Холдинг Mail.ru Group и сооснователь и бывший гендиректор компании Prisma Labs Алексей Моисеенков вышли из состава акционеров разработчика фотоприложения Prisma. Их доли выкупила инвестиционная компания Haxus Алексея Губарева и Юрия Гурского, которая являлась совладельцем сервиса с 2016 года. «С конца 2018 года мы провели реструктуризацию компании. Большая часть акций выкуплена в начале 2019 года. Процесс выкупа завершился в апреле», — сообщил Forbes Губарев. Haxus с долей более 40% стала крупнейшим акционером Prisma Labs. Моисеенков подтвердил Forbes факт выхода из числа акционеров Prisma Labs. Представитель Mail.ru Group отказался от комментариев. Forbes вспомнил историю приложения Prisma и узнал у акционеров планы развития сервиса. Инстаграм отдыхает Семнадцатого июня 2016 года Наталья Водянова порадовала подписчиков в Instagram необычным селфи — фотография была обработана в стиле, напоминающем масляную живопись. Кадр сопровождали рекомендация нового «занятного приложения» Prisma и запоминающийся хэштег #инстаграмотдыхает. Пост Водяновой способствовал стремительному взлету популярности фотосервиса, основанного на алгоритме машинного обучения. Умение Prisma быстро и качественно обрабатывать фотографии в стиле полотен известных художников привлекло аудиторию. Новое приложение попало в топ-10 магазина App Store сразу в десяти странах и уже спустя полторы недели после релиза собрало 650 000 пользователей, позднее счет пошел на миллионы. По итогам 2016-го команда Apple назвала Prisma лучшим приложением года, а американский Forbes включил сооснователя и гендиректора сервиса Алексея Моисеенкова в число участников рейтинга 30 самых перспективных представителей индустрии потребительских технологий моложе 30 лет. Идея сервиса родилась у студента МФТИ Ильи Фролова, который в конце 2015-го поделился ею с Моисеенковым, когда тот читал в институте лекцию. Моисеенков тогда работал менеджером по продукту в Mail.ru Group. Вместе с Фроловым, а также бывшим коллегой по «Яндексу» Андреем Усольцевым и разработчиком Олегом Поягановым за полгода он довел концепцию до готового продукта. «Начиная с весны 2016 года мы активно занимались разработкой Prisma. Процесс занял около трех месяцев», — вспоминает Усольцев, нынешний гендиректор Prisma Labs. На первоначальной стадии развития проекта он отвечал за продукт, а Моисеенков — за общение с инвесторами. Первые инвестиции помог привлечь известный ментор, на тот момент вице-президент Mail.ru Group по новым продуктам Юрий Гурский. Он представил команду Prisma своему другу, владельцу компании-оператора дата-центров XBT Holding Алексею Губареву. «Я был первым, кто вложился в Prisma, — подтверждает Губарев. — В феврале-марте 2016 года мы договорились, что моя компания предоставит серверы для проекта и вложит денег». Основатели Prisma не хотели громкого запуска — даже друзьям не рассказывали, улыбается Усольцев. Порекомендовать приложение Водянову попросил тоже Гурский, давно знакомый с топ-моделью и даже сотрудничающий с ней как с венчурным инвестором. После того, как благодаря вирусному эффекту Prisma стали пользоваться миллионы пользователей в моменте, команде пришлось экстренно решать проблему распределения нагрузки на серверы: вместо 100-200 «запланированных» видеокарт для обработки данных требовалось в шесть раз больше. «Мы выкупали все доступные серверные мощности целыми дата-центрами, в том числе у Amazon», — говорит Усольцев. Чья Prisma? Губареву с самого начала принадлежал крупнейший пакет в Prisma без учета долей основателей — около 20%. После того, как приложение «выстрелило», в сервис также инвестировал фонд Gagarin Capital Partners Михаила Тавера и Николая Давыдова и Mail.ru Group. По данным РБК, работодатель Моисеенкова и Гурского вложил в проект до $2 млн и получил долю от 10% до 25%. Одновременно создатель Prisma покинул Mail.ru Group, чтобы сосредоточиться на развитии сервиса. Вскоре, в июле 2016-го, вслед за Моисеенковым ушел и Гурский. Представители Mail.ru