Фантазия за $100 млн: как создатель Cirque du Soleil ушел из культового цирка и придумал новое уникальное шоу

Ги Лалиберте стоит на причале в старом порту Монреаля и всматривается в горизонт. Перед основателем легендарного циркового шоу Cirque du Soleil вся панорама канадского «города ста колоколен», с 60-метровым колесом обозрения La Grande Roue de Montréal и построенным 90 лет назад мостом Жака Картье, который славится необычной подсветкой цвета морской волны. Также с причала отличный вид на гору Мон-Руаяль — на ее вершине установлен 30-метровый стальной крест. Справа от Лалиберте — цирковой шатер в сине-белую полоску, где выступает Cirque du Soleil. «Это мое первое детище», — говорит 59-летний предприниматель, указывая на постройку. Слева видна 25-метровая сверкающая пирамида. «А это мое новое детище», — добавляет Лалиберте. Его новый грандиозный проект носит название PY1. Площадь огромной белой пирамиды составляет почти 1400 кв. м. Строительство обошлось в $30 млн. Днем зрители могут насладиться иммерсивным светозвуковым шоу «По ту сторону эха» (Through the Echoes). А с вечера и до самого утра в пирамиде проводятся тематические вечеринки «Мир сладостей» (Candy World), «Тонкий мир» (Astral Plane) и «Научная фантастика» (Sci-Matic), на которых выступают известные диджеи. Наряды посетителей должны соответствовать теме мероприятия. Например, на «Мир сладостей» нужно надеть что-нибудь яркое и флуоресцентное, чтобы выглядеть, как кислотный вариант феи Драже из «Щелкунчика». «Будь милым, будь злым, будь дерзким! Будь кем хочешь! Просто не стесняйся этого!» — так звучит рекламный слоган вечеринок в PY1. Построив пирамиду, Лалиберте вновь дал волю своей безграничной фантазии, благодаря которой в 1980-х сумел вдохнуть новую жизнь в цирковое искусство. Именно тогда он основал Cirque du Soleil — один из самых известных и прибыльных проектов индустрии развлечений XX века. Несколько лет назад руководство цирка запустило франшизу. Теперь Cirque du Soleil гастролирует по всему миру с множеством шоу-программ, посвященных, к примеру, Майклу Джексону, Лионелю Месси и The Beatles. Артисты научились выступать даже под водой. Проект принес Лалиберте огромное состояние, но спустя несколько десятков лет неизбежно наскучил собственному демиургу. В 2015 году тот продал большую часть акций Cirque du Soleil и покинул цирк, выручив около $1,5 млрд. Часть средств ушла на покупку недвижимости и создание семейного офиса. Пару лет предприниматель инвестировал в стартапы и коллекционировал предметы искусства. А два года назад основал компанию Lune Rouge Entertainment и запустил новый проект — ту самую пирамиду PY1 с психоделическими светозвуковыми шоу. Вся инфраструктура стоила Лалиберте незначительные по сравнению с суммой «выхода» из Cirque du Soleil $100 млн. Этих денег хватило не только на строительство пирамиды, но и на разработку всех спецэффектов. Однако Lune Rouge продолжит развиваться: у Лалиберте есть грандиозный план по созданию нового феномена индустрии развлечений. Учитывая успех Cirque du Soleil, к идеям канадца стоит прислушаться максимально внимательно. «Единственный подарок, который уготовила мне судьба, — это мой мозг» «Он победитель. Его имя ассоциируется с победой. И он добьется успеха. Люди следуют за ним, даже не зная, куда он направляется. Все просто знают, что он приведет к победе», — нахваливает Лалиберте гендиректор компании Tourisme Montréal Ив Лалюмьер. Монреаль — только начало. PY1 открылась там в июне и закроется в сентябре. Осенью пирамиду разберут и перевезут в Майами, а затем, скорее всего, в Нью-Йорк. Лалиберте