Войти в почту

«Казалось, что это какие-то космические технологии, к которым невозможно подступиться». Как я стал разрабатывать беспилотные авто

Знакомство с будущим работодателем Когда я учился на факультете радиотехники и кибернетики МФТИ, к нам приехали ребята из «Яндекса», чтобы рассказать о новой кафедре анализа данных. Вообще-то, я не собирался идти на эту встречу, но мой друг Евгений Харитонов тогда был в отъезде и попросил меня сходить, чтобы потом поделиться впечатлениями. Из «Яндекса» на встречу приехали Аркадий Волож, Лена Бунина и Илья Сегалович. Мне настолько понравилось, что я решил поступить в ШАД и искать стажировку в компании. Евгений отучился вместе со мной, и мы первые два года работали вместе над сервисом «Яндекс.Картинки». Учиться было сложно, так как приходилось совмещать учебу в ШАДе и на физтехе, а дедлайны были жесткие и там, и там. Но в то же время нам было очень интересно на новых предметах — computer science и анализе данных. Обучение в ШАДе не было похоже на классическое образование в институте, поскольку это был первый набор в ШАД, преподаватели сами учились и экспериментировали с форматом. Несмотря на сложности, мы справились и с успехом выпустились в 2009 году. Все начиналось с компьютерного зрения Я всегда интересовался анализом изображений и во время бакалавриата работал в компании, которая занималась видеоаналитикой. С самого начала меня привлекала работа по анализу изображений: было жутко интересно научить алгоритмы извлекать смысл из картинки. Примерно этим я и занялся вместе с тем самым другом из физтеха, когда нам предложили стажировку в «Яндексе». Сначала я работал в основном над аналитикой и алгоритмами, а потом учил систему распознавать содержание картинок, чтобы улучшать результаты поиска. Фото: Unsplash Мне посчастливилось поучаствовать в разработке поиска по изображениям пользователей. Например, в такой сервис можно загрузить фотографию достопримечательности и найти профессиональные снимки того же места! Сейчас для этого используются нейронные сети, а тогда нам приходилось создавать множество эвристик. В то время подобных систем поиска в интернете было очень мало, а сейчас это довольно распространенный интерфейс взаимодействия с сервисами. Дорога к беспилотникам Во время учебы на физтехе мы не раз слышали о DARPA Grand Challenge — соревновании беспилотных автомобилей. В нем участвовали ведущие университеты США, и от него даже берут начало некоторые компании, которые разрабатывают такие технологии. Но у меня и мысли не было, что я займусь этим направлением. Тогда казалось, что это какие-то космические технологии, к которым невозможно подступиться. Однако все сложилось иначе. Чуть больше двух лет назад «Яндекс» решил занятся этим проектом, и мне повезло в нем участвовать. Мой опыт в области компьютерного зрения очень пригодился при создании беспилотников. Эта работа стала моим самым интересным и одновременно самым сложным проектом. Фото: архив компании Больше всего меня привлекает то, что это совершенно новая технология, мы действительно на передовой. И что там впереди, пока не знает никто, все пробуют, ошибаются и снова экспериментируют — инструкцию, как сделать хороший беспилотник в интернете не найти. Ни одна душа в мире еще не понимает, какие алгоритмы позволят машине водить в любых условиях лучше, чем человек. Почти все придумывается с нуля. Чтобы достичь лучших результатов, нужно не только писать километры кода, но и разрабатывать оптимальную комбинацию железа, сенсоров и вычислительных юнитов. А потом ты садишься в машину и видишь, как работает твое решение, и, пожалуй, это лучшая награда. Конечно, у нас возникали и сложности Например, в самом начале стояла дилемма, какие датчики использовать. Существуют сенсоры-лидары, которые передают точную пространственную информацию, и камеры, которые снимают то, что происходит вокруг машины. Но проблема лидаров в том, что они достаточно дорогие и их долго везут в Россию. Поэтому нам было интересно, можно ли сделать беспилотник вообще без них. У нас было достаточно времени проверить эту гипотезу, так как наши первые лидары застряли на таможне. Будучи специалистами по