«Травиата», русская школа и будущие звезды на одном из главных оперных конкурсов в Сочи

В этом сезоне Сочи уже не раз становился точкой притяжения для ценителей классической музыки: в середине июля на черноморском побережье соревновались в мастерстве юные таланты-выпускники образовательного центра «Сириус», затем на той же сцене один из старейших оркестров мира — Дрезденская государственная капелла — под руководством легендарного австрийского пианиста и дирижера Рудольфа Бухбиндера устроил Бетховенский марафон, а потом здесь дали концерты пианист Денис Мацуев и оперные дивы Ольга Перетятько и Юлия Лежнева. В первой декаде августа город снова стал площадкой для значимого культурного мероприятия, причем на этот раз действительно международного масштаба. В столицу Олимпийских игр-2014 впервые привезли финал одного из крупнейших европейских конкурсов исполнителей итальянской оперы Competizione dell`Opera. Как на российском курорте открывали будущих звезд мировой оперы — в материале «Ленты.ру». Competizione dell`Opera основали 23 года назад, в 1996-м, Ханс-Йоахим Фрай и Питер Ружичка. С тех пор Фрай является его руководителем. Изначально главным спонсором конкурса выступала итальянская компания, производящая мороженое, которая таким образом хотела привлечь внимание к своей продукции. Однако уже спустя пять лет у Competizione dell`Opera появился собственный фонд, и конкурс стал полностью независимым. На многие годы домом для одного из главных смотров молодых оперных певцов стала Земпер-опера в Дрездене, а в 2013-м году конкурс перебазировался в концертный зал «Брукнерхаус» в австрийском Линце. При этом отборочные прослушивания проводились по всему миру, и конкурс Competizione dell`Opera постепенно приобретал международный масштаб. Его финал хотели видеть на своих сценах известнейшие театры: так, в 2011-м и в 2015-м лучших участников принимал Большой театр в Москве, в 2012 году — Большой театр в Минске, а в 2014-м — Большой театр в Ташкенте. Как шутит Фрай, в какой бы оперный театр он теперь ни пришел, везде его встретит артист, который принимал участие в Competizione dell`Opera. Впрочем, эта шутка очень похожа на правду: с 1996 года через конкурсные прослушивания прошли около 12 тысяч молодых исполнителей. При этом, по словам Фрая, в последние годы все более явным становилось противоборство четырех блоков, четырех разных традиций: Европы, Азии (в частности, Южной Кореи), Латинской Америки (в частности, Чили и Мексики) и, конечно, России. «Русская школа всегда играла большую роль. Всегда было очень много номинантов и победителей из России», — отмечает председатель Competizione dell`Opera. Этот год не стал исключением. В Сочи приехало более 100 певцов из 25 стран. С 4 по 7 августа жюри — к слову, тоже интернациональное (в него вошли представители театров и музыкального бизнеса, а также действующие артисты из 12 стран), — в ходе двух туров прослушало более 250 арий в исполнении участников и выбрало 13 финалистов. Из них пять оказались представителями России, в то время как у других стран в финале было максимум по два представителя. «Сила репертуара российских певцов, российской школы прежде всего в драматических ариях Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини. При этом традиции барочной музыки, Георга Фридриха Генделя и Вольфганга Амадея Моцарта сильнее в Европе», — пояснил Фрай. Так, 25-летняя россиянка Юлия Музыченко, исполнившая в том числе арии из «Травиаты» Верди и «Богемы» Пуччини, в итоге завоевала третье место и приз зрительских симпатий, который дает ей право в следующем году выступить на сцене Парка науки и искусств «Сириус» с сольным концертом. Комбинация из произведений этих итальянских композиторов принесли успех не только россиянке, но и 29-летней представительнице Украины Анне Бондаренко: она завоевала первое место, а заодно собрала целую коллекцию дополнительных призов от жюри — в частности, приглашение выступить в гала-концерте звезд мировой оперы на X Минском международном оперном форуме в декабре 2019-го и принять участие в постановке на фестивале «Опера — всем», который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. Еще одна россиянка, 29-летняя Виктория Каркачева, прекрасно справилась и с сочинениями Моцарта и Генделя, завоевав второе место на Competizione dell`Opera и специальный приз жюри. Всем трем лауреаткам вручили денежные призы. Как отмечают организаторы, главная задача Competizione dell`Opera — не только найти талантливых молодых певцов, но и помочь им как можно скорее попасть на сцены главных театров мира и продолжить карьеру на международном уровне. Именно для этого в жюри конкурса решено приглашать руководителей театров и консерваторий, а также представителей артистических агентств, менеджеров и продюсеров, которые могут сразу предложить понравившимся участникам контракты и ангажементы на выступления. «Участие в жюри представителей театров очень важно, потому что участники понимают, что здесь находятся те, кто может им предложить работу. Это привлекает конкурсантов», — считает генеральный директор Большого театра Белоруссии Владимир Гридюшко, который входит в жюри Competizione dell`Opera с 2011 года. Причем, признаются члены жюри, чтобы получить предложение о работе участнику совершенно необязательно становиться победителем. «Внутри жюри всегда есть драматургия. Вот побеждает какой-то человек большинством голосов. Но есть