Group не раскрывали причину расставания с опытным менеджером, но источники, близкие к холдингу, в комментарии РБК не скрывали, что потенциальное участие Гурского в Prisma как инвестора вызвало недовольство у его руководства. Сам Гурский настаивал, что участвовал в развитии фотосервиса лишь в статусе ментора. «Юра не занимался проектом, инвестором был я. Просто возникло недопонимание», — подтверждает Губарев. Источник Forbes, близкий к Prisma, говорит, что конфликт Mail.ru Group с Гурским возник раньше запуска Prisma — из-за приложения MSQRD. Белорусский сервис по созданию виртуальных масок в марте 2016 года поглотил Facebook (сумма сделки не раскрывалась), а Гурский, ментор команды MSQRD, несколькими месяцами ранее вложил в проект $1 млн, следует из данных Crunchbase. «Сначала Гурский не привел MSQRD в Mail.Ru и заработал на его продаже. А Prisma стала последней каплей», — поясняет собеседник Forbes. По его данным, в том же году конфликт был урегулирован. Источник, близкий к Mail.ru Group, заявлял «Ведомостям», что холдинг юридически мог претендовать на контроль над Prisma, но решил не настаивать на своих правах. Позднее соцсеть «ВКонтакте», подконтрольная Mail.ru Group, запустила конкурирующие с Prisma приложения: Vinci для обработки фото и Artisto для видео. Плотный интерес Осенью 2016-го Алексей Губарев и Юрий Гурский создали новую компанию Haxus, куда каждый вложил по несколько миллионов долларов и другие свои активы (в частности, доли в мобильных приложениях цифровой косметики Voir и женского здоровья Flo). В начала 2017-го Haxus приобрела пакет акций Prisma у XBT Holding. К тому времени дела у проекта шли уже не так хорошо, как в начале. За полгода о нашумевшем приложении почти забыли: оно опустилось на несколько сотен строчек в App Store (данные App Annie) и перестало вызывать интерес у технологических СМИ. «Бизнес генерил убытки, у него были долги», — признает Губарев, который в какой-то момент лично одалживал Prisma на развитие. «Такого рода приложения не могут постоянно быть на высоте всех чартов, поэтому необходимо работать над продуктом, удерживать пользователей», — объяснял Алексей Моисеенков в январе 2017-го. Тогда же он обещал сфокусироваться на развитии продукта и технологий, а не монетизации сервиса. По словам Губарева, кризисный период поставил под вопрос само существование проекта: «Нужно было либо закрывать компанию, либо серьезно реструктуризировать». Так Губарев и Гурский решили увеличить долю в проекте, «чтобы заняться им более плотно». В 2017-м Prisma Labs выпустила новый продукт — набор инструментов для разработчиков мобильных визуальных приложений с использованием нейросетей и алгоритмов машинного обучения. А в 2018-м компанию покинул Моисеенков. С конца 2018-го Haxus последовательно выкупила доли у Mail.Ru Group, Моисеенкова и нескольких мелких инвесторов и довела свой пакет более чем до 40% (точных цифр Губарев не раскрывает). Полностью процесс выкупа завершился в апреле 2019 года. Haxus стала крупнейшим акционером Prisma Labs, часть акций поделены между оставшимися сооснователями и фондами Gagarin Capital Partners и Elysium Venture Capital. Моисеенков занялся разработкой нового приложения на основе машинного обучения Capture, запуск которого состоялся в июле. Компания привлекла $1 млн от General Catalyst, Mail.Ru Group, Elysium Venture Capital и других фондов. В декабре 2018-м Prisma Labs запустила новый продукт Lensa — приложение для обработки портретных фото и селфи при помощи алгоритмов машинного обучения. На его создание ушло около полугода. Базовую версию можно скачать бесплатно, а доход Lensa приносит платная подписка на дополнительные функции (199 рублей для пользователей из России). Весной 2019-го Prisma Labs привлекла еще $6 млн инвестиций от Haxus. «Мы планируем серьезно усилить команду, а также инвестировать в маркетинг и продвижение нашего нового продукта Lensa на международном рынке», — рассказывает о планах Усольцев. Губарев доволен тем, как растет обновленный проект. По его словам, Lensa приносит компании около $0,5 млн в месяц. К концу года разработчик Prisma планирует выйти на ежемесячный оборот в $1 млн, подытоживает инвестор. Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes 1 из 25 CHAINALYSIS 2 из 25 Facebook 3 из 25 Facebook 4 из 25 5 из 25 Divvy 6 из 25 Facebook 7 из 25 Faire 8 из 25 Firgma 9 из 25 FOURKITES 10 из 25 Facebook 11 из 25 FuboTV 12 из 25 Facebook 13 из 25 14 из 25 Facebook 15 из 25 Facebook 16 из 25 Facebook 17 из 25 Facebook 18 из 25 Facebook 19 из 25 Facebook 20 из 25 Facebook 21 из 25 Facebook 22 из 25 Facebook 23 из 25 24 из 25 Truepill 25 из 25 VERKADA CHAINALYSIS Основатели: Майкл Гронагер (гендиректор), Джонатан Левин, Ян Моллер Привлеченные инвестиции: $53 млн Выручка за 2018 год: $8 млн Ведущие инвесторы: Accel, Benchmark Нью-йоркский стартап Chainalysis создает программное обеспечение для исследования криптовалют, которое может пролить свет на то, как люди используют биткоины, эфириум, лайткоины и другие цифровые деньги. Финансовые организации используют эту технологию для проверки клиентов и соблюдения требований регуляторов, направленных на предотвращение отмывания денег. Правительственные учреждения, такие как Налоговое управление США и Федеральное бюро расследований, с ее помощью могут выявить незаконные операции и навести справки о предполагаемых преступниках. Прежде чем объединиться и основать Chainalysis, 49-летний гендиректор Майкл Гронагер участвовал в создании криптобиржи Kraken, а 47-летний технический директор Ян Моллер разработал кошелек для криптовалюты Mycelium. CONTRAST SECURITY Основатели: Аршан Дабирсиаги, Джефф Уильямс, Алан Науманн (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $122 млн Выручка за 2018 год: $25 млн Ведущие инвесторы: Acero Capital, Battery Ventures, General Catalyst, Warburg Pincus В 2010 году 52-летний Джефф Уильямс в рамках собственной консалтинговой компании Aspect начал разрабатывать программу, которая позволила бы автоматизировать мониторинг безопасности программного обеспечения. В 2014-м вместе с бывшим сотрудником Aspect, 36-летним Аршаном Дабирсиаги, он основал в Лос-Альтосе (Калифорния) компанию Contrast Security. Разработанная ими технология проверяет код работающих мобильных приложений и уведомляет разработчиков о потенциальных уязвимостях. «Данные, которые раньше должны были проходить через экспертов по безопасности, теперь идут напрямую разработчикам», — говорит Дабирсиаги, отвечающий в компании за исследования. В 2016 году для расширения бизнеса Contrast Security наняла в качества исполнительного директора Алана Науманна, бывшего гендиректора 41st Parameter — стартапа, помогающего обнаружить интернет-мошенников. CYBEREASON Основатели: Лиор Див (гендиректор), Йосси Наар, Йонатан Стрим-Амит Привлеченные инвестиции: $189 млн Выручка за 2018 год: $50 млн Ведущие инвесторы: CRV, Lockheed Martin, Softbank, Spark Capital Сооснователи Лиор Див, Йосси Наар и Йонатан Стрим-Амит познакомились во время службы в израильской армии. Все они служили в элитном разведывательном подразделении 8200, где зародился не один высокотехнологичный стартап. Занимаясь кибербезопасностью в армии, программисты придумали Cybereason — облачную платформу, которая постоянно мониторит и реагирует на угрозы. Компания была основана в Израиле в 2012 году, а годом позднее переведена в Бостон. «Можно приносить пользу, помогая большим организациям не попасть в новости о том, как кого-то взломали», — говорит 41-летний Лиор Див. Основатели: Парас Читракар, Джейсон Уилк (гендиректор), Джон Воланин Привлеченные инвестиции: $13 млн Выручка за 2018 год: $19 млн Ведущие инвесторы: Марк Кьюбан, Section 32 Будучи студентом Университета Лойолы Мэримаунт, Джейсон Уилк, которому сейчас 34 года, постоянно уходил в минус по банковским картам. Заядлый пользователь сайта Reddit, он часто видел жалобы на комиссии, которые банки берут за овердрафт. Так в 2016 году он запустил стартап Dave, взяв для