компьютерному зрению, мы надеялись получить пространственную информацию только из видео, а заодно и удешевить процесс. Потратили на это достаточно много времени, а потом приехали лидары. И после их подключения мы всего за несколько дней достигли того, что пытались извлечь из камер предыдущие несколько месяцев. Так мы поняли, что беспилотник нельзя построить без сенсоров, которые дают достаточно пространственной информации. Что ждет нас дальше Беспилотники могут изменить всю индустрию. Компании, которые так или иначе участвуют в производстве и эксплуатации автомобилей, очень заинтересованы в этой технологии. Есть теория, что если постоянно усложнять «начинку» автомобилей, когда-нибудь они станут беспилотными. Но постепенно мир понимает, что это не так, у сегодняшних гражданских машин просто другой ДНК. И многие автопроизводители уже не идут таким путем, например, компания Hyundai Mobis подписала с нами меморандум о совместной работе над беспилотниками. Фото: архив компании По нашим оценкам, уже через три-четыре года технологии достигнут такого уровня, что станут водить лучше человека, и тогда беспилотные автомобили смогут стать массовым продуктом. Главное, чтобы к этому времени было разработано соответствующее государственное регулирование. Будут становиться более доступными и беспилотные такси, но это последовательный, многоступенчатый процесс. В России пока их можно заказать только в Сколково, потом таких районов будет становиться больше, и постепенно сервис охватит всю Москву. Сейчас в мире беспилотное такси есть еще только в двух странах: в США и Сингапуре. Однако постепенное внедрение беспилотных технологий неизбежно, потому что владеть автомобилем в большом городе становится невыгодно. Спрос на каршеринг и сервисы такси быстро растет, но предложение за ним не успевает. А люди все менее охотно идут работать водителями, поэтому уже сейчас налицо дефицит кадров, особенно в области грузоперевозок. По статистике, доля кандидатов на должность водителя категории «Е» до 35 лет не превышает 20 процентов. Кто умеет — учит Я верю, что полезный опыт надо передавать. Поэтому я вернулся в Школу анализа данных, но уже в качестве преподавателя, сначала вел семинары по компьютерному зрению, а потом — курс, посвященный беспилотным технологиям. Мы с коллегами постарались сделать его максимально приближенным к практике, и это делает обучение интересным как для студентов, так и для нас самих. Как правило, на работе нужно просто решить задачу самым эффективным способом, а во время курсов мы можем, наконец, оторваться и охватить все многообразие методов и подходов. В результате студенты получают не только фундаментальное, но и специальное образование. И то, и другое очень полезно в нашей работе. Мне, например, в начале карьеры как раз больше всего пригодились навыки, полученные в Школе анализа данных: умение программировать, работать с данными и технологиями машинного обучения. А уже потом, когда я занялся беспилотниками и стал иметь дело не только с алгоритмами, но и с «железом», пришлось вспоминать базовые университетские знания физики. Фото: архив компании Я никогда не прекращаю учиться и постоянно читаю свежие статьи с конференций (NeurIPS и ICML — по машинному обучению и CVPR и ICCV — по компьютерному зрению). Последнее время я стараюсь не только развиваться в технологической области, но и учусь выстраивать более эффективную работу в большой команде. Хочется добиться, чтобы команда действовала как единый организм, а результаты росли пропорционально количеству сотрудников. Думаю, самое важное — найти правильный подход к обучению в начале карьеры. Когда ищешь работу мечты, в первую очередь надо думать, как максимизировать собственное развитие, а не зарплату в моменте. Когда я был в институте, выгодно было делать сайты на заказ, но в этой области легко достигнуть потолка и прекратить рост. Мне в этом плане везло: жизнь постоянно сводит меня с умными и талантливыми людьми, у которых я учусь чему-то новому. Фото на обложке: архив компании

«Казалось, что это какие-то космические технологии, к которым невозможно подступиться». Как я стал разрабатывать беспилотные авто
© RB.ru