Третьяковской галерее подарили архив главного архитектора здания. Что мы из него узнали
22 августа в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Новая Третьяковка. Начало. Дар Вероники Николаевны Сукоян». На ней представлены материалы из личного архива Николая Сукояна — главного архитектора здания галереи на Крымском валу. Strelka Mag сходил на открытие выставки и узнал, о чём говорилось в документах. Здание на Крымском валу было одним из самых знаменитых долгостроев советской Москвы. Работа над его проектом началась в 1950-х, а строительство завершилось только в 1986 году. Одним из главных архитекторов этого проекта был Николай Сукоян — он работал в команде с другими архитекторами под руководством Юрия Шевердяева. На протяжении полувека Сукоян собирал все документы, связанные с проектированием и строительством этого здания. В 2019 году дочь архитектора, художница Вероника Сукоян передала архив отца в дар Третьяковской галерее. В общей сложности Третьяковка получила более 1000 документов: чертежи, рисунки, эскизы, наброски, официальные бумаги и фотографии. Около 120 из них стали экспонатами выставки «Новая Третьяковка. Начало. Дар Вероники Николаевны Сукоян», которая открылась 22 августа. Какой могла бы быть Третьяковка Источник: tretyakovgallery.ru Источник: tretyakovgallery.ru Одним из экспонатов «Начала» стал макет выставочного комплекса на Крымском валу, воссозданный по документам 1950-х годов. Государственная Третьяковская галерея и Выставочный зал Союз художников СССР расположены на этом макете не в одном, а в двух соседних зданиях — именно такой вариант строительства был утвержден изначально в 1959 году. Спустя три года в целях «более экономного использования территории» и «удешевления стоимости строительства» Совет министров СССР отказался от идеи с двумя строениями и принял решение ограничится одним. Вскоре появился проект современного здания, в котором на протяжении десятилетий сосуществовали Новая Третьяковка и ЦДХ. Источник: tretyakovgallery.ru Кроме того, на выставке представлены варианты неосуществленного оформления фасадов здания. Козырьки над входом должны были быть украшены рельефами и скульптурами, а на фасаде, выходящем на набережную, планировалось разместить мозаичное панно. Команда архитекторов, художников и скульпторов полностью подготовила план декорирования, но эти работы так и не были проведены. На выставке в Новой Третьяковке представлены фотографии макетов упомянутых элементов и план их размещения на стенах и козырьках. Среди других нереализованных задумок архитекторов, отраженных в экспозиции, — жалюзи на окнах, лифты и даже планы по установке рядом со зданием Новой Третьяковки скульптуры «Рабочий и колхозница». Источник: tretyakovgallery.ru Открывая выставку, дочь архитектора Вероника Сукоян рассказала об одной из его последних задумок, связанных с Третьяковской галереей: «Последней идеей моего отца было соединение двух зданий галереи огромной эстакадой по верху этого района, по которой можно было бы прогуливаться, любуясь Москвой. Он высказал её незадолго до своего ухода из жизни в 2009 году. Тогда мне эта идея показалось безумно фантастичной. Но прошло несколько лет и появился туристический маршрут, который соединяет Старую Третьяковку и Новую. Правда, он проходит по набережным, пока что по земле. Но, может, мы и доживём до того времени, когда эта идея, которая безусловно уже осуществлена, например, в крупнейших городах Японии, будет воплощена в жизнь», — рассказала она. Как нашли архив Источник: tretyakovgallery.ru Когда в 2002 году Николай Сукоян вышел на пенсию, все свои документы, которые хранились в «Моспроекте», он перевез в мастерскую. Долгое время они лежали горой в неразобранном виде: времени на работу с этим архивом ни у кого не было. «Наконец я начала показывать отцу эти документы, расспрашивать его о них, подписывать фотографии, что-то самостоятельно сортировать. Таким образом, часть архива удалось разложить по папкам, по кучкам, по разделам», — говорит дочь Николая Сукояна, художница Вероника Сукоян. Источник: tretyakovgallery.ru Следующим этапом работы с архивом стала борьба за здание Новой Третьяковки в 2008–2009 годах, когда власти решили снести его и построить на прежнем месте комплекс «Апельсин» по проекту Нормана Фостера. В то время Вероника Сукоян регулярно обращалась к архиву, чтобы готовиться к выступлениям в защиту здания. Тогда же вышла статья Николая Сукояна «Значение здания Государственной третьяковской галереи — Центрального дома художника и Парка искусств на Крымском валу», в работе над которой ему помогала дочь. В декабре 2009 года Николая Сукояна не стало. Через несколько лет после этого Третьяковская галерея сама стала проявлять интерес к личному архиву архитектора, в том числе обращалась за помощью к Веронике Сукоян во время подготовки к выставке «Оттепель» 2017 года. После этого она стала часто встречаться с сотрудницами Третьяковки и в результате приняла решение передать архив галерее. «Я совершенно не ожидала, что всё это окажется настолько востребованным и интересным для большого круга зрителей и специалистов», — призналась Вероника Сукоян. На открытии выставки она выразила надежду, что после реконструкции в галерее появится отдельное пространство для постоянной экспозиции, посвященной строительству здания на Крымском валу и авторам этого проекта. Как будет проходить реконструкция Источник: tretyakovgallery.ru Источник: tretyakovgallery.ru По словам, Директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой уже в сентябре будет подписан договор с архитектурным бюро Рема Колхаса OMA и с московским бюро «Резерв» на разработку проекта реконструкции. «Это очень щедрый дар, который позволит нам и тем архитекторам, которые будут работать над проектом реконструкции, обратиться к каким-то нереализованным интереснейшим решениям Николая Сукояна и попробовать их реализовать», — сказала Трегулоа. В разговоре со Strelka Mag Зельфира Трегулова подтвердила, что Рем Колхас увидит материалы, которые Вероника Сукоян подарила галерее. «Колхасу безумно нравится это здание. Он любит архитектуру этого времени, архитектуру, которую сегодня принято называть советским модернизмом. И ему интересен диалог с этим зданием. Ему совершенно неинтересно что-то крушить или сносить», — отметила она. Зельфира Трегулова рассказала, что реконструкция будет настолько бережной по отношению к зданию, что даже камень и мрамор для неё планируется брать из тех же месторождений, что и в 1960–1980-х годах. Выставка «Новая Третьяковка. Начало. Дар Вероники Николаевны Сукоян» продлится до 13 октября 2019 года.