Войти в почту

Выборгский музей-заповедник рассказал про становление Приморска

Жители Ленобласти, проживая на богатой территории, наполненной не только благами, но и событиями, должны иметь представление о становлении местных городов. Выборгский музей-заповедник изучил хронологию событий и рассказал, как Приморск получил статус города. Редакция ivbg.ru делится кратким содержанием информационной справки. Становление земель Территория, на которой расположен нынешний город Приморск, была освоена людьми еще во времена каменного века. В XII веке землями заинтересовались власти Великого Новгорода. В тот период в обособленном регионе Карельского перешейка проживали представители финно-угорского этноса. После строительства Выборгского замка в 1293 году территория Приморска, которая тогда называлась Бьёрке, перешла во владения к шведам. Это связано с тем, что Швеция и Новгород подписали договор о мире в Орешке. На территории Бьёрке началось активное развитие рыболовства, животноводства и мореходства, а также кораблестроения. Практиковались морские походы в Выборг, Нарву и Таллин. Согласно переписи населения за 1540 год, численность проживающих составляла около двух тысяч человек. В XVII веке город владел почти четвертью торгового флота Финляндского Герцогства. Местность Березовых островов, где расположен Бьёрке, стала использоваться шведским военно-морским флотом для остановок и пополнения запасов. XVIII - XIX века По итогам Северной войны территория перешла во владения Российской Империи. В силу вступила лоцманская служба. Земли использовались для строительных поставок и продовольствия в Петербург. С 1734 года был также осуществлен первый ввоз дров в столицу, что способствовало процветанию экономики прихода вплоть до 1766 года, когда ограничили дровяную торговлю. Тогда основные позиции заняли торговля камнем и рыбой. Стартовал период оживленного рыболовства. К 1830 году снова было разрешено вывозить дрова - 388 рейсов было совершено в Петербург. Во время Крымской войны пик деятельности местных жителей пришелся на гужевые перевозки между Выборгом и Северной столицей. За счет выгодного расположения - 100 км от новой российской столицы и 50 км от столицы «Старой Финляндии» – Выборга волость не коснулись несколько волн голода, затронувших северных соседей. Конец XIX - начало ХХ века Период от конца XIX до начала ХХ веков отличился расцветом туризма. Был популяризован морской путь из Санкт-Петербурга в Выборг через Бьёрке. Отметим, что в 1905 году в проливе Бьёрке-зунд, втайне от Министерства иностранных дел России, состоялись переговоры между двумя императорами: Николаем II и Вильгельмом II. В результате был подписан российско-германский договор, известный в истории как "Бьёркское соглашение". На побережье появилось множество причалов, откуда можно было добраться в Выборг, Уурас - нынешний Высоцк, Ремпетти - Глебычево и в Петербург. Тогда же открылись несколько пароходных компаний, между которыми появилась большая конкуренция. В день пускали десятки рейсов и небольшими интервалами движения. Торговая морская оживленность способствовала тому, что 1896 году началось строительство государственного порта. Более удобную доступность к Койвисто, как тогда именовалось Бьёрке, подняло строительство в 1916 году крупного транспортного узла железной дороги из Койвисто в Терийоки - нынешний Зеленогорск. После Октябрьской революции 1917 года и признания независимости Финляндии, земли перешли о владения к финнам. Койвисто продолжил развиваться как значимый морской порт и важный транспортный узел страны. В 1924 году построили две пристани: главную каменную и деревянную. Также соорудили железную дорогу, соединяющую поселок с Выборгом. Организованный порт стал центром развития Койвисто. С его помощью производился экспорт леса и пиломатериалов из ладожской Карелии и со всего Карельского перешейка, а также импорт каменного угля и других промышленных. В 1930-е года в поселке работали железнодорожный и автобусный вокзалы, телеграфная станция, почта, таможня, полиция, лоцманская станция, аптека и больница, гимназия, две народные школы, правление сельской общины, культурно-досуговый центр, управление коммунального хозяйства, Сберегательный и Народный акционерный банки, винно-водочная компания, консервный завод, несколько лесопилок, рестораны, кафе и множество магазинов – хлебный, мясной, рыбный, кондитерский, шляпный и текстильный, промтоварный магазин и магазин готовой одежды, торговые залы в районе вокзала. Советско-финляндская война 1939-1940 годов В ходе советско-финляндской войны, которая продолжалась 105 дней, поселок превратился в груду обломков. 12 марта 1940 года согласно заключенному миру вошел в состав Советского Союза. 1 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Койвисто переименовали в город Приморск, а в 1957 году стал частью Выборгского района Ленобласти. Первыми предприятиями советского Приморска стали рыбокомбинат и завод железобетонных конструкций. В окрестностях Приморска в 1950‒70-е года возвели научно-испытательные полигоны оборонной промышленности, за счет чего город стал территорией государственной важности. В 1959 году именно в нем проходили испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин». До конца 1990-х годов в Приморске существовал Научно-технический центр российской ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Королева. Там проходили испытания объединенной двигательной установки «Буран». Настоящее время Сейчас Приморск представляет собой застроенное в основном пятиэтажными типовыми домами городское поселение Выборгского района Ленобласти с населением в шесть тысяч человек. В городе имеются памятники и мемориалы героям Великой Отечественной войны, памятник «Крест и Парус», созданный в 1992 году по проекту скульптора Айлы Саало, уроженки старого Койвисто. Герб, утвержденный в 1995 году, представлен в форме щита, имеющего двухцветное поле, пересеченное волнообразной линией как символ морского города. Красный и голубой − цвета земель Выборгского уезда с XVIII в. На этом фоне − четыре золотых листа березы, символизирующих три острова Бьёркского (Берёзового) архипелага и его материковую часть. Авторы герба Ирина Колотова и Ирина Козырева. Старая кирха, строительство которой развернулось с 1902 по 1904 под контролем архитектора Йозефа Стенбекома, в 2019 году передана краеведческому музею. Отметим, что 1905 году император Николай II и императрица Александра Федоровна после посещения церкви оставили в дар 22500 марок, которые ушли на покупку органа. Что же касается промышленности, то с 2000 года морской торговый порт Приморск - конечная точка Балтийской трубопроводной системы и самый крупный порт по перевалке нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России.

Выборгский музей-заповедник рассказал про становление Приморска
© Ivyborg.ru