Отбелить зубы и закрасить лысину за 15 минут. Как LookMe зарабатывает на обработке фото по модели Uber
— Расскажите про ваш продукт. — Раньше с Photoshop могли работать только специалисты. Потом случился бум фоторедакторов. Сегодня многие задачи по обработке уже закрывают ИИ-алгоритмы. Но из-за того, что на фотографиях разный фон, а у людей различаются представления о прекрасном, остается запрос на ручную обработку изображений. Эту нишу мы и пытаемся закрыть. Наше приложение LookMe соединяет желающих обработать свои фотографии с профессиональными фоторедакторами и работает по принципу Uber: заказчик составляет техническое задание, а платформа распределяет его среди исполнителей, которые обрабатывают фотографии в Photoshop. Alpha-запуск состоялся в конце ноября 2018 года. Стоимость одной обработки составляет от 41 до 300 рублей. Целевая аудитория проекта — Россия, Европа и Америка. В этих странах, особенно в столицах, заплатить около доллара за обработку фотографии — не проблема. Приложение доступно на 22 языках. Сейчас мы на стадии активной разработки работоспособного core-продукта, который будем развивать. — Как пришла идея приложения? — Я по профессии финансист, но мое хобби — запускать ИТ-проекты: у меня даже в телефоне есть папка, куда я собираю идеи. LookMe делаю параллельно с основной работой. Поэтому при выборе было важно три критерия: чтобы я мог заниматься стартапом в нерабочее время; была понятная бизнес-модель и достаточный рынок для развития. LookMe — осознанный математический выбор. С активным ростом социальных сетей спрос на обработку фотографий растет галопирующими темпами. По нашим оценкам, 68% фотографий, которые вы видите в интернете, подвергаются какому-то улучшению. Мы проанализировали рынок: выгрузили из Google Play статистику по скачиваниям и все отзывы на приложения, которые занимаются фотообработкой. Оказалось, что 12% людей оставили негативные отзывы или поставили им низкую оценку. Из этого сделали вывод, что рынок не удовлетворен и потенциальный его объем только среди владельцев устройств на Android составляет не менее 260 млн человек. App Store статистики по скачиванию не раскрывает. Из-за невозможности оценки объема рынка среди владельцев iPhone мы решили подойти к ней консервативно и предположили, что это всего 50% от аудитории Google Play или еще 130 млн человек. Иностранные инвесторы говорят, что проект не станет «единорогом». Но это осознанный выбор, так как мы настроены на долгосрочный стабильный бизнес. Даже по консервативным расчетам наш проект оказывается прибыльным. — Кто его аудитория и сколько у него пользователей? — Мы таргетируем продукт на активных пользователей социальных сетей, в первую очередь инстаграма. Совокупно его уже скачало более 15 тысяч человек, которые обработали уже более 5 тысяч фотографий. Приложение вошло в топ App Store в странах СНГ и Балтии (например, в Белоруссии даже поднималось до седьмого места в своей категории). — Насколько сервис востребован в эпоху бодипозитива? — Тренд на желание стать красивее и лучше есть всегда. Бодипозитив, мне кажется, просто хайп. Каждый новый тренд — желание и способность бизнеса окучить новый сегмент аудитории. Есть группа, для которой бодипозитив стал модным, для нее и делают рекламу. Работая с полярными группами — либо с теми, кто пропагандирует бодипозитив, либо с теми, кто регулярно ходит в зал — бренды лишь увеличивают свою прибыль. — Как монетизируется приложение? — Само приложение бесплатное, обработка фотографий — за деньги. Пока в день приходит 5-30 заказов. В недалеком будущем хотим выйти на тысячу ежедневных заказов. Средняя стоимость одной обработки ожидается в районе 70 рублей. Комиссия Apple составляет 30%, редакторы зарабатывают в среднем 26 рублей за одну обработку. Таким образом операционная прибыль сервиса составляет около 23 рублей с одной обработки. Потенциальная прибыль мирового рынка в нашей нише составляет 21 млрд рублей в год. LookMe в цифрах 5-30 заказов в день 70 рублей — ожидаемая средняя стоимость одной обработки 23 рубля — операционная прибыль сервиса с одной обработки 15 тысяч