не стесняется амбициозных планов: «Я намерен построить по пирамиде в каждом городе». Основатель Cirque du Soleil с самого детства сочетал в себе черты артиста и предпринимателя. «Я вырос в семье, в которой мир бизнеса находился в балансе с миром творчества. Мать была очень творческим и даже эксцентричным человеком. А отец был рекламщиком и настоящим мастером хитрых деловых схем», — рассказывает Лалиберте, сидя за рулем Range Rover. И добавляет: «Считаю, единственный подарок, который уготовила мне судьба, — это мой мозг. Я могу мыслить творчески, но при этом остаюсь бизнесменом». Еще в пять он начал продавать бейсбольные карточки во дворе начальной школы. В 1978 году бросил учебу в университете, чтобы стать уличным музыкантом. Лалиберте играл на аккордеоне, который нашел в шкафу отца. На следующий год покинул родной город и отправился автостопом по Европе. Там освоил новые навыки: научился ходить на ходулях и дышать огнем. Несколько лет спустя вернулся домой и присоединился к профессиональной цирковой труппе Les Échassiers (в переводе с французского — «Ходулисты»), которая выступала в канадском городке Бэ-Сен-Поль, на берегу реки Святого Лаврентия. Лалиберте быстро стал одним из руководителей труппы. В его обязанности входили организация представлений и привлечение инвестиций. Успех настиг Les Échassiers в 1983 году, когда руководство провинции Квебек выделило труппе грант на $1 млн для создания представления, посвященного 450-летию со дня открытия Канады. «Мы столкнулись со множеством проблем. Шатер обрушился в первый же день. У нас было мало посетителей. Мы выжили только благодаря смелости и самоуверенности», — говорил Лалиберте в интервью Forbes в 2004-м. В итоге труппа получила прибыль в $40 000. Вскоре артистам удалось создать еще более увлекательное шоу: благодаря государственным займам «Ходулисты» приобрели причудливые костюмы и пригласили талантливых акробатов. Труппа начала давать представления под более эмоциональную музыку. Так родился знаменитый Cirque du Soleil. «Я помню, что только на открытии нашего цирка моя мама поняла, что за подобными представлениями кроется серьезная работа. А отец осознал это лишь два года спустя», — с ухмылкой рассказывает Лалиберте. Cirque du Soleil постепенно расширялся. Однажды труппа решила пойти на риск и отправилась на фестиваль искусств в Лос-Анджелесе. Там артисты впервые выступили с шоу «Цирк, изобретенный заново» (Le Cirque Réinventé), по сюжету которого обычные люди попадали в таинственную параллельную вселенную, где присоединялись к цирку. Это была настоящая авантюра: Лалиберте и его коллегам хватило денег только на билеты в Калифорнию в один конец. Если бы шоу не понравилось зрителям, артисты отправились бы обратно в Канаду автостопом. «Это напоминает мои первые дни в Cirque du Soleil. Только сейчас у нас больше денег» Но они произвели фурор — и могли лететь домой хоть первым классом. Вместо этого Cirque du Soleil устроил гастроли по Калифорнии. Все билеты на Le Cirque Réinventé были раскуплены. Затем артисты отправились в мировое турне, которое продлилось три года. В 1993 году руководство отеля-казино Treasure Island пригласило Cirque du Soleil выступать в Лас-Вегасе на постоянной основе. В следующем году выручка цирка составила $30 млн, а два года спустя превысила $110 млн. К началу нового тысячелетия артисты давали в Городе грехов по пять разных представлений за ночь. Cirque du Soleil обзавелся постоянными аренами в Диснейуорлде во Флориде, а также в Китае и Японии. У цирка также появилось множество спонсоров масштаба American Express и