названия краткую версию имени победившего Голиафа Давида (под «Голиафом» Уилк подразумевает крупные банки). Приложение Dave отслеживает расходы пользователей и предупреждает их, когда баланс на картах приближается к нулю. Уилк ударил по больному месту: в апреле 2017 года Dave стал «приложением дня» в AppStore. Всего за два года его скачали почти 10 млн раз. «Предпринимателям надо смотреть в оба в поисках новой идеи, — говорит Уилк. — Любая идея, которую можно проверить на Reddit, — неплохой старт». DIVVY Основатели: Блейк Мюррей (гендиректор), Алекс Бин Привлеченные инвестиции: $257 млн Выручка за 2018 год: $8 млн Ведущие инвесторы: Insight Partners, New Enterprise Associates, Pelion Venture Partners Сервис Divvy, конкурирующий с Concur и Expensify, предлагает бизнесу инструменты бюджетирования, предотвращения мошенничества и управления расходами совершенно бесплатно. Вместо взимания платы с клиентов стартап, который находится в городе Лихай (штат Юта), предоставляет компаниям карты Mastercard и берет с банков комиссии, когда они расплачиваются за покупки. Основателям (и приятелям со времен старшей школы) Алексу Бину и Блейку Мюррею удалось привлечь более 3000 корпоративных клиентов, включая WordPress, Evernote и Qualtrics. DUOLINGO Основатели: Луис фон Ан (гендиректор), Сэверин Хэкер Привлеченные инвестиции: $108 млн Выручка за 2018 год: $36 млн Ведущие инвесторы: CapitalG, Kleiner Perkins, Union Square Ventures Duolingo — одна из самых популярных в мире платформ для изучения иностранных языков и краудсорсинговых переводов. Ей пользуются более 28 млн человек в месяц. Большинство из них использует бесплатную версию приложения. Но компания надеется удвоить выручку в 2019 году за счет абонентской платы за версию без рекламы. Гендиректор Duolingo в свои 39 лет успел побывать профессором компьютерных наук Карнеги-Меллона и стать в 2006 году лауреатом стипендии Мак-Артура, присуждаемой гражданам США от 20 до 40 лет за «исключительные достижения и потенциал для долгой и плодотворной творческой работы». Прежде чем основать компанию в Питтсбурге, Луис фон Ан продал Google два изобретения, одно из которых мы знаем не понаслышке — это reCAPTCHA, которая помогает сайту понять, что вы не робот. Луис фон Ан — иммигрант из Гватемалы. Он утверждает, что знание английского языка кардинально изменило его жизнь, поэтому он сам теперь предлагает бесплатное языковое обучение для всех желающих. FAIRE Основатели: Марсело Кортес, Даниэле Перито, Макс Родс (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $116 млн Выручка за 2018 год: $100 млн Ведущие инвесторы: Forerunner Ventures, Khosla Ventures, Венчурные партнеры Lightspeed, Y Combinator В стремлении помочь малому бизнесу Faire решила рискнуть и избавиться от оптовых закупок как явления. Эта компания из Сан-Франциско помогает розничным продавцам находить и покупать через интернет товары, а также готова бесплатно забрать все, что не продалось за 60 дней. Сейчас сайт Faire предлагает 35 000 товаров от 5000 брендов. Генеральному директору и бывшему сотруднику Square Максу Родсу 32 года. Идея Faire пришла ему в голову после того, как он начал работать в компании-производителе зонтиков в Новой Зеландии. Родс потратил тысячи долларов, сидя на стенде компании на выставке и убеждая владельцев магазинов в США продавать высококачественные зонтики. FIGMA Основатели: Дилан Филд (генеральный директор), Эван Уоллес Привлеченные инвестиции: $83 млн Выручка за 2018 год: $3 млн Ведущие инвесторы: Greylock, Index Ventures, Kleiner Perkins, Sequoia Figma хочет полностью перенести весь процесс дизайна в онлайн, чтобы специалистам больше не приходилось скачивать специальный софт и изолированно друг от друга разрабатывать графику. Компания предлагает работать дизайнерам вместе, пользуясь ее платформой прямо в браузере. Эвану Уоллесу 29 лет, Дилану Филду — 27. Они встретились в Брауновском университете — Уоллес тогда только окончил обучение, а Филд бросил учебу ради получения