скачиваний 5 тысяч обработанных фото — Можете раскрыть показатели, если уже зарабатываете? — В рекламу мы еще не вкладывались, но график прибыли красивый — прямая линия градусов под 60. Но по факту выручка пока очень маленькая — в среднем около 4 долларов в день. При этом заметна сильная разница в конверсии пользователей, которые скачали приложения, в тех, кто сделал покупку, по странам. Например, в Европе на 100 скачиваний приходится 5 покупок, в США 7 покупок, а в Белоруссии этот индекс будет в 10 раз меньше. Несмотря на то, что из-за нее мы вышли в топ, финансово покупок там практически не было. — Кто ваши конкуренты? — В целом сейчас на рынке уже существует большое количество автоматических и полуавтоматических фоторедакторов, при этом ниша маркетплейсов по обработке фотографий на текущий момент заполнена не сильно. Наиболее удачным конкурентом в данном направлении является приложение Retouchme. Также есть ряд, на мой взгляд, более слабых международных проектов, таких как Retouchify, RetouchBody, ProRetouch и другие. Но функциональность и удобство для пользователя их командам ещё предстоит сильно улучшить. — Чем вы отличаетесь от остальных? — Особенность нашего приложения заключается в выстроенном внутреннем механизме по контролю исполнения заказов. Лучшим гарантом нашей работы является готовность бесплатно дорабатывать заказы, когда клиенты оценивают результат меньше чем на 5 баллов. — На какие средства развивается проект? — LookMe — первый стартап, который я основал самостоятельно и на свои деньги. Сейчас ищем инвестора. В частности, средства нужны на маркетинг. Думаю, чтобы протестировать все наши гипотезы и в том числе запустить собственный искусственный интеллект по обработке фотографий, понадобится 30 млн рублей. — В каком виде заказчик составляет техническое задание? — В приложении есть набор опций, из которых можно выбрать. Например, отбелить зубы, сделать идеальную фигуру, закрасить лысину. К стандартизации заказа мы ушли умышленно, так как сделать качественно при формулировке «Сделай мне красиво» невозможно. Так ты не понимаешь, чего от тебя хотят, а «красиво» у всех разное. И мерила пока нет. Заполненное техзадание уходит редактору. У редактора есть инструкция, на что реагировать, на что нет — шуточные заказы мы не берем. — Скорость обработки одной фотографии? — При условии нормального потока клиентов и постоянного нахождения в онлайне фоторедактор должен укладываться в 15 минут. — Насколько охотно человек готов доверить обработку своего фото человеку на удаленке, с которым не знаком? — Политика конфиденциальности предупреждает обо всех рисках. Мы как сервис никому не передаем данные, но так как фотографии в итоге обрабатывают живые люди-фоторедакторы, мы предупреждаем, что при отправке фотографий все риски клиент берет на себя. Думаю, в нашем мире открытой информации для большинства людей это уже не проблема. — Сколько фоторедакторов уже работает с вами? По какому принципу? — Шесть фоторедакторов. Работа удаленная, график свободный. При условии, что на обработку одной фотографии уходит 10-15 минут, человек работает 8 часов 22 рабочих дня и в месяц делает около 1000 обработок, его доход может составить около 25 000 рублей. Фоторедакторы заходят на платформу и берут заказ. Чтобы фоторедактор всегда был доступен онлайн, мы привлекаем людей из других часовых поясов. Так, у нас уже появился редактор в Казахстане. — Как платформа контролирует время и качество работы фоторедакторов? — У фоторедактора есть кабинет — рабочая область с кнопкой «Взять заказ». Нажав на нее, он получает изображение, обрабатывает его и возвращает. В мастер-админке я вижу, когда редактор взял заказ, сколько над ним работал, когда вернул и какую оценку получил. К этому привязано его вознаграждение. Обычно оценку ставят процентов 20-30% клиентов, из них 80% довольны. Клиент, который поставил меньше пяти звезд или которому что-то не понравилось, заполняет форму обратной связи, и изображение уходит обратно на бесплатную доработку. — Планируете ли расширять команду фоторедакторов? — Пока хватает тех, кто есть. А набрать