Войти в почту

Униаты и захваты: что происходит сейчас в религиозной сфере Буковины?

Вот, например, заголовок статьи от 16 августа на РИА Новости: «Униаты потребовали отдать «новой Церкви» храмы УПЦ в Черновицкой области». Далее читаем в статье: «Представители «новой Церкви» Украины ворвались в здание Черновицкой областной администрации и потребовали «за пять минут» перерегистрировать общины канонической Украинской православной церкви (УПЦ) в юрисдикцию раскольнической структуры, их действия курируют местные чиновники-прихожане греко-католической (униатской) общины, сообщила пресс-служба Черновицкой епархии УПЦ». Ряд украинских СМИ (например, сайт газеты «Вести», а также целый ряд более мелких изданий) излагают это несколько иначе, добавляя, что это стратегия Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), которая далее собирается присоединить эти храмы — и прочие перешедшие в Православную церковь Украины (ПЦУ) — к себе, обратив тем самым православных Украины в унию. Попробуем пройти по информации, последовательно спускаясь к первоисточникам. Во-первых, стоит сразу уточнить. Как следует из приведенного сообщения пресс-службы Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ от 15 августа, речь не идёт о всех её приходах, коих по официальным данным Министерства культуры Украины на 1 января 2019 года насчитывалось 429. Речь, как видно из цитаты, идет лишь о нескольких приходах (упомянуты пять), где в этом году развернулась яростная борьба за храмы: «Классическая схема, когда люди, которые никакого отношения не имеют к общинам Рынгача, Михайловки, Красной Дубравы, Задубровки, Васлововцев и других, которые не проживают там, не ходят там в церкви, решили, что им принадлежит право вершить судьбы людей на Буковине». Во-вторых, есть важный момент. В оригинальном сообщении пресс-службы Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ вообще не упоминаются униаты, равно как и чиновники — кураторы процесса перевода общин из УПЦ в ПЦУ. Просто упомянуты «нанятые новые лица для новой волны антицерковной компании по отжиму православных храмов на Буковине, а именно: Хомко Лариса Петровна, Филипчук Мария Ивановна». (Кстати, тут ошибка — фигурирующую на видео хорошо известную в Черновцах Филипчук зовут Мария Дмитриевна, что слышно и на расширенной версии видеозаписи, опубликованной позже «Правблогом», где она представляется активистам.) Упоминание про униатов появляется в сообщении Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ от 16 августа: «Как оказалось впоследствии, одним из главных лоббистов незаконного перевода общин в «ПЦУ», прикрываясь псевдопатриотизмом, выступает политизированная верующая УГКЦ. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на пресс-службу Черновицко-Буковинской епархии… В епархиальной пресс-службе обратили внимание на такой нонсенс, что процесс незаконной перерегистрации общин УПЦ в «ПЦУ» на Буковине курирует вообще сторонница УГКЦ. «Появились новые лица для новой волны антицерковной кампании по «отжиму» «православных храмов на Буковине — Хомко Лариса Петровна и Филипчук Мария Ивановна», — сообщили в Черновицко-Буковинской епархии». Как видим, упоминаний про чиновников тут нет (и это понятно — как несложно убедиться, ни Лариса Хомко, ни Мария Филипчук не занимают каких-либо постов в Черновицкой облгосадминистрации), и главное — говорится только об одной «политизированной верующей УГКЦ». При этом не уточняется о ком именно идет речь, и, главное, это сопровождается ссылкой на оригинальное сообщение Черновицкой епархии, где — повторюсь — упоминаний про униатов вообще нет. Если внимательно отследить волну публикаций, пошедшую в последние дни, то можно понять, что источником информации про униатов выступила в данном случае не пресс-служба Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ, а анонимный Telegram-канал «Правблог», опубликовавший 16 августа пост под названием «Процесс незаконной перерегистрации общин УПЦ на Буковине курирует активист из УГКЦ». В нём сообщается: «Оказывается, одним из главных лоббистов вопроса противоправного переведения ряда общин УПЦ в юрисдикцию «ПЦУ» выступает верующая Украинской греко-католической церкви. Её имя и фамилия — Мария Филипчук. По нашей информации, помимо своей принадлежности к УГКЦ, она также является соратником Максима Бурбака — главы фракции «Народный фронт» в предыдущем составе украинского парламента». Наши журналисты поняли фразу «курирует» исключительно в контексте «как чиновник», хотя таковой Филипчук не является и не являлась. Филипчук — хорошо известная в Черновцах общественная активистка. В частности, в 2013 году она упоминалась как председатель независимого профсоюза предпринимателей Черновцов и участница инициативной группы «Вместе защитим Черновцы». Была активной участницей Евромайдана в Черновцах (за это распоряжением главы Черновицкой областного совета №29-н от 1 марта 2017 года награждена почетной грамотой), с 2014 года занимается сбором помощи участникам АТО и даже упоминалась как представитель координационного центра сбора таковой при облгосадминистрации. Но это не чиновничий пост. То, что Филипчук — греко-католичка, на самом деле является секретом Полишинеля. Чтобы понять это, достаточно зайти на ее страницу в Facebook, где фоном выбрана фотография богослужения в греко-католическом храме (хорошо узнаваемом и по иконам типа картин, и по облачению священника, и по многим иным деталям). Филипчук регулярно посещает паломнический центр УКГЦ в Зарванице, о чем опять-таки регулярно пишет в соцсетях и постит видеозаписии и