Как ульяновские потребители становятся жертвами, и можно ли этого избежать
То, что потребителю нужно держать ухо востро, - факт известный: чуть зазеваешься, и всё, подсчитывай убытки - тут обвесили, там обсчитали... Схемы, которые взяли на вооружение ушлые коммерсы, достаточно просты и, судя по всему, приносят своим создателям неплохой доход. А то, что страдают ни в чём не повинные люди - это никому не интересно. Не застрахован никто В отделе по защите прав потребителей Государственного юридического бюро региона о масштабах проблемы знают не понаслышке. Грешат все - и крупные торговые сети, и индивидуальные предприниматели, и управляющие компании, и даже медицинские организации. Один из последних примеров - выселение отдыхающих из санатория «Дубки». Женщина приобрела путёвку за 95 тысяч рублей и приехала (причём из другого региона) вместе с детьми на отдых и оздоровление. Каково же было её удивление, когда всего через три дня её попросили на выход. Как оказалось, курортница оплачивала путёвку через подрядную организацию, а та перечислила санаторию лишь часть полученных средств. Юристы уверены - в этой ситуации, которую иначе как дикой не назовёшь, потребитель не виноват абсолютно. - Мы помогли составить претензию, затем будет суд, который, я уверен, мы выиграем, - говорит начальник отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро Денис Литвинов. - Помимо этого мы намерены взыскать средства за нанесённый клиентке моральный вред. Впрочем, вряд ли судебные тяжбы смогут поднять настроение от испорченного отдыха, тем более, если речь идёт ещё и о детях. Другой случай из ряда вон - скачок напряжения, из-за которого в квартире пенсионерки сгорела бытовая техника. Несмотря на то, что свою вину энергетики отрицать не стали, возмещать ущерб в добровольном порядке они наотрез отказались. В итоге дело дошло до суда, который встал на сторону пожилой женщины и заставил ресурсников выплатить ей всё, что положено. Как это ни прискорбно, от наплевательского к себе отношения не застрахованы даже пациенты медицинских центров и поликлиник. К примеру, одна из частных стоматологий взяла с человека деньги, а заключить договор посчитала лишним. В результате, когда пациент попытался предъявить претензию к качеству лечения, от негопопросту отмахнулись - мол, знать вас не знаем. И снова - суд, и сновправда на стороне потребителя. Товар в законе С упрямством, достойным лучшего применения, действуют некоторые магазины одной из федеральных торговых сетей: на ценнике, прикрепленном к прилавку, указывается одна сумма, а уже на кассе выясняется, что товар на порядок дороже. Расчёт прост: внимательные и принципиальные покупатели будут возмущаться, а остальные, коих большинство, разницу не заметят, а если и заметят, то будут винить себя за невнимательность и положенную сумму всё равно выложат. К слову, по факту указанного нарушения был направлен административный иск в суд - пока от лица одного потребителя. Если и после этого магазины будут «продвигать» товары таким образом, то следующим этапом будет обращение юристов отдела по защите прав потребителей от неопределённого круга лиц - а это уже чревато серьёзными последствиями. Отдельная тема - продажа техники. Мало того, что под видом новенького гаджета вам могут всучить бэушный, так еще в случае выхода его из строя далеко не факт, что продавец по-хорошему вернет вам деньги. - Что обычно делает человек, если у него сломался недавно купленный телефон - идёт к продавцу. И напрасно, - поясняет Денис Литвинов. - Надо понимать, что продавец, объясняя вам, как следует поступить, меньше всего заинтересован в том, чтобы возвращать вам деньги. Он забирает телефон на экспертизу, при этом никаких доказательств того, что устройство испортили вы сами, у вас нет. Поэтому не удивляйтесь, если через пару месяцев получите заключение - в телефоне вода и механические повреждения. Обращаться в суд в такой ситуации малоперспективно - судебная экспертиза покажет, что телефон поврежден, но вопросы «кем» и «когда» так и останутся открытыми. Чтобы избежать подобных ошибок, настоятельно рекомендую