людей — не проблема. Профессия фоторедактора немного умирает. Количество обучившихся очень большое, рынок перенасыщен. За неделю команду можно расширить до ста человек, были бы заказы. Так, чтобы набрать первых людей, мы сделали пост на популярном сайте для фрилансеров — и только за один вечер получили 67 откликов. — Сколько человек работает в вашей команде? — Не считая фоторедакторов, в нашей команде четыре человека: я, технический директор (CTO), который отвечает за разработку, менеджер, который помогает структурировать работу с редакторами, и человек, который будет развивать b2b-направление. Также есть команда программистов. Кто-то на окладе, кто-то в доле. — С какими основными сложностями вы столкнулись за время работы над проектом? — Основная сложность — команда. Были проблемы с разработчиками: фрилансеры могут начать и бросить, делать некачественный продукт. Непросто найти близких по духу людей, готовых работать в выходные. Проще найти тех, кто сделает все за много денег. Но на старте больших сумм нет, поэтому приходится искать единомышленников, готовых работать за идею. Основная мотивация для текущих членов команды — перспективы. Еще одна проблема состоит в том, что обработанные фотографии хранятся в приложении и требуют большого серверного пространства. Мы надеемся ее решить за счет помощи IBM. У них есть программа поддержки стартапов, по которой они могут дать мощностей на сумму до 10 000 долларов. Предложение поучаствовать в программе мы получили во время нашей акселерации в «Физтех.Старте». — Расскажите про опыт работы с акселератором «Физтех.Старт». — С апреля по июнь мы впервые участвовали в акселераторе. Я пришел с интересом — не знал, чего ждать. Могу сказать, что получилось однозначно полезно. Этот опыт послужил хорошим пинком для более активных действий. Самое интересное — вовлеченность трекера, который на время акселерации фактически стал членом команды, помог в структурировании продукта. Если в результате получится завязка с якорным инвестором — будет вау-результат. Сейчас общаемся с двумя возможными инвесторами. — Вы были участником нескольких крупных корпоративных проектов — каких? — Первый опыт я получил в проекте «100EGE» (впоследствии «Фоксфорд»). Алексей Половинкин тогда только начинал этот бизнес, и я в нем участвовал скорее как студент на подработке. Хороший опыт получил, когда работал в команде сервиса по изучению иностранных языков WordSteps (развивался параллельно с «ЛингваЛео»). Был финансовый проект в Таиланде — P2P-сервис, который так и не запустился из-за местного законодательства. Этот опыт очень помог. Понимаешь свои ограничения, начинаешь по-другому смотреть на рынок, идеи, причины провалов и успехов проектов, важность команды. — Какие у вас планы на будущее? — Сейчас тестируем альфа-версию, в июле появится бета-версия для iPhone с новым UI-интерфейсом и возможностью выбора силы обработки. Также скоро запустим приложение для Android с аналогичным iOS функционалом. Через год хотим получать около 10 000 заказов в день и выйти на мировой рынок. При таком раскладе годовая прибыль может достигнуть 80 млн рублей. В ближайшие два года планируем занять более 1% мирового рынка приложений по обработке фотографий и привлечь не менее 3 млн пользователей с чистой прибылью более 40 млн рублей в год. Еще мы хотели бы запартнериться с социальными сетями и сайтами знакомств. Образно говоря, чтобы у аватарок появилась кнопка «Получить индивидуальную обработку и повысить внимание к своему профилю на 20%». С партнерами готовы делится прибылью. Также мы планируем обучить собственную нейронную сеть и уже через полгода иметь первую версию приложения с автообработкой. Сейчас одна из ключевых проблем для построения ИИ-алгоритмов — данные для обучения. Преимуществом LookMe является то, что у нас эти данные появляются автоматически и бесплатно, притом уже размеченные, то есть в готовом виде, необходимом для обучения нейросети. И уже через полгода мы планируем наравне с нашим маркетплейсом получить нейросеть, которая также сможет осуществлять обработку фотографий по широкому спектру параметров.