Ещё

Между роялем и роялти. Как Крутой превратил советскую эстраду в российский шоу-бизнес 

Между роялем и роялти. Как Крутой превратил советскую эстраду в российский шоу-бизнес
Фото: ТАСС
Без упоминания Игоря Крутого невозможен серьезный разговор о российской эстраде 1990-х. Один из самых востребованных и профессиональных сочинителей в области «взрослой» поп-музыки, амбициозный продюсер и стратег, он стал символом перемен, происходивших в зарождающемся отечественном шоу-бизнесе сразу после распада СССР.
Именно Крутой подвел черту под старой советской эстрадой как сферой «культурного обслуживания населения» и принялся конструировать новую — российскую — как область шоу-бизнеса. Нагляднее всего этот переход отражен на постановочных фото маэстро и в буклетах его дисков 20-летней давности: почти везде он неотличим от зрелого бизнесмена средней руки — галстук, пиджак, дорогие часы.
Он же свел воедино художественного руководителя ансамбля, администратора, аранжировщика и пианиста, чтобы стать первым в стране по-настоящему крупным универсальным продюсером со связями. Если угодно, поставил знак равенства между роялем и роялти, нотами и банкнотами.
Ангел-хранитель
По нынешним меркам пианист-самоучка Игорь Крутой пришел к большому успеху неслыханно поздно. Когда никому не известный спел «Мадонну» на музыку Крутого, последнему было уже 33 года. Тогда же, в 1987-м, у композитора вышла первая мини-пластинка на «Мелодии». В следующие десять лет Крутому удалось собрать вокруг себя самых популярных отечественных артистов и незаметно подменить отчетные концерты «Песни года» и «Золотого граммофона» своими творческими вечерами. Сначала песни Крутого исполняли , , , и , позже — , и . Ради Крутого чуть ли не все суперзвезды российской эстрады впервые собрались не в эфире «Голубого огонька», а в его песне «Ангел-хранитель». С тех пор такой чести больше не удостаивался ни один автор-песенник.
Ореол славы Крутого приводил в студию даже тех, кто сроду не пел, например писателя-сатирика . В середине 1990-х Крутой запел сам. Исполненный в дуэте с Ириной Аллегровой «Незаконченный роман» звучал настолько убедительно, что народная молва тут же поженила видного композитора с «шальной императрицей», готовой, как известно, тучи развести руками.
Композитор эпохи
Как мелодист Крутой работал в русле шлягеров  — деликатных и запоминающихся клавишных переборов в среднем темпе. Они идеально ложились на слух, их по-прежнему легко напевать, под них не стыдно пригласить на танец. Однако в отличие от старшего коллеги Крутой не отталкивался от джаза и регтайма и вообще не слишком оглядывался на музыкальный канон. Ему, очевидно, претила любая форма «утяжеления» исходных мотивов и сама мысль о нахождении в тени великих мастеров.
В лучшем случае Крутой опирался на общепринятый образ признанного эстрадного композитора (черный рояль, рядом певица в вечернем платье), но не более того. Ни в интервью, ни во время концертов Крутой не отсылал публику к гениальным предшественникам или хотя бы учителям. При всей его тяге к задумчивым минорным аккордам он не ставил себя в ряд с Таривердиевым или даже Пахмутовой, не говоря о классиках вроде Моцарта или Шопена. В этом была своя логика. Технически сочинения Крутого укладывались в сборник упражнений по сольфеджио, мелодии были обрывочны и скудны на идеи. Но что с того, если он умел передать главное с помощью пяти клавиш?
В конце концов, за Крутым стояла советская школа композиторского образования, консерватория и, что не менее важно, халтура в провинциальных ресторанах в годы юности. Именно это сочетание академической выправки и знания теории, вовремя забытой в угоду обывателю, и сделало его тем, кем сделало. Народным артистом.
Академия Крутого
Авторитет и влияние Крутого не могли не привести его на телевидение, и в первую очередь — в музыкальные проекты. Главным из них стала «Фабрика звезд», закончившаяся, впрочем, для композитора и продюсера неудачно. Публичный конфликт с руководством Первого канала вылился в холодную войну и закономерный отказ от трансляции международного фестиваля «Новая волна» в Юрмале, организованного Крутым в 2002 году. Позже он создал аналог конкурса, но уже для начинающих артистов — «Детскую Новую волну», а затем и вернул расположение Первого канала.
Логичным продолжением усилий по поддержке юных дарований стала открытая Крутым Академия популярной музыки — частного образовательного центра для подготовки певцов, композиторов, танцоров и музыкантов. На данный момент академия представлена в восьми городах России.
Ничем подобным не могут похвастаться главные конкуренты Крутого конца 1990-х — продюсеры и композиторы , и .
Уход в классику
В стороне от внушительной дискографии маэстро находятся сборники «Без слов» — начатые на рубеже веков записи инструментальных композиций Крутого. По его словам, это была вынужденная реакция на нехватку на сцене новых масштабных авторов и исполнителей: сочинять стало не для кого. На удивление критиков первый диск разошелся тиражом в сотни тысяч экземпляров и оказался вполне самодостаточным: Крутой смог обойтись без вокала (даже своего собственного), эффектных артистов и тяжелой ротации. Она не была абстрактной, как его же работы для кино, и содержала куда больше идей, чем заставки для рекламы или телепередач.
С другой стороны, лишенная лирики фортепианная музыка Крутого напоминала эскизы. Композиции длились по пять-шесть минут и казались пустыми рекламными щитами, ожидавшими заказчика. В них был определенный лоск, но им, что вообще свойственно их автору, не хватало искры и полета. Эта музыка не возвышала, не очищала и, будем откровенны, не слишком увлекала. Осторожный, в меру виртуозный и предельно аккуратный салонный рояль для кафе и презентаций: баллады, джаз, классика. Другое дело, что тогда такой тип музыки только входил в моду, и Крутой сорвал куш.
На последних дисках «Без слов», которые все чаще хочется назвать «Без комментариев», звучали обезжиренные «лаунж-обработки шедевров мировой классики»: Чайковский, Бетховен, Шуберт, Бах и другие.
К этому времени, в конце 2000-х, Крутой переключился с мельчавших на глазах эстрадных певцов на оперных колоссов и записал двойной диск с симфоническим оркестром в паре с . Затем были и Юсиф Айвазов. Вышли совместные диски с Ларой Фабиан и . Сейчас маэстро активно работает с феноменальным певцом из Казахстана Димашем Кудайбергеном.
В начале 2019 года выпустил клип-посвящение «Крутой» с участием композитора, собравший на данный момент свыше 26 млн просмотров.
Юбилейные концерты по случаю 65-летия Игорь Крутой по традиции проведет в Москве зимой.
Я больше не могу: звезда Playboy идет в президенты страны
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео