Выгодно ли Беларуси и России введение единой валюты?
Межправительственная рабочая группа России и Беларуси сняла все «принципиальные» разногласия и начинает работу над гармонизацией законодательства. Об этом заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин 9 августа. Одним из самых часто задаваемых вопросов в СМИ за последние месяцы стал вопрос введения единой валюты. Специально для портала «Евразия.Эксперт» принципы функционирования валютного союза и этапы его создания в Беларуси и России проанализировала белорусский экономист Альбина Сибирская. Интеграция и вопрос единой валюты Валютная интеграция для стран Союзного Государства имеет особое значение, поскольку оказывает стабилизационное воздействие на дальнейшее развитие интегрируемых стран. Валютный союз также может способствовать усилению конкурентоспособности стран в мировом хозяйстве. Президент Беларуси Александр Лукашенко характеризует дальнейшую интеграцию с Россией следующим образом: «Благодаря тесным экономическим, политическим и другим связям между нашими государствами мы уже имеем прекрасную возможность не только реализовывать товары на огромном рынке, но и совместно защищать интересы своих стран от внешних угроз. Чувствуя братское плечо, легко проходить через новые политические и экономические вызовы, а их впереди будет немало». В свою очередь, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркивала, что союз Беларуси и России – «…это полноценный союз с точки зрения одинаково развивающейся экономики (потому что интегрироваться иначе очень сложно). Это союз, который должен на том или ином этапе иметь единую валюту, потому что трудно с разными валютами определять финансово-денежную, валютную и иную политику. Это союз, где должны быть одинаковые подходы к налоговой системе обложения». Действительно, прежде чем говорить о создании единой валюты, следует довести до конца процесс экономического интеграции (в частности, в области налоговой политики). Налоговые системы Беларуси и России Налогово-бюджетная система является одним из значимых инструментов в сфере государственного регулирования экономики. К ней относят такие регуляторы, как налоги и прочие налоговые платежи в бюджет, государственные доходы и расходы, дефицит государственного бюджета и т.д. Регуляторы налогово-бюджетной политики оказывают существенное влияние на такие показатели, как уровень инфляции, денежную массу, процентную ставку и курс национальной валюты. В Беларуси с 2004 г. проводилась активная государственная политика поддержания белорусского производства. В результате такой поддержки, доля налоговой нагрузки в ВВП имела тенденцию к росту и составляла более 50% ВВП, что является допустимым только для стран с высокоразвитой экономикой. Однако уже в 2007 г. она стала составлять 35,2%, а в 2015 г. – 25,4%. Основным источником налоговых поступлений в государственный бюджет является НДС. Уровень основных налоговых ставок Союзного государства приведен в таблице 1. Можно заметить различия в ставках по основным налогам. В Беларуси НДС уплачивается в размере 20% от налоговой базы (некоторые товары и услуги налогом не облагаются или облагаются по ставкам 10%, 0%); в Российской федерации основная ставка НДС долгое время составляла 18% и сравнялась с белорусской только с 1 января 2019 г. По налогу на прибыль можно отметить, что в Беларуси ставка равна 18%, а в России налог на прибыль уплачивается в размере 20% от налогооблагаемой базы. Налог на недвижимость в Беларуси и России также отличается (1% и 2% соответственно). Таблица 1. Источники данных: Министерство по налогам и сборам Беларуси, Федеральная налоговая служба России. Существенные различия наблюдаются в социальных отчислениях. В Беларуси из 35%, уплачиваемых организацией, 1% удерживается из зарплаты работников и направляется в пенсионный фонд. В России в общей сложности объем обязательных страховых взносов (СВ) составляет 30% от начисленных выплат и распределяется так: отчисления в Пенсионный фонд – 22 %; отчисления в Фонд социального страхования – 2,9 %; отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%. Гармонизация налогового законодательства Унификация налогового законодательства началась еще при создании Союзного государства. Согласно договору о создании унифицированного налогового законодательства и проведению единой налоговой политики, страны договорились о следующем: – единых принципах и правилах налогообложения; – едином перечне основных налогов; – единых правах и обязанностях налогоплательщиков на территории Союзного государства; – единых терминах и понятиях; – создании Налогового кодекса Союзного государства. В рамках ЕАЭС, в который входят Республика Беларусь и Российская Федерация, вопросами налоговой политики занимается Консультативный комитет по налоговой политике и администрированию. Что