стипендии Питера Тиля и в 2012 году основал в Сан-Франциско собственную компанию. Через 5 лет Figma представила свою платформу профессиональным дизайнерам. Пакет для непрофессионального пользования до сих пор остается бесплатным. Абонентская плата за версию для профессионалов составляет $12 в месяц, если вы занимаетесь дизайном частно. Редактор для юрлиц обойдется в $45. Продутом Figma сегодня пользуются более 5000 дизайнерских команд, в том числе из Microsoft, Volvo, Uber, Square и других компаний. «Дизайн похож на вирусную инфекцию: если у твоего конкурента отличный дизайн, то и у тебя он должен быть отличный, иначе ты разоришься», — говорит Филд. FOURKITES Основатели: Арун Чандрасекаран, Мэтт Эленджикал (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $101 млн Выручка за 2018 год: $16 млн Ведущие инвесторы: August Capital, Bain Capital Ventures, Hyde Park Venture Partners Мэтту Эленджикалу 37 лет. Он получил магистерскую степень в Школе управления им. Келлога Северо-Западного университета и в 2014 году начал собственный бизнес. Его проект FourKites призван помочь компаниям узнать, где находятся их заказы, когда они прибудут к месту назначения и что происходит на всем пути доставки. Сегодня это интеллектуальное ПО для управления поставками используют более 260 ведущих мировых грузоотправителей, которые высылают свыше 500 000 грузов в день. Среди них — Best Buy, Kraft Heinz, Nestlé и Smithfield Foods. «Если вы грузоотправитель, то как только грузовик покинул точку отправления с вашим товаром, вы не представляете, что происходит дальше. Именно так работают поставки без FourKites, — говорит Эленджикал. — Вы не сможете конкурировать с Amazon без нашей технологии». FRONT Основатели: Матильда Коллин (генеральный директор), Лоран Перрен Привлеченные инвестиции: $79 млн Выручка за 2018 год: $16 млн Ведущие инвесторы: Sequoia, Uncork Capital Матильда Коллин уже вошла в список Forbes «30 до 30». Впервые мысль о создании Front пришла ей после окончания школы. «Я видела, как много времени люди тратят на то, чтобы отсортировать письма в своей почте», — говорит она. Поэтому в 2013 года Матильда Коллин основала Front, чтобы помочь компаниям повысить продуктивность благодаря подключению к общему почтовому ящику, который агрегирует сообщения в Facebook, Twitter и SMS. У Front 5000 клиентов, включая крупных Shopify, MailChimp и Stripe. FUBOTV Основатели: Сунг Хо Чой, Дэвид Гэндлер (гендиректор), Альберто Хориуэла Привлеченные инвестиции: $145 млн Выручка за 2018 год: $74 млн Ведущие инвесторы: 21st Century Fox, Northzone, Sky 44-летний Дэвид Гэндлер давно занимался продажами в интернете, а в 2015 году запустил FuboTV — сервис, предназначенный для американских телезрителей, которые хотят смотреть матчи зарубежных футбольных лиг. Для начала FuboTV запустила прямые трансляции латиноамериканской спортивной вещательной сети GolTV и ее португальского аналога Benfica TV, а затем заключила сделки с beIN Sports и Univision, расширив вещание. Сегодня FuboTV — это доступный аналог кабельного телевидения (от $54,99 в месяц), который предлагает своим клиентам более 90 каналов. GROVE COLLABORATIVE Основатели: Крис Кларк, Стюарт Ландесберг (гендиректор), Джордан Саваж Привлеченные инвестиции: $213 млн Выручка за 2018 год: $104 млн Ведущие инвесторы: Bullpen Capital, General Atlantic, Lone Pine Ventures, Mayfield Fund, Norwest Venture Partners, Serious Change Спросите генерального директора Grove Collaborative, 34-летнего Стюарта Ландесберга, кто является его типичным клиентом, и он даст вам конкретный ответ: «29-летняя мать двоих детей, которая работает учителем в Лоуренсе, штат Канзас». В эпоху вездесущего Amazon молодой стартап Grove смог отвоевать место на рынке электронной коммерции в США объемом $104 млн. Стартап продает натуральные продукты, бытовую химию и косметику, обеспечивая простой способ заказа и доставки. Это не точный слепок Amazon: по словам Ландесберга, около 60% выручки проекта приходится на товары, которые