации человеческого капитала, отмечает Евгения Коновалова из Science Guide. Например, чтобы вывести на массовый рынок новую медицинскую разработку, необходима синергия ученых и бизнеса. А понять, насколько реализуема идея и как должен выглядеть пилот, который можно показывать инвесторам, очень помогает такой инструмент, как хакатон. Это слёт разработчиков (изначально в хакатонах участвовали только программисты, сегодня — люди любой профессии, способные быстро создать новый продукт), которые за один-три дня с минимальными перерывами на сон и еду создают работающий продукт с нуля. Команды для хакатонов могут собираться прямо на месте: у кого-то есть идея, но он не знает, как ее реализовать, кто-то — хороший исполнитель, готовый взяться за понравившуюся концепцию. Нередко на хакатонах присутствуют представители инвестфондов или крупных корпораций, которые могут вложиться в перспективный продукт. О своем опыте работы со стартапами рассказала Клара Орен, руководитель бизнес-инкубатора Израиля. «У нас почти нет полезных ископаемых, мы не можем позволить себе жить на их продаже. Поэтому вся экономика Израиля держится на человеческом капитале. Надеюсь, найденный газ нас не развратит», — смеется Орен. При оценке потенциальных портфельных проектов она как глава бизнес-инкубатора обращает внимание не только на сам продукт и емкость рынка, на который целится стартап, но и на команду. Слишком сильная личность основателя может легко убить бизнес; изобретатели-одиночки могут сделать классную технологию, но масштабировать ее им не под силу. Крупный бизнес — это командный результат. «Даже ведьма без социума — это набор дешевых трюков», — шутит Леонид Григорьев, признавая необходимость работать в команде. Но не стоит забывать о роли автора идеи, и не только в частных проектах, но и внутри корпораций. В связи с этим встает вопрос защиты авторских прав на изобретения, разработанные внутри компаний. «По закону все просто — любой продукт, созданный сотрудником в рабочее время, принадлежит работодателю, если в договоре не прописано иное. Работодатель выплачивает создателю продукта авторское вознаграждение, но обычно его размер не особенно мотивирует», — рассказывает старший юрист Deloitte Legal Артемий Иванюшин. Чтобы заинтересовать работника в изобретении нового, стоит отдельно обговорить размер этого вознаграждения в зависимости от характера продукта или рассмотреть альтернативные способы мотивации: слава, признание или другие нематериальные бонусы. Есть и другая крайность, отмечает ведущий консультант ООО «Бренды и патенты» Ирина Морозова: когда креативный процесс поставлен на поток и в ходе работы регистрируются сотни мелких патентов на изобретения, сотрудник может буквально «раздеть» компанию. Чтобы конфликтов между работодателем и автором не возникало, нужно помнить, что люди не просто рабочий ресурс. Это творческие единицы, даже если они не пишут музыку, а создают чертежи, Артемий Иванюшин

Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху
© Forbes.ru