Купол оперного: «Опасность разрушения отсутствует», трещины, снегопады…
В прошлом номере «Советской Сибири» (№ 31 от 31 июля 2019 года, стр. 5) мы опубликовали статью «Спасти Сибирский Колизей», в которой рассказали о тревоге ряда новосибирских архитекторов и конструкторов за здание оперного театра. По их мнению, существует реальная угроза обрушения купола. В день выхода статьи театр прислал в редакцию официальный ответ на наше обращение с просьбой прокомментировать ситуацию. В сообщении за подписью и. о. генерального директора ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» Снежаны Любарь говорится: «В 2017 году по заданию НГАТОиБ, согласованному с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия НСО, компанией ООО «Строй-Эксперт» (Санкт-Петербург) проводилось комплексное техническое обследование объекта культурного наследия федерального значения «Здание Новосибирского театра оперы и балета». В том числе была обследована железобетонная оболочка купола здания на предмет конструктивной надежности». «Физический износ железобетонной оболочки, согласно отчету, составляет 35 процентов, опасность разрушения отсутствует», — подчеркивается в письме. Далее сообщается, что «существующие архитектурные и конструктивные решения кровельно-чердачной системы здания, в том числе и мероприятия по пожарной безопасности, получили положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза». Проект был рекомендован к реализации». Из комментария следует, что ответственность за сохранение здания лежит на ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», у которого оно находится в оперативном управлении. «Средства на мероприятия по обеспечению надлежащего состояния здания театра выделяются Министерством культуры РФ в рамках программ по сохранению объектов культурного наследия», — подытоживает Снежана Любарь. Редакция «Советской Сибири» попросила о возможности увидеть отчет компании «Строй-Эксперт» о результатах комплексного технического обследования здания оперного театра, на который ссылается представитель НГАТОиБ. Нагрузка на квадратный метр Новосибирский архитектор Николай Столяров показал документ, в котором еще лет тридцать назад зафиксированы трещины в куполе оперного. Статья «Спасти Сибирский Колизей» вызвала резонанс в обществе. Прозвучало мнение, что, мол, напрасно «Советская Сибирь» поднимает панику. Ответ из театра вселил уверенность. Хотя, что и говорить, панику поднимает не газета, а профессиональные архитекторы и конструкторы, заслуженные специалисты со званиями и большим опытом. Они считают, что нельзя игнорировать вопрос о прочности купола. Его эксперты адресуют руководству театра и федеральному Минкульту, в чьем ведении находится оперный. Фото предоставлено Николаем СТОЛЯРОВЫМ Архитектор Николай Столяров прислал фотографию любопытного документа, а также сообщил, что в 2004 году он был на экскурсии в НГАТОиБ, которую проводил главный штатный архитектор театра Геннадий Константинович Дергай. — Тогда Дергай водил нас и под купол, и на купол, показал нам трещины, оставшиеся после ремонта, — рассказал Николай Столяров. — Потом он показал документ, который, я предполагаю, датирован еще 1980–1990-ми годами, поскольку отпечатан на машинке. В этом документе есть расчеты по нагрузкам. Там говорится, что допустимая нагрузка на купол — 768 килограммов на один квадратный метр, а реальная — 744 килограмма. Нам известно, что уже после этих расчетов поверх купола надели оболочку из деревянной обрешетки и слоя листовой стали — примерно еще 40 килограммов на квадратный метр. Это ключевой момент. Выходит, превышение допустимой нагрузки не менее 20 килограммов. К ним следует добавить нагрузку осадков при больших снегопадах. Когда профессор Геннадий Чибряков поднял вопрос о прочности купола в начале 2000-х, первые годы чистили снег, потом перестали. Всех моих знакомых я предупреждаю: зимой в оперный театр ходить опасно. Дерево может долго держаться, а вот бетон рухнет в один миг. Помните печально известный «Трансвааль-парк», где обрушился купол на площади примерно пять тысяч квадратных метров? Погибли 28 человек, 12 человек получили тяжелые увечья. Что касается экспертизы 2017 года, в которой говорится о 35-процентном износе, что это такое, я не очень представляю. А вот в том документе, который я сфотографировал, говорится о трещине, которая была еще лет тридцать назад. Считаю, сейчас важно определить степень существующего риска, и в первую очередь это должно сделать руководство оперного театра.