не продаются на Amazon. А в 2016 году Grove начала производить собственные полностью натуральные продукты, которые уже обеспечивают проекту почти 50% продаж. В чем секрет успеха? Grove производит концентраты, которые оказываются дешевле в перевозке. Например, их очиститель для стекла имеет более высокую концентрацию и, соответственно, меньший объем: по размеру упаковка не больше тюбика зубной пасты. Основатели: Аугусто Мариэтти (гендиректор), Марко Палладино Привлеченные инвестиции: $71 млн Выручка за 2018 год: $5 млн Ведущие инвесторы: Andreessen Horowitz, CRV, Index Ventures, New Enterprise Associates Kong предоставляет доступ к API компаний (код, который разработчики используют для создания приложений) и отслеживает, как часто они применяются. 31-летний Аугусто Мариэтти и 30-летний Марко Палладино создали компанию в гараже в Милане, где оба учились в университете, и постоянно летали туда-сюда в Кремниевую долину в поисках инвесторов. «Нам тогда едва хватало денег на еду. Мы явно похудели, когда только начинали», — рассказывает Мариэтти. Сейчас офис Kong находится в Сан-Франциско, у компании — 130 клиентов, включая SoulCycle, Yahoo Japan и WeWork. LATTICE Основатели: Джек Альтман (гендиректор), Ерик Кослоу Привлеченные инвестиции: $27 млн Выручка за 2018 год: $7 млн Ведущие инвесторы: Shasta Ventures, Thrive Capital О том, как корпоративная культура влияет на результаты работы, основатели Lattice — 30-летний Джек Альтман и 28-летний Эрик Кослоу узнали на собственном опыте во время работы в стартапе Teespring, производящем футболки. В 2015 году они решили создать свою компанию Lattice и выпускать программное обеспечение для управления персоналом. Технологии компании позволяют работодателям с помощью опросов сместить фокус с аттестации сотрудников на их карьерное развитие. Сегодня у Lattice — 1300 клиентов, включая Coinbase, Instacart, Slack и WeWork. «Сотрудники ищут в работе больше смысла, чем когда-либо прежде, и у них больше понимания собственных возможностей и наличия других предложений на рынке труда», — говорит Альтман. Lattice помогает работодателям лучше взаимодействовать с сотрудниками в таких условиях. NEXT TRUCKING Основатели: Элтон Чунг, Лидия Ян (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $125 млн Выручка за 2018 год: $46 млн Ведущие инвесторы: Brookfield Ventures, China Energy Group, Sequoia Проект NextTrucking осуществляет брокерские перевозки грузов, которые можно отслеживать онлайн. Компания основана супругами Элтоном Чунгом и Лидией Ян в 2015 году, офис располагается в Лос-Анджелесе. В то время как уже известные в США стартапы Convoy и Uber Freight перемещают грузы из пункта A в пункт B, Next Trucking фокусируется на перевозке грузов в «первой миле», т.е. перемещении товаров из порта на склад. «Первая миля намного сложнее всего остального пути, так как здесь в процесс вовлечены терминалы и порты», — говорит 38-летняя Ян. С 2016 года Next Trucking ежегодно удваивает выручку. В прошлом году оборот достиг $46 млн. По прогнозам Ян, в 2019 году оборот проекта составит $120 млн — помогут крупные контракты с ретейлерами Dollar General, Rite Aid и Steve Madden. PATREON Основатели: Джек Конте (гендиректор), Сэм Ям Привлеченные инвестиции: $166 млн Выручка за 2018 год: $35 млн Ведущие инвесторы: Freestyle Capital, Glade Brook Capital Partners, Index Ventures, Thrive Capital 35-летний Джек Конте до того, как стать предпринимателем, был музыкантом. Он хочет сломать стереотип о «голодных художниках», помогая творческим личностям получать постоянный доход. «Решение стать артистом не должно даваться сложно. Это должно быть словно жизнеспособной карьерный выбор», — говорит Конте. С помощью приложения Patreon артисты предлагают эксклюзивные впечатления в обмен на плату от подписчиков, или «покровителей». В числе пользователей Patreon — актриса и режиссер Исса Рей, основатель группы Humans of New York Брэндон Стэнтон и комик Хизер Макдональд. Суммарные выплаты пользователям к