фотографии оттуда. При этом Филипчук уже не первый год репостит сообщения пресс-службы Киевского патриархата или сообщения о визите в Черновцы патриарха Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко), то есть — как и многие на Западной Украине — рассматривает эту Церковь как равно «украинскую» с УГКЦ, к которой она принадлежит. Второй момент — это связь Филипчук с Бурбаком. В сообщении «Правблога» есть странный сюжет: сначала об этой связи говорится как о точно известном факте, а затем в конце сообщения читаем: «Стоит обратить внимание и на информацию о том, что Филипчук близка к Бурбаку». О чем речь-то? 3 февраля 2013 года Филипчук участвовала в довыборах в Черновицкий областной совет как раз по тому 50-му мажоритарному округу, по которому ранее в региональный парламент избирался член «Фронта перемен» Максим Бурбак, 28 октября 2012 года избранный уже в Верховную Раду. Филипчук тогда выборы в Черновицкой областной совет проиграла, заняв третье место (23%) и пропустив вперед кандидатов от Партии регионов (27%) и регионального блока «Родной город» (39%). Через несколько дней после выборов украинская газета «Час» (довольно «желтое» издание) утверждала при анализе кампании: «Чтобы задобрить «Фронт перемен», на партконференции (коалиции «Объединенной оппозиции», включавшей «Фронт перемен» и «Батькивщину», прошедшей в Черновцах 4 января 2013 года. — Авт.) без обсуждений единогласно поддержали кандидатом на Черновицкий округ №50 выдвиженку Максима Бурбака, председателя профсоюза работников Калиновского рынка и рынка «Добробут» Марию Филипчук». Пожалуй, это единственное свидетельство о близости Филипчук к Бурбаку. Тем более, в той же статье отмечено, что Филипчук ранее выдвигалась на выборах от других партий и поддерживалась другими влиятельными местными деятелями: «Ее недолгая политическая жизнь была связана с различными партиями различного идеологического направления. Фигура эта не была самодостаточной. Как говорят знающие люди, она подобрана Николаем Федоруком в противовес руководительнице ОО «Калинка» (которой принадлежал упомянутый Калиновский рынок в Черновцах. — Авт.) Ольге Черной, активно выступавшей против мэра и его протеже Ивана Рынжука… Дальше — больше. Кроме Федорука, Марией занимался известный в городе единоцентрист и богач Илья Хотя. Он лоббировал ее на выборах 2010 года через партию Балоги «Единый центр». Мария Филипчук тогда проиграла выборы теще Владимира Кедя». В 2011 году Филипчук баллотировалась уже от партии «Европейская Украина» Натальи Королевской. То есть близкой приверженкой Бурбака ее назвать нельзя. Нельзя также не обратить внимание на то, что ставший в 2014 году главой фракции «Народного фронта» в Верховной Раде, составлявшей ключевой элемент правящей коалиции, Бурбак никак не лоббировал Филипчук в политическом поле — она не выдвигалась на местных выборах 2014 года, не участвовала в партийных конференциях и т.д. Вероятнее всего, их недолгое сотрудничество продолжалось с начала 2013-го по начало 2014-го, когда «Фронт перемен» был лишь одной из многих оппозиционных партий и искал, как и прочие, опору на местах среди известных общественников. Потом в Филипчук нуждаться перестали. На почве сбора помощи участникам АТО Филипчук и сошлась с Ларисой Хомко, которая с весны 2014 года вместе с мужем (они оба медики, регулярно выступают на медицинских конференциях от Черновицкого государственного медицинского университета) занималась подготовкой волонтеров, затем возглавила в Черновцах сразу три общественных организации — «Медицинский координационный центр помощи военным», Координационный штаб «Буковина — украинскому войску» и «Тактическая группа 4.5.0». В качестве главы второй из упомянутых организаций Хомко распоряжением главы Черновицкой областной государственной администрации №414-р от 30 июня 2015 года была включена в состав наблюдательного совета за деятельностью интернатных учреждений, гериатрических пансионатов, территориальных центров социального обслуживания и центров реабилитации инвалидов системы органов социальной защиты населения Черновицкой области (с уточнением «по согласованию»). Но и это — не чиновничий пост. На местных выборах 25 октября 2015 года Хомко баллотировалась в депутаты Черновицкого городского совета и Черновицкого областного совета от партии «Народный контроль» (и туда, и туда — неудачно). Опять-таки, связей с Бурбаком не наблюдается. В целом, нельзя не заметить, что Хомко — куда более молодая и активная деятельница, нежели Филипчук (которая на всех выступлениях производит удивительно вялое впечатление) и неудивительно, что и на недавней встрече с активистами ПЦУ в Черновицкой областной государственной администрации именно она играла первую скрипку. Но поскольку Хомко не является униаткой, то «Правблог» не заинтересовала. Участие этих деятельниц в помощи активистам ПЦУ легко объясняется их общественной позицией (то, что атошники и их сторонники очень часто поддерживают на гражданке борьбу с УПЦ, не секрет) и активностью, к тому же они без трепета заходят в чиновничьи кабинеты. Возможно, здесь и имеется внезапно возникший корыстный интерес, однако та же Филипчук демонстрировала симпатии к Киевскому патриархату и год, и два назад. И изобретать сложный глобальный заговор УГКЦ, ссылаясь на интервью главы последней полуторалетней давности о возможности в некоем будущем объединения с другими украинскими Церквями, конечно, пропагандистски выгодно, но вряд ли у такого предположения есть основания.

Униаты и захваты: что происходит сейчас в религиозной сфере Буковины?
© Украина.ру