AT&T. Руководство наладило продажу различных товаров с символикой Cirque du Soleil, от чайников до кожаных курток. Это приносило еще несколько миллионов долларов доходов в год. В 2015 году Лалиберте решил продать контрольный пакет акций Cirque du Soleil. К тому моменту количество зрителей, ежегодно посещающих красочные представления, выросло до 10 млн человек. Труппа увеличилась до 4000 человек: в крупных компаниях вроде Airbnb или Hasbro, к примеру, работает гораздо меньше сотрудников. Годовая выручка Cirque du Soleil достигла $845 млн. Но Лалиберте устал от роста масштабов собственной бизнес-империи и конвейера хитовых шоу. Он попытался найти покупателя в Монреале, но в итоге заключил сделку с инвестиционной компанией TPG Capital из Сан-Франциско. В 2015 году предприниматель продал большую часть акций. При этом он сохранил 10% цирка и оставил за собой право участвовать в принятии творческих решений. Что же будет дальше? «Я поставил перед собой цель: я действительно скучал по выступлениям. Когда создал Cirque du Soleil, перестал выступать на сцене. Я очень хотел снова стать артистом», — рассказывает Лалиберте. После «выхода» из Cirque du Soleil предприниматель получил целое состояние и множество свободного времени, чтобы подумать о будущем. Он инвестировал сотни миллионов долларов в недвижимость — купил остров во Французской Полинезии, а также комплекс из семи офисных зданий в Монреале общей площадью в 25 000 кв. м. Также Лалиберте приобрел несколько работ современных художников, например, неоконцептуалистки Дженни Хольцер. Часть вырученных средств инвестировал в «зеленые» стартапы вроде FoodHero и такие маркетинговые компании, как HelloStrategy (Лалиберте отказался более подробно комментировать конкретные инвестиции). Но Лалиберте жаждал заниматься творчеством. Будучи диджеем-любителем, он решил построить карьеру и в этой сфере. В ноябре 2016-го предприниматель впервые выступил в Нью-Йорке. Он не признается, где именно сыграл первый сет, «чтобы спасти репутацию клуба». Ведь когда Лалиберте пришел в банк, чтобы обналичить чек на $4000, который ему выписало руководство клуба, бумагу не приняли. «Я будто бы вернулся в те дни, когда был простым уличным музыкантом. Я решил сделать все возможное, чтобы эти люди не смогли выйти сухими из воды, не заплатив мне», — говорит он, потягивая сигарету. Так или иначе, Лалиберте не суждено было стать профессиональным диджеем. Он начал думать о создании нового творческого проекта наподобие Cirque du Soleil. В этом могли помочь новые технологии, которых и в помине не было в 1980-х, когда канадец основал цирк. Он также хотел, чтобы новое детище можно было бы адаптировать под новые идеи. «Мне хотелось создать проект, который я бы мог творчески развивать в течение следующих десяти или пятнадцати лет», — вспоминает Лалиберте. Что бы это могло быть? На протяжении столетий артисты давали представления в помещениях с огромным куполом. Это казалось слишком банальным. «Мы хотели создать проект, в котором главное действие происходило бы в помещении абсолютно другой формы», — рассказывает предприниматель, попивая эспрессо. Лалиберте решил в пользу пирамид — духовных символов, почитаемых во всем мире. В отличие от египетских пирамид, в которых захоронены мертвые фараоны, пирамида Лалиберте наполнена жизнью. По ее периметру установлены массивные экраны, 126 динамиков, 32 проектора, 948 ламп и 39 лазеров. Внутри также есть дымовая установка и генератор мыльных пузырей. Первое шоу «По ту сторону эха» само по себе можно назвать праздником жизни. Во время часового представления зрители знакомятся с