потребителям в случае нарушения их прав в первую очередь обратиться за консультацией к юристу. Мнение эксперта Осторожно - реклама! Заместитель руководителя - начальник отдела финансовых рынков и рекламной деятельности регионального управления ФАС России Иван Спиридонов: - Весьма актуальным на сегодняшний день является вопрос распространения рекламы, вводящей граждан в заблуждение. Так, недавно в региональное управление ФАС обратилась женщина, купившая квартиру в строящемся доме в микрорайоне «Искра», а потом обнаружившая, что стала жертвой обмана. Приобретая жилье, женщина ориентировалась на рекламные буклеты, в которых сообщалось, что в доме будет собственная котельная, позволяющая экономить на коммунальных платежах. Однако когда покупательница заселилась в квартиру, то никакой экономии не обнаружила. Как выяснилось, котельная, о которой говорилось в рекламе, предназначена для теплоснабжения нескольких зданий, поэтому собственникам дома она не принадлежит и никакой экономии не приносит. В этой связи реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования Федерального закона «О рекламе». Мнение власти Под контролем Заместитель председателя регионального отделения Ассоциации юристов России, заместитель руководителя администрации губернатора Ульяновской области, начальник государственно-правового управления Алексей Преображенский: - В настоящий момент система по защите прав потребителей развивается на территории всего региона. В каждом муниципалитете работают сотрудники Государственного Юридического Бюро, готовые проконсультировать граждан по любым правовым вопросам. Кроме того, определены ответственные за эту тему в районных администрациях. Житель региона, столкнувшийся с нарушением своих интересов, имеет право на бесплатное получение государственной юридической помощи. Обратиться за консультацией можно по телефону горячей линии 8-800-100-13-84, а также онлайн - посредством сервисов pretenziya24.ru, бесплатнаяюрпомощь.рф и аккаунтов в соцсетях: vk.com/pretenziya24, ok.ru/pretenziya24 и vk.com/jurpomosh73. «Звёздные» схемы Мошенники не гнушаются использовать в своей рекламе звёзд и известных врачей. Не так давно Максим Галкин записал видео для своих подписчиков, в котором сообщил, что неизвестные аферисты, используя старую видеозапись, проводят от его имени конкурс-опрос и берут за это деньги. «Мошенников легко вычислить. Если вас просят заплатить хотя бы один рубль – значит, это обман, – заявилГалкин. – Я никогда не собираю во время конкурсов деньги с подписчиков».Чуть раньше с подобными обращениями выступили актёры Михаил Галустян и Екатерина Варнава, певец Сергей Лазарев и др. Технически подкованные ловкачи научились обманывать пользователей Интернета даже с помощью поддельных роликов. Экспертыговорят, что современные технологии позволяют наложить лицо и голос, заменив движения губ и речь человека на те, которые нужны мошенникам. Распознать ролики с липовыми звёздами можно. Например, глаза человека на таких видео не моргают, а при резких движениях головы вокруг неё могут появляться странные шлейфы. И всё-таки пока мошенники нечасто прибегают к новым технологиям, а всё больше работают по старинке: берут фото звезды да и прилаживают к своему товару. Такую рекламу распространяют в основном в Интернете. Так, продюсер и композитор Максим Фадеев, сам того не ведая, рекламировал таблетки для похудения, а актриса Мария Порошина – косметические бренды. Не гнушаются мошенники и подзаработать на нашем здоровье. Для пущей достоверности они даже могут «состряпать» фальшивый выпуск популярной телепередачи. В одной из них «поучаствовал» Леонид Якубович,познакомивший зрительскую аудиторию с неким «рецептом от диабета». В прошлом году в центре скандала оказался Андрей Малахов. Мошенники создали фальшивый сайт и, прикрываясь именем телеведущего, продавали «чудо-мазь» для суставов.Прикрываются аферисты и образами известных врачей. Например, знаменитому детскому хирургу Леониду Рошалю досталось «рекламировать» средства от бородавок и папиллом, а кардиохирургу Лео Бокерии – от гипертонии. Екатерина Барова