Ещё

Цифровой импорт — неизбежная необходимость 

Цифровой импорт — неизбежная необходимость
Фото: Цифровые Закупки
Санкционная война стала привычной средой международных отношений.
Сегодня к ней ловко адаптируется бизнес по обе стороны баррикад, ведь ворон ворону глаз не выклюет. Вопрос лишь в том, чья страна окажется «донором», а чья — «вампиром»?
Вот почему важно, чтобы пресловутое импортозамещение действительно пошло на пользу национальной экономике. С одной стороны, нельзя перекрыть доступ к дефицитным технологиям, а с другой — нужно стимулировать рост собственной производственно-технической базы. Система закупок здесь становится тем самым умным фильтром с функциями обратного клапана, который выполняет эту сложную задачу.
Одновременно в  продолжаются объективные процессы переориентации бизнеса «на Восток». Крупнейшим импортером в РФ является с долей 21,7%, доля импорта из  ≈ 3%. Совершенно очевидно, что доля импорта товаров в РФ, приходящаяся на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в ближайшее десятилетие продолжит неуклонно расти.
Увы, при всей важности политического момента область импорта в отечественной системе закупок остается практически неуправляемой. Наряду с четкими заявлениями и актами об импортозамещении прекрасно чувствует себя так называемая «серая зона», в которой работают иностранные поставщики.
Сегодня далеко не все представители бизнеса готовы свои иностранные закупки выводить в открытый контур. Российские компании пока из-за несовершенства законодательной базы и отсутствия соответствующих положений 223-ФЗ вынуждены проводить такие закупки в обход текущему законодательству. Даже если они очень захотят работать в открытую, им придется самостоятельно изобретать правоприменительную практику, чтобы попытаться вывести такого рода закупки в электронный раздел.
Вероятно, так будет продолжаться до тех пор, пока весь российский импорт (без исключения) не будет оцифрован в обязательном порядке. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Причем с инициативой по данному направлению выступила одна из крупнейших закупочных структур России — электронная торговая площадка .
В 2012 году, когда появился 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний и естественных монополий, перед площадкой встала задача переводить эти закупки в электронную форму. За семь лет работы удалось достичь заметных результатов на этом направлении. Теперь в ЭТП ГПБ намерены оформить первый опыт оцифровки российского импорта.
— При всех существующих ограничениях мы можем констатировать тот факт, что объем импорта в РФ на протяжении последних лет остается стабильным, нет существенных падений и скачков. При этом данные закупки проходят вне открытого контура. Этот рынок давно сформирован, просто его нужно правильно организовать, — утверждает начальник международного отдела ЭТП ГПБ Станислав Никонов.
По данным анализа ЭТП ГПБ в разрезе номенклатуры (чего больше поставляется в Россию), наибольший интерес для внедрения электронных закупок у нерезидентов для российских компаний представляет продукция машиностроения, нефтегазовой и химической промышленности, а также гражданский авиапром. Большая доля продукции в сегмете B2C поставляется из Китая. Проанализировав эту информацию, на площадке пришли к выводу, что необходимо развивать международное направление в закупках.
Зависимость РФ от импорта особенно видна на примере закупок авиакомпаний. В России нет ни одного поставщика запасных частей для «боингов» и «аирбасов». Единственный вариант — прямое взаимодействие с иностранными контрагентами.
— Когда мы поставили этот процесс в поток с одной из крупнейших авиакомпаний в России, субъектом 223-ФЗ, мы поняли, что перевод импортных закупок в электронную форму сверхпродуктивен, — отмечает Станислав Никонов.
Есть ли сегодня у иностранных компаний возможности открыто работать в российской системе закупок?
Сегодня электронную цифровую подпись может получить только предприятие, которое зарегистрировано в России. Это создает недобрые предпосылки для появления так называемых фирм-прокладок и разного рода серых схем. В других странах, например, в Белоруссии или Южной Корее, для участия в государственной закупке иностранной компании достаточно просто прийти на электронную площадку, в удостоверяющий центр, получить ЭЦП и работать наравне со всеми участниками. Справедливости ради подчеркнем, что Южная Корея защищает свой экономический суверенитет иными средствами. Так, в Стране утренней свежести есть номенклатура из 800 стратегически важных товаров и услуг, которые могут производить только национальные компании. В России нечто похожее существует только для оборонной промышленности и не носит системного характера.
