На месте ВДНХ стоял табор, а колонны по ночам плачут? Мифы и легенды главной выставки страны
Вокруг ВДНХ, отметившей 80-летний юбилей, ходит множество слухов и мифов. Историк архитектуры и специалист по восстановлению ВДНХ Борис Бочарников рассказал «360» о необычных нюансах, которые гораздо интереснее любого вымысла. А еще развенчал некоторые из существующих о выставке легенд. Как и любой крупный городской объект, ВДНХ окружена мифами и легендами. Одна из них — о ротонде у павильона «Культура» (ранее «Узбекистан»). Считается, что ее колонна символизируют 40 жен падишаха, оплакивающих потерю своего супруга, и поэтому по ночам она «стонет». Обычно такие истории придумывают из-за изящности, необычности и красоты скульптур и сооружений. Но исторические факты, связанные со строительством и реконструкцией выставки, по мнению Бочарникова, гораздо любопытнее легенд. Чехарда фонтанов Источник фото: официальный сайт мэра Москвы Раньше на месте одного из главных символов ВДНХ — фонтана «Дружба народов» — находились детское кафе и несколько деревянных павильонов. Во время послевоенной реконструкции, в 1952 году, их снесли — там хотели разместить памятник Сталину. А главный фонтан выставки начали строить возле павильона «Украина» (сейчас «Земледелие»). Позднее монумент решили не устанавливать, разместив на площади еще один фонтан. В итоге уже строящийся фонтан «Дружба народов» перенесли от «Украины» к главному павильону, а на его месте возвели «Каменный цветок». «Сам фонтан „Дружба народов“ тоже должен был быть другим. Скульптуры должны были быть керамическими. Вероятно, частично мозаичными. Но в результате его просто удешевили, отлив фигуры из бронзы и позолотив», — рассказал Бочарников. Между «Россией» и «Украиной» Источник фото: официальный сайт мэра Москвы Любопытна история павильона «Россия». 1952 году выставку посетил маршал Клим Ворошилов и поинтересовался, почему нет павильона с таким названием. «И тогда уже построенный павильон Черноземья был оформлен под экспозицию РСФСР», — рассказал Бочарников. То же касается и 300-летия воссоединения Украины с Россией (отмечали в 1954 году), в честь которого для выставки изготовили обелиски. Их поставили возле павильона «Украина». А вместо витража здания с профилями Сталина и Ленина мастера экстренно изготовили другой с изображением Переяславской рады. В павильоне «Армения» (ранее «Сибирь») находятся две красивейшие вазы, изготовленные на Петергофской гранильной фабрике в честь 300-летнего юбилея воссоединения Украины с Россией. По ошибке считается, что раньше они стояли в павильоне «Украина». На самом деле — в «России». Табор уходит с ВДНХ А вот историю о том, что до появления выставки на этом месте выступал Выездной волостной цирк, Бочарников назвал грубым вымыслом. «На будущей территории ВДНХ никогда там никаких таборов и циркачей не было. Хотя эта зона всегда была малозаселенная, ее хотели всегда застроить чем-то», — сказал он. То же касается и легенды о карте Солнечной системы, которую якобы зашифровал в плане выставки первый главный архитектор Вячеслав Олтаржевский. Распространившаяся в интернете схема, якобы подтверждающая эту легенду, на самом деле была сделана после отстранения Олтаржевского и отправки его в лагеря. «Бункер Сталина» под Главным павильоном ВДНХ на самом деле не что иное, как бомбоубежище в полуподвале. А вот контрразведчики, по словам Бочарникова, на ВДНХ и в самом деле были. Во время войны неподалеку от Музея кино (ранее павильон «Водное хозяйство») располагалась разведшкола НКВД.