Памятники раздора. Нужны ли городу спорные монументы?

По данным специалистов департамента культуры Омска, в соответствии с федеральным законом № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» статус объекта культурного наследия присваивается при определённых условиях. Согласно закону, памятник должен быть особым недвижимым имуществом, иметь значительную ценность для общества и государства с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, социальной культуры. Также он обязан иметь возраст не менее 40 лет с момента своего создания или с момента исторических событий, с которыми связан, и статус объекта, имеющего историческую ценность. С этой точки зрения многие омские памятники не представляют интереса для историков, а некоторые порой вызывают недоумение у горожан и даже горячие споры. Скандалы, интриги, расследования Омичи питают какой-то нездоровый интерес к монументальным инсталляциям: то против памятника Колчаку выступают, то «Державой» недовольны на площади Бухгольца, а то и изображение самого Бухгольца им не нравится. Кто знает, какой бы вызвала резонанс у местного сообщества идея столичных деятелей установить в Омске памятник Анне Тимирёвой, которую в научной среде очень деликатно называют гражданской женой Александра Колчака. На эскизе памятника, по словам сотрудников Центра изучения Гражданской войны, явно прослеживалось сходство с Елизаветой Боярской, сыгравшей Анну в художественном фильме «Колчак»... Вспомним, сколько шума было вокруг памятника Ермаку, установленного в 2016 году на одной из аллей Советского парка. Выбранное место тогда казалось удачным - рядом с Барабинским острогом, местом дислокации ролевиков из клуба военно-исторической реконструкции «Кованая рать - служилые люди Сибири». Но установка памятника казачьему атаману вызвала резко отрицательный резонанс со стороны сибирских национальных сообществ. В одном из СМИ вышла статья о том, что поставили памятник «сибирскому Гитлеру», устроившему геноцид сибиряков. Негативно настроенные общественники предлагали его уничтожить. Достаточно долго этот памятник охраняли казаки. Прошло три года, но шум до сих пор не утих. Сами общественники, знающие историю омского края, говорят, что бюст Ермаку совершенно не уместен в Омске. Исходя из исторической правды, памятники атаману обоснованно стоят в пермском Кунгуре, Тобольске - там, где Ермак бывал. В Омске же было огромное количество других военных и политических деятелей, которые сделали для города очень много, и о них нужно знать. «Держава» тоже успела обрасти скандальными историями. Фанерный шар, установленный в середине 1990-х, является «времянкой». Новый объект должен был заменить эскиз, но скульптор умер, продолжить проект было некому. Против этой инсталляции выступило профессиональное архитектурное сообщество, но горожане так привыкли к шару, что, когда встал вопрос о сносе, большинство высказалось против. Однако все понимают, что памятник из фанеры портит облик города. Памятник основателю нашего города Бухгольцу, который городские власти планировали поставить к 300-летию Омска, до сих пор не установлен, хотя был создан эскиз. Именно он и вызвал споры из-за исторического несоответствия - Бухгольц был изображён на коне. По мнению директора Омского историко-краеведческого музея Петра Вибе, ладья вместо коня смотрелась бы менее помпезно и более правдоподобно. Больше 10 лет тянется история с установкой памятника адмиралу Колчаку. Скульптор Михаил Ногин взял за основу образ Колчака-флотоводца, стоящего на носу корабля, а не Верховного правителя Белой России, но даже этот нейтральный образ вызвал раскол общественности. К слову, большинство жителей областного центра как раз были за установку памятника, против высказались сельчане. Предполагалось, что фигуру Колчака поставят в начале Иртышской набережной, был заключён договор со скульптором, но на этом всё закончилось. Дальнейшая судьба памятника не известна. Зато в апреле 2017 года в Омске на территории Дворца творчества на Красном Пути был открыт бюст детскому писателю Сергею Михалкову. Это вызвало недоумение у жителей, так как автор «Дяди Стёпы» и гимна нашей страны ни разу не был в Омске. Обоснование властей, что в наш город иногда приезжают Никита и Артём Михалковы, сын и внук детского писателя, выглядит смешно и нелепо. Бюст стал частью «Аллеи российской славы», всероссийского проекта, посвящённого воспитанию патриотизма. Его автор Михаил Сердюков считает, что дети, проходя мимо памятника, будут вспоминать стихи Михалкова, который писал о дружбе, порядочности, честности. Но насколько это будет эффективно? Сибирская прописка