историей Земли от Большого взрыва до появления человеческой цивилизации. Лалиберте называет шоу «технологической и эмоциональной одиссеей». «Это напоминает мои первые дни в Cirque du Soleil. Только сейчас у нас больше денег», — отмечает продуктовый менеджер Майкл Андерсон, который работал в Cirque du Soleil с середины 1990-х. «Если хочешь изменить правила игры, нужно идти на риск» Во время «По ту сторону эха» зрители лежат на полу — им под голову выдают подушки. У некоторых может создаться впечатление, будто они находятся внутри лавовой лампы. По всему периметру мигают лазерные лучи. На все четыре грани пирамиды проецируются абстрактные изображения. В один момент зритель переносится в космос и видит перед собой Млечный путь. Затем пирамида будто загорается, затем — превращается в футуристический сад. Представление сопровождается то плавной, то напряженной музыкой. «Я всегда хотел создать что-то, чего еще никогда не было. PY1 станет для зрителей нашего шоу тем же, чем желто-синий шатер в свое время стал для посетителей Cirque du Soleil», — рассказывает Лалиберте. Ожидается, что за три месяца работы в каждом городе дневные представления в пирамиде посетят около 200 000 человек. Стоимость билета на дневное шоу составляет от $21 до $45. Тематические вечеринки по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям скорее всего принесут гораздо больше прибыли, возможно, десятки тысяч долларов за вечер. Лалиберте считает, что по утрам в пирамиде можно заниматься фитнесом, йогой или медитацией. В светозвуковых шоу задействовано не так много людей, как в цирковых представлениях. Кроме того, ему не придется платить роялти, как, например, в случае шоу, посвященного Майклу Джексону. Команда Lune Rouge также работает над созданием комиксов, подкастов, видеоигр и телешоу на основе представления в PY1. «Я не дурак. Я оцениваю риски, но верю в то, что все будет хорошо. Я считаю, что мы не просто так приняли это решение. Если хочешь изменить правила игры, нужно идти на риск», — заключает Лалиберте. Перевод Полины Шеноевой Самые высокооплачиваемые звезды мира. Рейтинг Forbes 1 из 19 Getty Images 2 из 19 3 из 19 Getty Images 4 из 19 Getty Images 5 из 19 Getty Images 6 из 19 Getty Images 7 из 19 Getty Images 8 из 19 9 из 19 Getty Images 10 из 19 Getty Images 11 из 19 Getty Images 12 из 19 Getty Images 13 из 19 Getty Images 14 из 19 Getty Images 15 из 19 Getty Images 16 из 19 Getty Images 17 из 19 Getty Images 18 из 19 Getty Images 19 из 19 1. Тейлор Свифт Доход: $185 млн В 2018 году Свифт отправилась в тур по стране с новым альбомом Reputation. Этот тур стал самым кассовым в истории США — в совокупности концерты принесли певице более $266 млн. 2. Кайли Дженнер Доход: $170 млн Выручка косметической компании Kylie Cosmetics, которая на 100% принадлежит 21-летней Дженнер, в 2018 году выросла до $360 млн. В ноябре Дженнер заключила сделку с ретейлером Ulta и начала продавать свою косметику в магазинах сети. За полтора месяца выручка от продаж косметики в Ulta составила $55 млн. По оценкам экспертов, компания Дженнер стоит не менее $900 млн. 3. Канье Уэст Доход: $150 млн Основной доход Канье Уэсту приносит продажа кроссовок Yeezy, которые он выпускает в партнерстве с Adidas. С продажи каждой пары обуви рэпер получает 15% от ее стоимости. За последний год продажи Yeezy превысили $1 млрд. 4. Лионель Месси Доход: $127 млн Основной источник дохода футболиста — контракт с футбольным клубом «Барселона». Ежегодно он приносит ему более $80 млн. Кроме того, Месси заключил пожизненный рекламный контракт с Adidas. 