несет в себе валютный союз? Как было отмечено ранее, валютный союз является высшей ступенью экономической интеграции и представляет собой общую валютную систему, утвержденную международным соглашением стран – участниц этого союза. Следовательно, создание валютного союза будет предусматривать: 1. Введение единой валюты; 2. Формирование институционной системы, способствующей беспрепятственному функционированию единой валюты; 3. Установление общего режима курсообразования валюты; 4. Создание единого центрального банка, обеспечивающего эмиссию единой валюты и унификацию денежно-кредитных политик стран-участниц. Одним из основных моментов формирования валютного союза является институциональная основа функционирования новой единой валюты. Исходя из этого, функции денежного института логично будет возложить на отдел валютного регулирования и контроля, который целесообразно будет сформировать при Межгосударственном банке. Так как одномоментный отказ от национальных денежно-кредитных систем и введение единой валюты будет достаточно болезненным для стран, то идеальный сценарий валютной интеграции должен содержать несколько этапов: создание платежного союза, а затем трансформация его в полноценный валютный союз (как, например, проходило формирование Европейского валютного союза). В случае формирования платежного союза страны не отказываются от национальных денежных систем. Центральные (национальные) банки продолжат выполнять свои функции, а также будут осуществлять контроль обращения наднациональной денежной единицы, но под контролем Межгосударственного банка. Основной целью деятельности отдела валютного регулирования и контроля будет поддержание стабильности валюты; выработка и осуществление рекомендаций по унификации денежно-кредитных политик стран Союзного государства; хранение и управление официальными резервами; ежедневном определении курса единой денежной единицы (возможны два вариант: наличной или безналичной) (далее – ЕДЕ). Регулирование единой валюты Денежно-кредитная политика в условиях валютной интеграции должна определяться приоритетами национальных программ развития и быть направленной на стабилизацию валютного курса, унификацию процентных ставок, определение общего объема ликвидности и обеспечение устойчивого экономического развития и роста. В числе основных функций отдела валютного регулирования и контроля в процессе функционирования ЕДЕ можно выделить: 1. Правое обеспечение функционирования ЕДЕ, юридическое сопровождение операций, совершаемых в ЕДЕ; 2. Утверждение и согласование правовых документов, которые будут приниматься Комиссией относительно функционирования ЕДЕ; 3. Административное и техническое обеспечение осуществления сделок в ЕДЕ; 4. Анализ функционирования компонентов системы ЕДЕ, а также развитие региональной зоны экономической взаимодополняемости, формулировать необходимые предложения для обеспечения гармоничного и постепенного развития валютного союза; 5. Подготовка аналитического и статистического материала по операциям, совершаемым в ЕДЕ; 6. Информационное обеспечение функционирования ЕДЕ; 7. Разработка политики, правил и других меры, необходимых для внутреннего функционирования ЕДЕ, постоянный контроль их соблюдения. В свою очередь, межгосударственный банк в области регулирования обращения ЕДЕ должен выполнять следующие основные задачи: 1. Поощрение и стимулирование расширения внутрирегиональной торговли, создание экономических, финансовых и денежных стимулов с помощью механизмов, способствующих сокращению асимметрии и гармоничному развитию региона; 2. Содействие поддержанию стабильности региональной валютной системы с помощью рекомендаций и создания диалоговых пространств для формулирования макроэкономической политики между государствами-участниками; 3. Содействие принятию и соблюдению политики регулирования и надзора за движением капитала в государстве-участнике и контроль за их исполнением; 4. Контроль скоординированности действий; 5. Разработка мер и инструментов по дальнейшему развитию и валютно-финансовой интеграции; 6. Содействие укреплению внутренних и внешних информационных каналов; 7. Установление размеров взносов в резервный фонд; 8. Определение правил функционирования ЕДЕ с учетом стандартов международного использования платежных систем. Функцией клирингового центра будет обеспечение постоянного осуществления безналичных платежей с использованием ЕДЕ; контроль соблюдения гарантий и соблюдение обязательств участников сделок; расчет размеров гарантий, штрафов и неустоек за несоблюдение обязательств, снижение вероятности риска при осуществлении сделок. Одной из задач клирингового центра будет смягчение следующих рисков: 1. Риск возможности потери общей стоимости операции из-за нарушения правил одним из контрагентов в случае его банкротства. Клиринговый