Пепперштейн и колокольный звон: большой гид по фестивалю современного искусства «Форма»

В эти выходные на «Флаконе» пройдет фестиваль современного искусства «Форма»: 2 дня, 6 сцен с музыкой, перформансами, инсталляциями и театром и более полусотни артистов. Составили для вас подробный гид по мероприятию, чтобы точно не заблудиться. Деление сцен по жанрам на фестивале достаточно условно: все артисты, которых собрали организаторы, и приглашенные кураторы находятся на стыке нескольких видов искусства. Так, в лайнапе Главной сцены, которой руководит музыкант и основатель лейбла Stop the Silence Виталий Зимин, собрались гаражные рокеры Black Lips, чьи полные драйва выступления граничат с перформансом (собственно, вся рок-традиция подразумевает эксцентричность и яркий образ исполнителя), образец постмодернистской поэзии группа «Есть Есть Есть» и проект angelic milk, соединяющий психодел «Вудстока» и кэмпа. Самое важное событие Главной сцены запланировано на вечер второго дня: совместная постановка хореографа Максима Диденко, Владимира Варнавы, эстетских авант-рокеров Shortparis, художников Павла Семченко и Олега Михайлова и студий «Сила света» и «СЕТАП». Все вместе называется театрально-музыкальным перформансом «Коллайдер» с участием сотни танцоров. Программа Второй сцены расщеплена еще больше: ее выступающие творят в жанрах поэзии, экспериментальной музыки и перформанса. Куратор Денис Смагин собирается искать новый миф и исследовать поэтику современного искусства. Проще говоря, забыть о трактате Аристотеля и наблюдать за тем, как прямо сейчас художники, музыканты, театральные деятели меняются ролями и создают новые формы творчества. Петр Мамонов представит шоу «Как я читал святого Исаака Сирина», которое сам называет «действием-молитвой»; Павел Пепперштейн станцует с балеринами в перформансе «Волк и восемь козлят»; художник Валерий Чтак, чьи работы есть в коллекции Третьяковки, отыграет концерт с музыкантами Sthow’s Seths – группы, которая никогда не репетирует и исполняет исключительно импровизации. Философов и интересующихся «Форма» приглашает посмотреть на коллаборацию пионера японского видеомэппинга Тошихиро Сахаи и скульптора Акихито Окунаки. Нельзя пропустить выступление «отца гей-шансона» Александра Залупина. Если вы не знакомы с творчеством музыканта, считайте, что блеснуть знанием современной культуры в новой компании не получится. На Александра надо идти, так как его творчество не ограничивается определением Google «авангардный джаз». Третья площадка многообещающе названа «Успех». Под ним куратор Игорь Сухов подразумевает независимость от чужого мнения и искренность, а его цель – создать атмосферу вашего любимого андеграундного бара, где можно пускаться во все тяжкие. Выступают: инди-рок-пост-панк-ребята Bicycles for Afghanistan, которые любят цитировать Бродского, отвязный нойз-панк «Назарбаев Террор Машин», рок-н-ролльщики «Поспишь потом» и еще много коллективов, которые будут петь, кричать, ругаться, танцевать, заводить, провоцировать и иногда даже блеять (см. «Суперкозлы»). Молодость – она такая. Сцена новой музыки, наоборот, будет напоминать скорее интеллигентный трип: современная академическая музыка, электроника с акустикой будут сменять друг друга и звучать вместе в исполнении дуэта Тео Набихта (контрабас-кларнет) и Джона Хеилброна (контрабас). Московский ансамбль современной музыки усилит гипнотическое впечатление от площадки композициями на низких частотах. Театральная сцена неожиданно представлена клоунадой. Clown Bits – моноспектакль Александра Бянкина состоит из песен о бренности бытия и вызывает чувство на грани экзистенциального ужаса и гомерического хохота (что, впрочем, только подтверждает жизненность его абсурдистской бытовой поэзии). «Пост + трансформатор + угол» – молчание на заданную режиссером-лауреатом «Золотой маски» Всеволодом Лисовским тему. От академического театра он оставил только его основу – актера и зрителя, и оказалось, что этого действительно достаточно для полноценной постановки. На «Площадке» пройдет, наверное, самое необычное представление «Формы» – импровизированный мастер-класс по игре на колоколах от Александра Чайки. Он как минимум интригует и наверняка может сбить с толку, почувствовать себя неуютно из-за всех прилагающихся коннотаций. Однако дайте себе шанс и попробуйте разобраться в сложной метафизике звона. Фестиваль «Форма»: 27 и 28 июля, "Флакон Север". Расписание и билеты.

Пепперштейн и колокольный звон: большой гид по фестивалю современного искусства «Форма»
© Harper’s Bazaar