Войти в почту

Рабство как признак безнадежной отсталости

Накануне ООН отметило Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации. Из всех многочисленных, бесполезных и пустых памятных дат ООН эта одна из немногих достойных внимания. До сих пор. Еще из школьных учебников по истории мы знаем, что рабство – это одна из ранних форм развития человеческой цивилизации и даже было прогрессивным на определенном ее этапе. Потом оно трансформировалось в феодальные отношения с крепостным правом, потом в раннекапиталистические, а там и до нынешних норм доползло. Классическое рабство в античные времена и даже еще раньше – в Египте и Междуречье – нам представляется как некое общество, которое делилось на немногочисленных свободных и рабов. Но там все было сложнее, и в той же Римской империи особо успешные рабы могли иметь и своих собственных рабов. Исторически рабство появилось в результате межплеменных войн. Победители в стычках захватывали пленных и, первое время, не очень-то знали, что с ними делать. Кормить накладно, самим бы пропитаться, иначе бы и не воевали. Поэтому они чаще всего приносились в жертву богам. А вот с развитием сельского хозяйства стало выгоднее использовать пленных на полях. Постепенно появились потомственные рабы. Затем пошло крупнопанельное строительство, где без рабского труда трудно было обойтись. Но все же не одни рабы там были задействованы, было много свободных по найму и, кстати, с довольно приличной оплатой. Так что египетские пирамиды строились самими египтянами. Одним словом, рабство, в какой бы форме оно ни было, существовало на протяжении всего развития человечества и не считалось чем-то предосудительным. Вплоть до наступления эпохи Просвещения. Вот тогда его и заклеймили, как нечто недостойное человека. А поскольку Вольтер, Монтескье и прочие философы XVIII века были не просто бумагомарателями, а властителями дум, то их рассуждение привели не только к Великой французской революции, но и к изменению сознания правящего класса. Модно было. Собственно французская революция и стала тем камушком, который спровоцировал лавину революций и национально-освободительных войн. Американские штаты и Мексика добились независимости от метрополий, а Наполеоновские войны привели к тому, что почти во всей Европе установилось новое право, которое не смогли отменить даже реваншисты после свержения императора. Но было одно существенное обстоятельство. Права человека не распространялись на представителей других рас. А британцам так и вовсе было все равно какая раса – они просто по суду лишали всех человеческих прав и отправляли в рабство тростник косить. Так рабство прижилось в Америке и во всех британских колониях. Поскольку белый человек не очень привычен был к тропической жаре, то раб из него получился так себе. Плохой раб – помирал быстро. А вот чернокожие африканцы вполне подошли. Их стали завозить десятками тысяч и многие, в том числе современные, капиталы ведут свой отсчет с тех времен. Так продолжалось до тех пор, пока чернокожие на одном из Карибских островов не подняли восстания и не освободились. Случилось это 23 августа 1791 года на острове Сан-Доминго и Гаити. Именно эта дата и берется как начало освобождения от современного рабства и выбрана была на 150 сессии ООН как памятный день. Любопытно, что бывшие рабы быстро передрались в борьбе за власть, так что некогда единый остров разделился на два государства – Гаити и Доминиканскую республику. В разных частях избрали различные формы общественного устройства, что привело к полному упадку выбравшей авторитарное правление Гаити и процветанию принявшей демократию Доминикане. После того, как рабство на государственном уровне отменили Америка и Россия (а крепостные даже в официальных документах именовались рабами), считается что политически оно исчезло. Но это далеко не так. Рабство все еще сохраняется в архаичных государствах Востока. И хотя оно не афишируется, но не очень-то и осуждается местными властями. А часто они ничего и поделать не могут или не хотят. Даже в современной России время от времени приходят сообщения об освобождении какого-либо раба. А иногда и освобождения никакого нет – просто становится известным. Происходит это в основном на Северном Кавказе, а вот сообщений о системной борьбе с этим явлением почти нет. Так что для России 23 августа остается весьма актуальной датой.

Рабство как признак безнадежной отсталости
© Суть событий