Войти в почту

Минэк приблизил прогнозы к реальности

Москва, 28 августа - "Вести.Экономика" Прогнозы министерства экономического развития вполне перекликаются с текущей ситуацией в социально-экономической сфере страны, отмечает Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер». Минэкономразвития опубликовал очередной прогноз макроэкономического развития страны на 2019 и 2020 гг. Ведомство ухудшило ключевые показатели роста – ВВП, реальные доходы и др. В то же время, был улучшен прогноз по инфляции – до 3,8%. Прогноз роста реальных доходов был ухудшен в текущем году с 1% до 0,1% (1,5% в 2020 году). Рост экономики, при этом, ожидается прежний – 1,3%, однако в 2020 году ожидается меньший показатель, чем ранее – всего 1,7% вместо 2%. Действительно, деловая и инвестиционная активность остается крайне слабой. Одним из ключевых факторов столь печальной ситуации, о чем указывает и Минэк, является очень низкий инвестклимат. Это понятие довольно широкое – оно определяет и институциональную среду работы бизнеса, и деловые ожидания в экономике, и уровень процентных ставок, и многое другое. К сожалению, сейчас по большинству параметров инвестклимат в России остается слабым. Об этом говорит как динамика частных инвестиций в экономику, так и динамика корпоративного кредитования. В такой ситуации виновных искать довольно сложно, но ясно одно – нынешняя экономическая реальность сильно ограничивает темпы роста экономики, и с этим надо что-то делать. Одна из наиболее острых проблем, которые испытывает российская экономика – это сокращение частного сектора и рост доли государства. По данным Счетной палаты, в 2018 году доля госсектора уже достигла 48%, при том что до кризиса 2009 года этот показатель не превышал 40%. Что характерно – с 2010 года этот показатель в целом снижается, хотя и довольно медленно, однако в 2014 году на фоне очередного кризиса доля госсектора снова выросла. Это говорит о том, что именно кризисные явления в экономике России и приводят к росту доли государства, но в то же время увеличение госучастия усугубляет ситуацию в экономике. Как показывает практика, государственные организации гораздо менее охотно повышают зарплаты сотрудникам, нежели частный бизнес, т.к. прямой заинтересованности в эффективности их работы у них нет. Нет и прямой заинтересованности в получении прибыли как таковой – госкомпании не принадлежат конкретным частным лицам, у них фактически нет конечного бенефициара, а государство в роли такового быть не может в принципе, т.к. это всего лишь институт власти. Примечательно, что одним из факторов роста доли государства в экономике в последние годы являются антироссийские санкции, из-за которых частному сектору заниматься бизнесом в России становится все неуютнее. Во многом резкое ухудшение прогноза по реальным доходам населения связано также и с ростом его долговой нагрузки. Только за первое полугодие текущего года потребительское кредитование выросло почти на четверть, и по итогам года рост составит не менее 20%. Несмотря на снижение кредитных ставок, столь бурный рост кредитования ведет к увеличению процентных платежей за пользование кредитом, и это снижает реальные ежемесячные доходы россиян. К сожалению, реальность может оказаться еще хуже, чем в прогнозе министерства. Если во втором полугодии Правительство не нарастит бюджетные расходы, то инвестиции в экономике продолжат сокращаться, как и потребительский спрос (за счет стагнации доходов бюджетников). В итоге рост экономики в этом случае составит менее 1%. Совершенно очевидно, что медленный рост экономики – проблема не конъюнктурная, а фундаментальная, и чтобы еще больше не отставать от мира, нужно как можно скорее заниматься структурными реформами. Эти реформы по большей части даже не требуют больших финансовых вливаний – например, чтобы улучшить институциональную среду, достаточно снизить коррупционный налог (то есть коррумпированность чиновников и правоохранительной системы) и усилить основные институты бизнеса (право собственности, право предпринимательской деятельности, защита от монополизма и т.д.). Только в этом случае можно рассчитывать, что потенциал роста экономики будет выше 2% хотя бы в долгосрочной перспективе.

Минэк приблизил прогнозы к реальности
© Вести Экономика