меньшинство, которому нравятся совершенно другие люди. И они начинают после конкурса помогать своим протеже, которые ничего не получили. И это тоже замечательно», — отмечает художественный руководитель и вокальный педагог молодежной оперной программы Большого театра России Дмитрий Вдовин. Кроме того, многие из тех, кто в первый год участия в конкурсе не завоевал никаких наград, приезжают попробовать свои силы снова. Таким образом, Competizione dell`Opera позволяет следить за тем, как молодые артисты развиваются и совершенствуются, считает Антон Лубченко, художественный руководитель Сочинского симфонического оркестра, в сопровождении которого в этом году выступали участники. «Люди из года в год растут, и благодаря этому конкурсу можно услышать, как идет творческое развитие человека. Два года назад он мог не произвести никакого впечатления, а сегодня — заблистать», — говорит он. Тех, кто заблистал после конкурса, действительно много. Так, в свое время участие в нем принимала немецкая певица Аня Хартерос, которая затем стала победительницей Всемирного конкурса исполнителей BBC в Кардиффе и получила приглашения от оперных театров Вены, Берлина, Парижа, Милана, Нью-Йорка и других городов. В первый же год проведения Competizione dell`Opera победу в нем одержала уроженка Волгограда, нынешняя солистка Большого театра, заслуженная артистка России Марина Мещерякова, которая позже неоднократно выступала на Зальцбургском музыкальном фестивале, на сценах Метрополитен-оперы, Ла Скала, Ковент-Гарден и Венской государственной оперы. Среди участников и лауреатов конкурса в свое время были и заслуженный артист Узбекистана Рамиз Усманов, солистка Мариинского театра Елена Стихина, солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Елена Безгодкова, солист Мариинского театра и приглашенный солист Большого театра Роман Бурденко, солистка Мариинского театра и приглашенная солистка Большого театра Ольга Пудова и другие. Впрочем, Competizione dell`Opera может привлечь не только артистов, мечтающих об успешной карьере, но и зрителей, которым конкурс дает возможность увидеть будущих звезд прежде, чем они приобретут всемирную известность. «Если вы придете на наш концерт, вы увидите будущих звезд мировой оперы. И через пять-десять лет вы сможете рассказывать, что видели его или ее, когда они были совсем молодыми», — отмечает Фрай. Выбор Сочи для проведения финала Competizione dell`Opera был неслучайным: в 2017 году один из создателей конкурса Ханс-Йоахим Фрай стал художественным руководителем фонда «Талант и успех», который курирует сочинский «Сириус», и задался целью превратить российский курорт в культурный центр, привлекающий любителей не только пляжного отдыха, но и классической музыки. Оперный конкурс в этом смысле оказался весьма эффективным мероприятием: в город, помимо россиян, приехали десятки артистов из Мексики, Бразилии, Чили, Германии, Израиля, Греции, Кипра, Южной Кореи, Тайваня, Испании, Ирана, Грузии и Азербайджана, а также члены жюри из 12 стран, которые в дальнейшем смогут рассказать о Сочи у себя на родине. «Если раньше Сочи вообще не было на карте мира культуры, то теперь ситуация постепенно меняется. К нам приезжают люди из разных стран, и благодаря этому слух о нас разносится по миру», — поясняет Фрай. По его словам, сейчас при поддержке фонда в Сочи проводится уже 12 фестивалей, только с начала этого года было организовано около 80 концертов. Причем в город регулярно приглашают и мировых звезд, и артистов из российских регионов — в частности, из Татарстана и Астраханской области. Через три года, в 2022-м, здесь откроется новый концертный комплекс площадью около 33 тысяч квадратных метров, на территории которого обустроят концертный, балетный и репетиционные залы, а также специальное пространство для опен-эйр-фестивалей — это позволит реализовывать в Сочи еще более масштабные проекты. «Мы, конечно, говорим не только об опере, но и о концертах классической музыки, джазовых концертах, балете… Мы пытаемся показать все краски, все разнообразие, пытаемся достучаться до каждого при помощи различных форм, — рассказывает Фрай. — Еще у нас, к примеру, после каждого концерта проводится встреча со зрителями, когда они могут сфотографироваться и немного пообщаться с артистами. Чтобы было ощущение, что ты можешь прикоснуться к музыканту, что это не что-то элитарное, недоступное. Мы надеемся, что таким образом сможем привлечь еще больше ценителей искусства». Конечно, расположение Сочи и тот факт, что большинство людей еще с советских времен воспринимают его в первую очередь как курорт с морем, пляжем и сопутствующей этому расслабленной атмосферой, существенно влияет на выбор формата культурных мероприятий, признает художественный руководитель «Таланта и успеха». Именно поэтому ставка делается не на регулярные события, а на фестивали — как в Зальцбурге, где с 1920 года проводится один из самых известных музыкальных фестивалей мира, на который Фрай ориентируется в своей работе в Сочи. «Зальцбург — очень маленький город в Австрии. Он находится в горах, вокруг замечательные озера, — говорит он. — В Сочи нет таких озер, зато есть Черное море. И я хочу сделать из Сочи эдакий Зальцбург на Черном море, фестивальный центр, куда приезжали бы выступить музыканты со всего мира и туристы — специально их послушать».

«Травиата», русская школа и будущие звезды на одном из главных оперных конкурсов в Сочи
© Lenta.ru