Ещё

Диджитал-макияж: как Наталья Водянова подарила вторую жизнь стартапу из Петербурга 

Фото: Forbes.ru
Однажды жарким вечером в 2016 году в одном из ресторанов индийского Мумбая за ужином встретились топ-модель и белорусский технологический предприниматель , ментор и инвестор MSQRD, Prisma и других известных проектов. «Разговор зашел о технологии AR (аббр. от augmented reality — технология дополненной реальности — прим. Forbes), и Юра спросил, возможно ли применить дополненную реальность в индустрии моды и красоты», — вспоминает Водянова. В последние годы она известна не только как звезда подиума и глянцевых обложек, но и как активный игрок на венчурном рынке: модель является сооснователем благотворительного приложения Elbi и — вместе с Гурским — инвестором мобильного календаря женского здоровья Flo. Тем вечером в  она предложила собеседнику идею стартапа, позднее названного Voir, — приложения для цифровой «примерки» косметики, так чтобы AR-макияж невозможно было отличить от реального. Весной 2018-го сервис дебютировал в App Store и с тех пор, по оценке аналитиков App Annie, набрал по всему миру 3,7 млн скачиваний, получил $1,4 млн выручки, а также стал партнером розничной сети Sephora. Каковы амбиции совладельцев приложения?
Селфи с искусственным интеллектом
AR-косметика может стать востребованной технологией уже в самом ближайшем будущем, рассудили Водянова и Гурский: например, женщины могли бы пользоваться услугой во время разговоров по видеочату — «надевать» и «снимать» косметику в пару кликов.
Этой концепцией Гурский поделился со своим партнером по инвестиционной компании Haxus, совладельцем кипрской компании-оператора центров обработки данных XBT Holding . Тот еще с 2015 года как инвестор участвовал в проектах петербургского предпринимателя . «Мы начали как технологический стартап, сфокусированый на искусственном интеллекте и компьютерном зрении со специализацией на человеческом лице», — рассказывает Кольцов, в прошлом разработчик приложений-фоторедакторов ToolKit Ink.
При поддержке Губарева он вместе со своей командой создал приложение Ommy (более раннее предрелизовое название — My Emoji) — сервис для преобразования обычных селфи в анимированные стикеры с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Над проектом работали больше года. Губарев, по его словам, вложил в Ommy около $600 000.
«У нас была готовая технология распознавания лица и полная его реконструкция (3D-модель), а также несколько миллионов инсталлов (установок — прим. Forbes), — говорит он. — Но с коммерческой точки зрения мы не видели перспектив». Показательным стал низкий «ретеншен» (показатель возврата пользователей на 30-й день — Forbes), который был ниже 20%. Ommy был практически обречен на провал, если бы не идея Водяновой и Гурского.
Ниша между L'Oreal и единорогом
«Главным условием для такого приложения является абсолютная реалистичность, — рассуждает Наталья Водянова. — В течение года команда занималась разработкой и добилась хороших результатов. Когда я и мои друзья-эксперты в make up не смогли отличить на фото AR-макияж от настоящего, я поняла: у приложения большое будущее».
«Большое будущее» потребовало значительных ресурсов: Haxus, которая стала контролирующим акционером проекта, в совокупности вложила в Voir более $3 млн, говорит Губарев (по данным базы Crunchbase, у Voir всего $1 млн инвестиций от Haxus). Водянова — ангельский инвестор и ментор стартапа. «Каждому проекту, помимо моих инвестиций, я и моя команда помогаем с коммуникационной стратегией, продуктовыми инсайтами (оригинальными маркетинговыми ходами — прим. Forbes), отношениями с брендами, экспертами в индустрии», — перечисляет она.
Команда Voir разработала технологию оцифровки косметических продуктов посредством сканирования и точной калибровки цвета. Это дает возможность персонализировать опыт покупателя: с помощью планшетов, установленных в магазинах, тот может «примерить» любую косметику в условиях дополненной реальности.
«Технологий для реалистичного отображения мейкап-продуктов на рынке ранее не существовало», — подчеркивает Александр Чекан, партнер Haxus. При этом он признает, что предстоит еще много работы, чтобы продукт функционировал идеально вне зависимости от внешних факторов — освещения, угла обзора, версии смартфона и др.
Каждая помада или тени для век в Voir сканируются, калибруются на лице, затем подбирается цвет, и лишь после этих операций продукт переносится в приложение. «Насколько нам известно, так не делает никто в мире», — отмечает Чекан. Водянова также уверена, что использование технологии в «примерке» косметики свидетельствует о превосходстве алгоритмов Voir над конкурентами.
Толчком для развития Voir послужила крупная сделка в сегменте beauty-технологий: весной 2018 года корпорация L'Oreal, владелец более чем 30 известных косметических брендов, за неназванную сумму купила канадское AR-приложение ModiFace. «Это был хороший сингал, что мы идем в правильном направлении и позволило B2B сегмент развивать намного бы