5. Эд Ширан Доход: $110 млн Эд Ширан уже второй год находится в туре со своим альбомом Divide. За это время певец собрал более $600 млн по всему миру. 6. Криштиану Роналду Доход: $109 млн В прошлом году Роналду сменил клуб — перешел в «Ювентус» после девяти лет в «Реале». Согласно четырехлетнему контракту, итальянский клуб ежегодно будет платить футболисту $64 млн. 7. Неймар Доход: $105 млн Неймар также сменил клуб — перешел из «Барселоны« в «Пари Сен-Жермен». Последний предложил ему пятилетний контракт стоимостью $350 млн и выплатил $263 млн до подписания соглашения. Трансфер Неймара стал самым дорогим в истории футбола. 8. The Eagles Доход: $100 млн Бэнд попал в рейтинг благодаря туру An Evening With The Eagles. Каждый концерт приносил музыкантам по $3,5 млн. 9. Фил Макгроу Доход: $95 млн В прошлом году ведущий телевизионной программы «Доктор Фил» Фил Макгроу стал соучредителем приложения Doctors on Demand, которое оценивается в $300 млн. 10. Сауль Альварес Доход: $94 млн Стриминговый сервис DAZN в прошлом году заплатил $365 млн за эксклюзивные права на трансляцию боев Альвареса. 11. Роджер Федерер Доход: $93,4 млн В 2018 году японский бренд одежды Uniqlo заключил со спортсменом 10-летний контракт на $300 млн. 13. Джоан Роулинг Доход: $92 млн Роулинг — самый высокооплачиваемый писатель 2019 года, хотя основную часть ее доходов составляют вовсе не продажи книг. Восьмизначные суммы принесли Роулинг тематические парки, театральные постановки и новый фильм о волшебном мире. Продажи билетов на «Гарри Поттер и проклятое дитя» на Бродвее за неделю принесли $2,3 млн, а фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» собрал в мировом прокате $650 млн. 15. Дуэйн Джонсон Доход: $89,4 млн Дуэйн «Скала» Джонсон, самый высокооплачиваемый актер в мире, запустил свою линию одежды, обуви и наушников в коллаборации с Under Armour. 17. Леброн Джеймс Доход: $89 млн Баскетболист в прошлом году заключил с «Лос-Анджелес Лейкерс» четырехлетний контракт стоимостью $153 млн и совместно с Синди Кроуфорд, Арнольдом Шварценеггером и Линдси Вонн основал веллнес-компанию Ladder. 19. Элтон Джон Доход: $84 млн За последние 12 месяцев Элтон Джон дал 101 шоу в рамках своего прощального тура «Путь из желтого кирпича». Весь тур будет состоять из более чем 300 шоу на пяти континентах и завершится в 2021 году. Композитор также пишет музыку для предстоящей бродвейского мюзикла по мотивам книги «Дьявол носит Прада». 20. Jay-Z и Бейонсе Доходы: по $81 млн Совместный тур Jay-Z и Бейонсе под названием On the Run II собрал более $250 млн. Jay-Z также зарабатывает на продажах шампанского Armand de Brignac и коньяка D'Ussé и в этом году стал первым миллиардером в хип-хоп индустрии. Бейонсе весной выпустила новый альбом Homecoming, фильм совместно с Netflix о своем выступлении на фестивале Coachella и объявила о партнерстве с Adidas и запуске своей линии одежды. 26. Ким Кардашьян-Уэст Доход: $72 млн Большую часть ее доходов приносит косметическая компания KKW Beauty. В 2018 году ее выручка превысила $100 млн. 30. Metallica Доход: $68,5 млн Легендарная группа заработала более $250 млн в туре WorldWired Tour, который стартовал в 2016 году. 39. Джеки Чан Доход: $58 млн Джеки Чан продолжает сниматься в фильмах — в 2019 году вышли «Рыцарь теней: между Инь и Ян» и «Тайна печати дракона: путешествие в Китай» с его участием. Кроме актерской деятельности, он зарабатывает на рекламных контрактах, продюсерской деятельности и своей собственной линии кинотеатров.

Фантазия за $100 млн: как создатель Cirque du Soleil ушел из культового цирка и придумал новое уникальное шоу
© Forbes.ru