концу 2019 года могут превысить $1 млрд, рассчитывает компания. PROXY Основатели: Денис Марc (гендиректор), Саймон Ратнер Привлеченные инвестиции: $14 млн Выручка за 2018 год: $1 млн Ведущие инвесторы: Kleiner Perkins Приложение Proxy похоже на связку ключей в вашем смартфоне: оно дает вам доступ в любое здание, где вы зарегистрированы, избавляя от необходимости носить с собой традиционные пропуска и ключи. Это простая идея, но австралийцы Денис Марс (42 года) и Саймон Ратнер (39 лет) уверены, что ее потенциал еще не раскрыт. Среди клиентов Proxy — компании, занимающиеся коммерческой недвижимостью, в частности WeWork. Марс и Ратнер планируют доработать технологию так, чтобы ее можно было использовать для идентификации людей в сервисах каршеринга и на вечеринках. REDIS LABS Основатели: Офер Бенгал (гендиректор), Иифтач Шулман Привлеченные инвестиции: $147 млн Выручка за 2018 год: $50 млн Ведущие инвесторы: Bain Capital Ventures, Francisco Partners, Goldman Sachs, Viola Ventures В 2011 году израильские разработчики Офер Бенгал и Иифтач Шулман создали сервис быстрого доступа к базам данных. Сервис позволяет компаниям ускорить отклик на запросы в своих приложениях. Redis Labs использует так называемый NoSQL, альтернативную форму компиляции данных, которая быстрее традиционных моделей. Среди пользователей компании — служба быстрой доставки FedEx, платежная система Mastercard и другие корпоративные гиганты. Для быстрого масштабирования компания предложила бесплатную версию с открытым исходным кодом — это позволяет привлекать сторонних разработчиков. В 2013 году была выпущена платная версия — минимальная стоимость составляет $5 в месяц за гигабайт. «Если вы хотите быстро развиваться, то вам не обойтись без открытого исходного кода», — уверен Бенгал. REMITLY Основатели: Шиваас Гулати, Джош Хаг, Мэтт Оппенгеймер (генеральный директор) Привлеченные инвестиции: $312 млн Выручка за 2018 год: $80 млн Ведущие инвесторы: Bezos Expeditions, DFJ Venture Capital, Generation Investment Management, Naspers’ PayU, QED Investors, Stripes Group Remitly зарабатывает на денежных переводах, как и Western Union, но берет меньшую комиссию — 1,5% против 5% у гиганта рынка. Компания была создана в 2011 году Мэттом Оппенгеймером, который до этого работал в кенийском подразделении второго по величине британского банка Barclays. Основная цель Remitly — помогать жителям развитых стран (например, США или Австралии) дешево отправлять деньги в страны третьего мира — Мексику, Филиппины и др. Сегодня Remitly обслуживает 60 стран и обрабатывает переводы на $6 млрд в год — это около 1% от всех денежных переводов в мире. Уже сейчас стартап стал одной из крупнейших в мире финтех-компаний, ориентированных на мигрантов. В будущем Remitly планирует расширить перечень финансовых услуг и начать выдавать кредиты. RIGUP Основатели: Сюань Юн (гендиректор), Майк Витте Привлеченные инвестиции: $94 млн Выручка за 2018 год: $21 млн Ведущие инвесторы: Bedrock Capital, Фонд учредителей, Quantum Energy Partners В США работает почти 1000 буровых установок для добычи нефти и газа. Каждая из них требует участия десятков сервисных компаний и рабочих. Сюань Юн верит, что RigUp может сделать привычную систему подбора подрядчиков более эффективной. Стартап помогает подыскивать подходящих исполнителей из разных сфер: например, алмазодобытчиков и инженеров. RigUp предварительно проверяет работников и заказчиков и берет себе около 4% от стоимости каждого контракта, заключенного через его онлайн-платформу. Юн не переживает насчет того, что машины захватят нефтяную сферу: по его словам, даже при развитии искусственного интеллекта спрос на «живую» рабочую силу будет сохраняться. «Ведь разнарядки до сих пор подписываются на бумаге», — отмечает Юн. ROTHY’S Основатели: Стивен Хоторнтвейт, Рот Мартин (и.