центр ограничивает этот риск механизмом «платежа против платежа», который заключается в обеспечении того, чтобы контрагент получал права (в долларах США или в национальной валюте), которые будут актуальны для него, только когда он отменит соответствующие обязательства (в долларах США или в национальной валюте), или наоборот; 2. Риск ликвидности, связанный с нарушением обязательств из-за недостаточности доступных ликвидных активов или необходимости дополнительных затрат на совершение сделки. Этот риск смягчается клиринговым центром с помощью нескольких инструментов: многостороннего взаимозачета операций, что позволяет эффективно использовать ресурсы (в долл. США или национальной валюте) участников; используя поставщиков ликвидности, которые через обменные валютные свопы (или наоборот) позволят клиринговому центру совершать соответствующие платежи в ситуациях задержек или несоблюдения условий; 3. Рыночный риск, связанный с потерей стоимости операции из-за неблагоприятных изменений в стоимости сделки. Чтобы смягчить это, клиринговый центр может требовать некоторую сумму гарантий в национальной валюте или долларах США от каждого контрагента до начала торгового дня. Эти гарантии служат прикрытием неустойки для участников в случае неблагоприятных или внезапных изменений в стоимости сделки и возвращаются, когда клиринговый центр подтвердит соблюдение обязательств и прав. В случае задержек или несоблюдения условий, клиринговый центр вправе сохранить гарантии и покрыть за счет их затраты другой стороны; 4. Операционный риск, который связан с неэффективностью администрирования, управления и ведения переговоров, и т.д. Этот риск клиринговый центр будет смягчать, сводя к минимуму двусторонние платежи между участниками путем стандартизации процедур, связанных с клирингом и урегулированием валютных операций. 5. Правовой риск, связанный с двусмысленностью в толковании законодательства, правил, обычаев и/или содержания самих клиринговый центр также будет участвовать в формировании нормативно-правовой базы, акцентируя внимание на правилах, обычаях и рекомендациях к составлению контракта сделки. Принцип осуществления платежей будет иметь такую же основу, как и при иностранной валюте. Вначале будет заключаться соглашение между контрагентами, определяться условия и положения внешнеторгового контракта, определяться тип валюты, в которой будет подписан контракт, указываться цена и стоимость предмета контракта, определяться способ оплаты (это может быть аккредитив, предоплата или отсрочка платежа и др.). Далее, в контракт вносится пункт в главу «условия оплаты» о том, что сделка будет осуществляться в ЕДЕ. Таким образом, валютная интеграция для Союзного государства имеет особое значение, поскольку может послужить одним из основных средств стабилизации и дальнейшего развития интегрируемых стран. Валютный союз также может способствовать усиление конкурентоспособности стран в мировом хозяйстве. Единая валюта для безналичных расчетов Наднациональную единую денежную систему можно считать переходной ступенью между экономическим и валютным союзом. При рассмотрении варианта создания валютного союза и сохранения своей национальной независимости, возникает целесообразность введения безналичной наднациональной денежной единицы. Данный путь развития будет иметь свои преимущества: 1. Даст возможность определения курсовых соотношений национальных валют напрямую, а не через кросс-курсы с резервными валютами, что будет способствовать повышению ликвидности национальных валютных рынков и снижению транснациональных издержек, будет способствовать снижению валютных рисков; 2. Сократит затраты на конвертацию валюты для малых и средних предприятий; 3. Позволит высвободить СКВ при внутренних расчетах стран Союзного Государства в пользу расчетов в торговле с третьими странами; 4. Устранит валютные спекуляции и колебания обменных курсов, т.е. снизит влияние третьих стран на внутренние экономически процессы; 5. Не требует дополнительных затрат на создание инфраструктуры регулирования денежно-кредитной и валютной политики, а также на эмиссию новых денежных знаков; 6. Позволит сохранить странам суверенные денежно-кредитные и валютные политики; 7. Будет способствует достижению конвертируемости национальных валют стран; 8. Позволит упростить бухгалтерский учет за счет унификации законодательства; 9. Будет являться деноминатором для требований и обязательств, возникающих между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь в разрезе их интервенций для поддержания курса своей валюты; 10. Объединит и обеспечит доступ на рынки потребительских, продовольственных и промышленных товаров для более чем 150 млн человек, позволит снизить цены на импортные товары, поступающие из стран Союзного Государства и СНГ. Альбина Сибирская, белорусский экономист