обязательна Нельзя сказать, что монументы не нужны городу. В первую очередь это память о людях и исторических событиях. По мнению Петра Вибе, памятники являются важными источниками информации. Но нужно помнить, что монументы, скульптуры должны оказывать ещё и эмоциональное воздействие, воспитывать патриотические чувства. Это становится возможным, если у памятников существует привязка к конкретному месту, в данном случае к Омску. Поэтому памятники подполковнику Бухгольцу и адмиралу Колчаку представляются возможными на территории нашего города, а бюст Сергея Михалкова - чуждым. На волне популяризации истории родного края внимание к прославившимся землякам закономерно. По мнению общественников, в истории освоения Сибири помимо Ермака оставили яркий след боярин Андрей Воейков, окончательно разгромивший войско хана Кучума, основатель и первый воевода Тары Андрей Елецкий. Они достойны того, чтобы им были поставлены памятники в той же Таре, но о них люди не знают. С другой стороны, установка памятников не должна быть стихийной, чтобы не обезобразить облик города и не превратить его в безумный некрополь. Всё по закону Владимир Шалак «Правила установки памятников имеют чётко определённую законодательством правовую процедуру, согласно которой решение об установке принимает Омский горсовет. Обязательным условием для установки является конкретное понимание источников финансирования расходов по проектированию, изготовлению и монтажу. Своё заключение должна дать топонимическая комиссия Омска - совещательный коллегиальный орган при мэрии, состоящий из представителей организаций и общественных объединений, архитектурных и краеведческих сообществ, почётных жителей города, - рассказал директор департамента культуры Омска Владимир Шалак. - Также на художественную и монументально-декоративную политику влияет художественно-экспертный совет при мэре, который взаимодействует с архитектурно-градостроительным советом и областной комиссией по монументальному искусству. Основная задача совета - разработка рекомендаций по повышению художественного и монументально-декоративного качества застройки». Память не всегда бывает удобной Дмитрий Петин «Памятники - зримое, монументальное воплощение истории, её «прямая трансляция», - считает к. и. н., главный архивист Исторического архива Омской области, доцент ОмГТУ Дмитрий Петин. - В нынешнем обществе иногда памятники - предмет полемики. Есть несостоявшиеся омские монументы, о которых до сих пор спорит вся страна! В 2012 году в нашем городе так и не поставили грандиозный во многих отношениях памятник Колчаку, хотя при всех негативных сторонах адмирал был яркой и волевой личностью, в отдельных аспектах достойной для подражания. Но тут надо помнить заповедь из Библии: памятник - это не кумир, не идол. Это память: историческая, культурная, народная и, может, не всегда удобная. В этом отношении Омску как одному из ключевых административно-политических центров в 1918-1921 годах, на мой взгляд, не хватает памятника жертвам Гражданской войны в России - символа общественного примирения по отношению к трагическим событиям вековой давности. Но для каждого объекта мемориализации общество должно созреть, тогда и споров не будет». О Кучуме забыли Василий Минин Василий Минин, руководитель Центра военной реконструкции «Служилые люди Сибири»: «Считаю, что нужно было ставить сразу два памятника: атаману Ермаку и хану Кучуму, потому что это два современника, исторических деятеля, которые одинаково много сделали для Сибири, чтобы этот край был обжит и процветал. Мало кто знает, что хан Кучум был неместным, он очень образованный по тем временам выходец из Бухары, экономический и политический деятель, который, придя в Сибирь, стал обустраивать коммуникации, прокладывать дороги, возводить населённые пункты. За очень непродолжительный период времени он создал основы государственности на этой территории. Когда в Сибирь пришла московская администрация, то успешно воспользовалась многими наработками Кучума. Поэтому делить на чёрных и белых я не вижу смысла. Историю нужно рассматривать с разных позиций». Кстати Памятник А.С. Пушкину, установленный в Москве в 1879 году, изначально стал скандальным из-за личности архитектора. Конкурс на лучший проект выиграл Александр Опекушин, выходец из семьи крепостных. Поэтому знатное общество было против того, чтобы за сооружение памятника был ответственен именно он. Позже организаторы проекта успокоили дворян, что монумент будет строить академик Богомолов, и скандал утих, хотя автором так и остался Опекушин.

Памятники раздора. Нужны ли городу спорные монументы?
© АиФ-Омск