о. гендиректора) Привлеченные инвестиции: $42 млн Выручка за 2018 год: $140 млн Ведущие инвесторы: Goldman Sachs, Lightspeed Venture Partners Основатели компании — Рот Мартин, бывший владелец художественной галереи, и Стивен Хоторнтвейт, в прошлом — инвестиционный банкир. Их жены жаловались на то, что не могут найти стильную и удобную обувь. Тогда предприниматели решили запустить собственный бренд и делать обувь из трикотажа и переработанных пластиковых бутылок. На третий год работы выручка от продажи обуви Rothy’s достигла $140 млн. SIGNALFX Основатели: Филипп Лю, Картик Рау (гендиректор) Привлеченные инвестиции: $179 млн Выручка за 2018 год: $25 млн Ведущие инвесторы: Andreessen Horowitz, CRV, General Catalyst, Tiger Global Management SignalFX контролирует облачную инфраструктуру крупных компаний в режиме реального времени. Среди клиентов стартапа — компании Yelp, Shutterfly и HubSpot. Компанию в 2013 году основали 41-летний Картик Рау, который раньше работал в технологических стартапах LoudCloud и VMware, и бывший разработчик Facebook, 51-летний Филипп Лю. В то время как конкуренты запрашивают данные о возможных багах облачной системы каждые две-три минуты, SignalFX предупреждает пользователей о возможной аномалии за 2-5 секунд до «катастрофы». «Разница между получением надежных оповещений за считанные секунды или за считанные минуты заключается в том, чтобы вы либо можете беспрепятственно решить проблему, либо все ваши пользователи уже пожаловались в Twitter», — говорит Рау. SYNTHEGO Основатели: Пол Дабровски (гендиректор), Майкл Дабровски Привлеченные инвестиции: $157 млн Выручка за 2018 год: $20 млн Ведущие инвесторы: Founders Fund, 8VC Технология генного редактирования Crispr дал толчок развитию нового рынка продуктов, появившихся благодаря дешевому и простому методу редактирования ДНК. Synthego решил заработать на этой «золотой лихорадке», продавая генный эквивалент кирок, лопат, карт и других инструментов, позволяющих эффективнее создавать новые продукты в этой области. Готовые к использованию наборы Synthego ускоряют работу исследователей как в частном секторе, так и в научно-исследовательских институтах — в том числе, помогая в разработке новых методов лечения. Основатели, братья Пол (34 года) и Майкл Дабровски (38 лет), раньше работали инженерами в компании SpaceX Илона Маска. Теперь они применяют свой опыт и инновационное мышление в сфере биотехнологий. TRUEPILL Основатели: Умар Африди (гендиректор) и Сид Вишванатан Привлеченные инвестиции: $13 млн Выручка за 2018 год: $48 млн Ведущие инвесторы: Initialized Capital Truepill — это своего рода Amazon в мире аптек. Если человек заказывает в интернете, например, противозачаточные средства Nurx или шампунь от выпадения волос Hims, то, скорее всего, оформит и привезет этот заказ Truepill. Стартап был основан в 2017 году фармацевтом Умаром Африди и выходцем из Johnson & Johnson Сидом Вишванатом. Предприниматели увидели растущий тренд на цифровизацию аптек и начали активно работать с конечными потребителями — клиентами аптек. Сейчас основатели планируют выходить на b2b-рынок и зарабатывать на корпоративных клиентах. VERKADA Основатели: Бенджамин Беркович, Филипп Калижан (гендиректор), Джеймc Рэн, Ганс Робетсон Привлеченные инвестиции: $59 млн Выручка за 2018 год: $20 млн Ведущие инвесторы: First Round, Meritech, Next47, Sequoia Пока другие стартапы занимались технологиями умного дома, Verkada меньше чем за два года разработала новую систему слежения и ворвалась на рынок с заманчивым предложением для крупных предприятий, муниципалитетов и школ. Основанная на облачных технологиях, система предполагает гибрид ПО и «железа» и позволяет хранить данные и управлять потоками всей видео-информации через облако, а также делиться ей. Компания, основанная тремя выпускниками Стэнфорда и бывшим соучредителем Meraki («облачного» стартапа, выкупленного Cisco), в 2019 году подписала контракты на более чем 1000 камер слежения с администрацией города Мемфис, с производителем электронных сигарет Juul Labs и с школьным департаментом города Ньютаун, где в 2012 году произошло массовое убийство в начальной школе «Сэнди-Хук».