Войти в почту

Закону о «монетизации льгот» исполнилось 15 лет

22 августа 2004 года президент России Владимир Путин подписал закон о льготных выплатах. Его главной целью было разграничить полномочия федеральной и региональной власти в части реализации социальных гарантий для разных категорий населения. Также закон подытожил процесс пересмотра ранее установленных социальных обязательств государства, в том числе он предусматривал усиление адресной помощи инвалидам и ветеранам. Документ был масштабный: он вносил изменения в шесть кодексов Федерации (Трудовой, Семейный, Водный, Лесной, Воздушный, Уголовно-исполнительный) и в 149 законодательных актов (федеральные законы о МРОТ, о прожиточном минимуме, о социальной защите инвалидов и другие). Этот закон знаменовал так называемую «монетизацию льгот»: основные меры социальной поддержки заменили денежными выплатами, которые регулярно индексируются. Монетизации подлежали льготы на проезд в общественном транспорте, на лекарства и на санаторно-курортное лечение. Такой массивный свод поправок в законодательство готовился довольно длительное время. Проект закона неоднократно обсуждался в Правительстве и парламенте, предлагались различные варианты реформы. В то время пост вице-премьера, курировавшего социальную политику, занимала Валентина Матвиенко. По воспоминаниям Евгения Гонтмахера, возглавлявшего тогда департамент социального развития в Аппарате Правительства, Матвиенко «зарубила» предложенный Минфином вариант монетизации льгот. И этим спасла страну, убеждён он: «Не хочу говорить о цифрах, которые прозвучали у неё на совещании по этому проекту, но в целом это бы вызвало социальный взрыв. Предлагался явно неравноценный обмен», — вспоминает он. Льготы в итоге были монетизированы, но уже после ухода Матвиенко из Правительства. В обществе и сегодня периодически возникают дискуссии об эффективности монетизации льгот. Как отмечал глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, в период введения этой нормы ситуация в регионах была неоднородна: «Порой возникали парадоксальные ситуации, когда люди выбирали деньги, но при этом пользовались и натуральными льготами. В то же время в ряде областей льготы превратились в пустую норму, оставив людей вообще без социальной поддержки». Кроме того, добавил он, многие натуральные льготы в денежном эквиваленте оказались заметно «дешевле». Это хорошо иллюстрирует история, произошедшая четыре года назад в Ростовской области. В декабре 2015 года региональный парламент принял решение монетизировать транспортные льготы. Пенсионеры такому шагу не обрадовались: многим показалось, что 332 рубля, в которые трансформировался льготный проезд, явно недостаточны для того, чтобы считать это равноценным обменом. Приёмные завалили обращениями и жалобами. Ростовские депутаты провели несколько встреч с ветеранами. В итоге уже через два месяца закон о монетизации транспортных льгот был отменён. Напомним, в настоящее время гражданам, которые входят в одну из категорий федеральных льготников, предоставляется ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг (НСУ), в который входит обеспечение лекарствами и путёвками в лечебные санатории, а также бесплатный проезд на пригородном жд-транспорте. По желанию, НСУ можно получать как в натуральном виде, так и в виде выплат. Все остальные льготы переведены в денежные компенсации. Например, государство возмещает расходы на коммунальные услуги для пенсионеров, инвалидов и других льготников.

Закону о «монетизации льгот» исполнилось 15 лет
© Парламентская газета