Если представить объем российского рынка товаров, закупаемых у иностранных контрагентов, прикинуть возможность использования электронных сервисов для таких закупок, то становится очевидным, что экономить и работать с такими закупками в цифровом виде гораздо проще и заказчикам, и поставщикам. А государству удобнее такие закупки регулировать.
Вопрос-ответ. В чем выигрыш государства
Специально для «Цифровых Закупок» об перспективах а в РФ рассказал начальник международного отдела ЭТП Газпромбанка Станислав Никонов.
— Станислав Робертович, есть ли спрос на цифровую платформу для импорта? Почему это должно быть интересно иностранным поставщикам?
— Электронная торговая площадка должна создавать больше сервисов для поставщиков. Поэтому мы хотели бы замахнуться на такую амбициозную цель, как развитие цифрового импорта в России. Совместно с Газпромбанком и Российским мы предложили такого рода проект, и он был утвержден. Сегодня важно помочь заказчикам автоматизировать процессы закупок импортных товаров. От импорта зависит множество компаний в России. Мы подумали, что если создать систему, которая позволит все это вывести в открытый контур, с возможностью онлайн-конкуренции поставщиков и прозрачностью выбора победителей, в том числе иностранцев, то эффективность таких закупок повысится. Появится возможность выбирать поставщика в рамках понятных, правильно описанных требований. Спрос на такое направление, безусловно, есть. Подход некоторых государств, той же Белоруссии, когда иностранцы могут наравне с местными предприятиями верифицироваться и принимать участие в закупках, на мой взгляд, рабочий.
— Могут ли у электронной площадки быть инструменты воздействия на иностранных поставщиков и иностранный бизнес, желающий работать в России, например, в части дальнейшей локализации производства, создания рабочих мест? Или площадку интересует только прибыль?
— Плюс площадки Газпромбанка в том, что она работает в тесном взаимодействии с банком. Не секрет, что у Газпромбанка множество масштабных проектов, связанных, например, с финансированием экспорта, с кредитованием иностранных проектов, в рамках которых они переносят производство в Россию и создают здесь рабочие места. Такие инструменты есть, причем не только в области цифровой инфраструктуры, но и в области финансовой. Конечно, все это еще требует доработки. Но мы сделали первый шаг в сторону международного развития. России неизбежно потребуется система трансграничного взаимодействия. Мы хотим сделать ее прозрачной и подотчетной. Несмотря на санкции, закупки у иностранных компаний никуда не делись. Бизнес адаптировался к иной политической среде, при этом все это остается где-то в тени (если сравнивать с закупками, которые проводятся через ЕИС). Поэтому внедрение цифрового сервиса организации закупок у иностранных контрагентов (которые все равно есть) поможет на этом экономить и корпоративному бизнесу, и государству. Мы анализировали рынок, прежде чем запускать подобный проект, и получали негативные отклики о том, что иностранному бизнесу выходить в открытый контур неинтересно. По факту оказалось иначе: компании выходят, видят конкретную заинтересованность, видят конкретную закупку и возможность получить этот контракт. Транспарентность сделки, а значит, и шансы победить на равных условиях значительно выше.
, заместитель руководителя :
— Процессы импортозамещения сегодня регулируются целым рядом подзаконных актов Правительства. Мы эту работу проводим совместно с  и  по каждой позиции. Правительство задействует либо запрет иностранной продукции, либо правило «третий лишний». Однако, делая те или иные преференции, мы влияем на конкурентную среду. Поддерживая наших производителей, важно оставить их в конкурентной среде, иначе качество упадет. Мы уже это проходили не раз.
Дело принципа
, депутат , координатор проекта ОНФ «За честные закупки»:
— Занимаясь импортозамещением в закупках, следует учитывать наши обязательства в рамках Таможенного союза и , выдерживать баланс. Здесь нельзя ошибаться и перегибать, важно реагировать, когда за рубежом создают дискриминирующие условия для наших товаров. Продолжать эту линию необходимо, и мы это делать будем. Не случайно Президент привел в пример корейскую систему закупок. В 1950-х годах Южная Корея вообще закрыла рынок для поддержки собственного судостроения и отдала значительные средства своим производителям, в итоге получив сильнейшую отрасль в мире.
Автор: Андрей Троянский
Сколько выпить: сомнительный ответ о полезных дозах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео