Войти в почту

«Русский Amazon уже заработал»: как изменится маркетплейс «Беру» и довольны ли им Сбербанк и «Яндекс»

В последние месяцы «Яндекс.Маркет» и «Беру» несколько раз оказывались в новостях. Сначала другой крупный российские интернет-магазин Wildberries обвинил «Яндекс» в нечестной конкуренции (по запросу «Wildberries» в выдаче поисковика появился «Яндекс.Маркет»). Потом сайт The Bell сообщил о готовящемся «разводе» акционеров маркетплейса. По данным издания, причиной разногласий стали слабые результаты проекта. И наконец, стало известно о готовящейся корректировке бизнес-концепции «Беру». Первый вопрос про Wildberries, которая заподозрила «Яндекс» в недобросовестной конкуренции. Что случилось? Понятия не имею. То есть в этой истории вы не разбирались. Мы в «Маркете» с этим не разбирались, но активно разбирался «Поиск» (мы — отдельное подразделение). По-моему, вопрос решили. Довольны ли Сбербанк и «Яндекс» своим СП? The Bell со ссылкой на пять собеседников, близких к Сбербанку и «Яндексу», сообщил в июле, что обе компании недовольны своим партнерством в онлайн-ретейле. Издание называет несколько причин недовольства. Одна из них — невыполнение маркетплейсом «Беру» поставленных на первый год KPI. Какие KPI стояли перед маркетплейсом и выполнил ли он их? Наша задача — быстро расти, наращивая ассортимент и лояльную клиентскую базу. Сейчас на «Беру» мы имеем более 200 000 SKU (в переводе — «складская учtтная единица». — Forbes), 1 млрд рублей оборота и около 8 млн клиентов в месяц. Свои KPI мы выполняем. Вторая причина недовольства — якобы отсутствие сильного лидера в СП «Яндекса» и Сбербанка. Звучали ли подобные претензии во время встреч руководства или в деловой переписке? Таких претензий к нам не было. Мы собрали отличную команду на рынке, и я ей горжусь. Акционеры, в свою очередь, также публично подчеркивали, что гордятся командой и нашими результатами. Из публикации The Bell также следует, что у партнеров разное видение продукта и участия сторон в его реализации. В частности, Сбербанк якобы хотел бы получить больше контроля за операционной деятельностью. Как сейчас Сбербанк участвует в управлении «Беру»? Наши акционеры, и «Яндекс», и Сбербанк, участвуют в управлении компанией в рамках совета директоров. Там принимаются важные решения про направления развития, M&A-сделки. Операционная деятельность — на мне и на топ-менеджерах компании, никто не вмешивается в этот процесс. Настаивает ли Сбербанк на том, чтобы платежи при расчетах на платформе «Беру» шли через него? Какая доля платежей на маркетплейсе сейчас идет через Сбербанк? Не настаивает, мы свободны в выборе поставщиков финансовых сервисов. Сейчас Сбербанк предоставляет нам эквайринг, выбрали его в рамках тендера, потому что получили лучшие коммерческие условия. Как в «Яндексе.Маркете» отнесутся к сделкам Сбербанка с сервисами Ozon или Avito, если таковые будут заключены? Сбербанк ведет переговоры с сотнями компаний, они могут покупать или продавать разные сервисы. На нашей операционной деятельности это никак не сказывается. Когда «Беру» станет прибыльным? Как вы оцениваете первые успехи «Беру»? Все действительно успешно. Думаю, что в этом году по обороту маркетплейс «Беру» войдет в топ-10 интернет-магазинов. У нас есть задача — войти в топ-3 очень быстро, за несколько лет. На какие-то цифры вы планируете к концу года выйти? Мы имеем оборот более 1 млрд рублей. Если просто умножить на 12, то получим некий минимум, который может быть. Плюс [увеличение продаж в] высокий сезон, плюс — развитие. А когда вы планируете на прибыль выйти? Все будет зависеть от того, насколько мы будем хотеть масштабироваться. Чем больше и агрессивнее мы будем расти, тем дольше у нас займет выход на прибыльность, потому что придется больше инвестировать. В целом, я думаю, на горизонте пяти лет мы выйдем на рентабельность, а дальше будем решать уже с акционерами вместе, [как быть дальше]. Пока у нас стратегия агрессивного роста. Из 30 млрд рублей, которые вы заявили как планируемые инвестиции, какую долю вы уже потратили? Не очень существенную долю, надо сказать. Деньги идут на 3-4 направления инвестиций. Это, безусловно, маркетинг, то есть привлечение аудитории. У нас есть великолепные акционеры, наши партнеры — это «Яндекс» и Сбербанк, и у нас есть интеграционные проекты с ними. Мы, например, сотрудничаем с «Яндекс.Плюсом», с программой Сбербанка «Спасибо». Это очень большой канал для привлечения. Программа покрывает миллионы человек. Второе — это технологии (разработчики, которые технологически строят бизнес). Технологии нужны для двух вещей. С одной стороны, для того чтобы правильных покупателей привлекать, чтобы рекомендовать клиентам те товары, которые им нужны. А с другой стороны, технологии нужны, чтобы правильно использовать инфраструктуру. Много примеров, когда фуры пустые едут назад со склада, а это затраты. Есть примеры, когда компании распыляют свой товарный запас по множеству складов, но это не тот товарный запас, который востребован в регионе, и получается, что рабочий капитал замораживается. В то же время есть пример Amazon, который в США на местные склады отправляет товар, зная, что их очень скоро закажут, потому что есть объективная аналитика. Такая аналитика очень важна для оптимизации цепочки поставок. Третье — построение инфраструктуры. Сейчас для развития электронной коммерции в России, действительно, не хватает инфраструктуры для логистики и это сдерживает рост и делает сервис не таким удобным для клиента. В прошлом и этом году мы открыли несколько логистических комплексов для маркетплейса «Беру», строим собственную сеть постаматов. Займется ли «Беру» трансграничной торговлей? Первые месяцы работы «Беру» как-то скорректировали ваше представление о том, на что надо тратить деньги? Да, конечно же. Мы постоянно обучаемся. Где существуют корректировки? Первое — это ассортимент. Наш плюс в том, что мы подходим к планированию ассортимента не как стандартный ретейлер, который смотрит внешние отчеты. У нас есть сервис «Яндекс.Маркет», где мы видим, что люди смотрят, что они хотят, на что они кликают, какие переходы они осуществляют. Мы стараемся скорректировать наш подход к ассортименту, исходя из больших данных. У нас великолепно развиваются категории детских товаров, электроники, FMCG. Но мы вносили корректировки в категорию крупной бытовой техники, потому что пока не нашли способ дешево возить крупногабаритные товары на дальние расстояния. Второе — это стоимость доставки. Здесь мы смотрим, куда хотим инвестировать и где открывать склады. Где-то имеет смысл инвестировать в открытие склада и «полечить» стоимость доставки местной логистикой, а где-то все равно не получится открыть склад. Другая большая история для нас — программа лояльности «Беру Бонусы». Это не просто скидки, мы строим умную платформу на основе машинного обучения, платформу, которая поможет нашим продавцам управлять и самим инвестировать в «Беру Бонусы». Чтобы не мы говорили, кому какой бонус дать, а чтобы это могли делать сами продавцы. Для них это инструмент работы с аудиторией и привлечением покупателей. Когда презентовали «Беру», первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис говорил, что планируется интеграция «Сбербанк-Онлайн» и «Беру». Она произошла? Да, запустили совсем недавно. Сейчас можно зайти на «Беру» при помощи Сбербанк ID. То есть можно без дополнительной регистрации стать покупателями на «Беру». Та интеграция, про которую вы говорите, подразумевает, видимо, что данные клиента Сбербанка с одной стороны и данные клиента «Яндекса» с другой будут передаваться третьей стороне. Не возникает ли тут конфликта? Нет, не возникает, потому что обе компании очень щепетильно относятся к персональным данным. Все происходит в абсолютно легальном поле. Могут ли «Яндекс.Маркету» и «Беру» быть полезны сервисы «Рамблера»? У компании «Рамблер» большой портфель сервисов. Уверен, что с кем-то из них у нас могут быть прекрасные партнерские отношения. Почему вы начали обсуждать возможность интеграции в маркетплейс «Беру» направления трансграничной торговли, на котором до сих пор специализировалась другая онлайн-площадка — Bringly? Bringly начал работать в ноябре 2018 года в формате бета-теста. Мы тестировали быструю и удобную доставку, подключали продавцов из разных стран, построили сеть логистических хабов. Мы поняли, как это работает и хотим лучшие решения интегрировать в «Беру». Таким образом мы даем возможность клиентам «Беру» видеть интересный ассортимент по хорошим ценам и даем доступ продавцам к маркетплейсу с большой аудиторией. Какие варианты интеграции рассматриваются? Сейчас речь идет про добавление топового ассортимента Bringly на «Беру». В первую очередь, речь идет про технику и электронику. Останется ли площадка Bringly? Площадка продолжит работу, у нее есть свои клиенты. А когда можно будет сказать, что «русский Amazon», по цитате Германа Оскаровича, заработал в полную силу? Уже заработал. Но нет предела совершенству и нам есть над чем работать. Как изменится интернет-торговля к 2030 году? Новость о том, что Alibaba Group, Российский фонд прямых инвестиций, «Мегафон» и Mail.ru Group договорилиcь о создании совместного предприятия в России, — со знаком плюс для вас? На мой взгляд, да. Правда, пока не до конца понятно, какой будет бизнес-модель [конкурента]. Мы ждем, что же будет делать эта новая организация. Судя по информации, которая прошла, там четыре акционера и два СЕО, любопытно будет понять, как эта история будет развиваться. Очень сложно управлять бизнесом, у которого много акционеров и еще два СЕО. Будем ждать других новостей, смотреть, как эта тема полетит. Но, на мой взгляд, и Mail.ru Group, и AliExpress, или Alibaba — это совершенно уникальные конкуренты. Я надеюсь, что конкуренция будет только на пользу покупателям, продавцам и всей экосистеме. Почему вы говорите, что не понятна бизнес-модель? Alibaba, AliExpress — площадки с устоявшейся бизнес-моделью. И поскольку именно китайцы будут основными игроками в СП, вероятно можно сделать предположение о его модели. Я пока не понимаю, где один плюс один будет три. Alibaba будет продолжать работать и развиваться в своем сегменте, это сомнений не вызывает. Вопрос в том, а что будет такого совместного, что сделает их бизнес еще более качественным, еще более интересным? Пока непонятно. Возможно, социальные сети. Может быть, какое-то региональное развитие. Мы тоже очень активно следим за трансграничным бизнесом. И что мы видим? Что потребности российских покупателей трансформируются. Мы видим, что потребитель насытился дешевыми товарами. Средний чек трансграничной торговли растет. Сейчас люди все больше и больше выбирают более качественные товары, не только из Юго-Восточной Азии, но из Европы, Израиля, Турции, Северной Америки. Это накладывает отпечаток на логистику. Сейчас логистика из Китая быстрая, стоит очень дешево, но если мы говорим, что надо привезти что-то из Турции, из Европы, из Германии, из США, то эта доставка стоит несопоставимо дорого. Мы с «Почтой России» пытаемся наладить именно такие трансграничные почтовые каналы, чтобы можно было уже не только дешевые товары из Китая получать, но и брендовые товары из других стран. Это будет еще один этап [развития интернет-торговли]. Другим этапом будут продукты питания. В начале в интернете продавались книги, диски, потом электроника, потом одежда. А следующие пять лет пройдут под знаком FMCG, товаров повседневного спроса. Никто пока не сделал это хорошо. Есть множество экспериментов. Мы делаем эксперименты, конкуренты делают эксперименты. В итоге сейчас в интернет-магазинах я могу собрать какую-то корзину, но за свежим молоком и помидорами все равно приходится куда-то ходить. Как только два, три, четыре игрока сделают услугу, которая позволит покупать все хорошего качества, уровень удобства интернет-покупок на порядок вырастет. Вы говорите, что меняются предпочтения россиян, им больше нравятся европейские товары, качественные товары. А не стоит ли ожидать, что вместе с этими товарами на российский рынок придут и какие-то крупные западные игроки вроде Amazon или его европейских конкурентов? Я считаю, что давно пора. Это было бы очень здорово, если бы пришли международные игроки, которые привнесли бы какие-то свои компетенции. Кто-то мог бы прийти сам, кто-то придет в партнерстве с каким-то локальным игроком. Но я думаю, что пока коллегам будет сложно решиться на такой шаг. Всех пугают 11 часовых поясов в России. Ни в одной стране такого нет. И если те или иные технологии у наших глобальных конкурентов и коллег присутствуют, то как обслужить 11 часовых поясов с не очень развитой инфраструктурой, они не знают. Думаю, что в течение какого-то периода они будут рассматривать наш рынок, искать партнёров и варианты правильного входа. Если будут интересные потенциальные варианты, мы готовы договариваться и заключать партнерства с ними. А не нужно ли защищать российский рынок сейчас от китайских интернет-площадок, а в будущем, может быть, от американских и европейских? Сделку, которую мы только что упоминали, также можно назвать защитой: в ней российский капитал объединяется с китайским, и это уже совместная история, совместное предприятие. Иностранные компании приносят технологии и деньги. А технологии — это то, что позволяет сэкономить, сделать что-то дешевле для покупателей, снизить цену либо, наоборот, сделать что-то быстрее, качественнее. Поэтому, скорее, нужно использовать эти лучшие практики и технологии, чем пытаться себя оградить и изобретать велосипед. Если говорить о повышении таможенных пошлин для трансграничного посылок, то пока это не сильно затрагивает бизнес. Сейчас средний чек около €20 евро, а не €200, которые будут лимитом. Что, как мне кажется, реально важно, так это то, что мы строим «Беру» как маркетплейс, который дает возможность мелким производителям сфокусироваться на том, что они умеют делать, то есть производить товары. А мы берем на себя то, что они делать не умеют: логистику, оплату, хранение, арбитраж и так далее. Это должно дать возможность нашим производителям производить здесь, а не зависеть от китайского импорта. Я думаю, что защита именно в этом заключается — не пошлинами оградить, а сделать так, чтобы облегчить жизнь российскому производителю. В мае Лев Хасис говорил о том, что IPO «Яндекс.Маркета» возможно на горизонте пяти лет. Согласны ли вы с этим прогнозом? Да, согласны. Обычно мы говорим следующее. Чтобы думать об IPO, нужно достичь определенных показателей. Это и темпы роста, и определенные размер. Делать IPO на маленьких цифрах смысла никакого нет. На биржу надо выходить, когда бизнес-модель доказана, она растет, масштабируется, либо уже прибыльна, либо близится к этому. Это как раз то время, в которое нужно привлекать дополнительные инвестиции. Я считаю, что у нас задачи менеджмента на три года в том, чтобы быстро, умно и качественно расти, догнать конкурентов, а после трехлетней отсечки мы уже будем думать о дополнительных инвестициях. Во сколько бы вы сейчас оценили весь бизнес «Яндекс.Маркета»? Это очень условная история. Мы были оценены в 60 млрд рублей год назад. За это время мы сильно выросли. Если бы мы сейчас выходили на рынок и привлекали оценщиков, это цифра была бы больше. Но конкретнее сказать сложно. Есть разные методики расчета. Реальная оценка может быть сделана на горизонте 24-36 месяцев, когда уже отлажены процессы и пройдены несколько годовых циклов. То есть в конце 2020 года можно будет сделать оценку. Интересует ли «Яндекс.Маркет» интеграция с инфраструктурой крупного оффлайн-ретейлера? Мы, конечно же, не можем сбрасывать со счетов такие возможности. Я верю, что ретейл будущего — это комбинация онлайна и оффлайна. У нас есть отличные навыки онлайна и первые шаги в строительстве оффлайн-экспертизы. У крупных торговых сетей есть, наоборот, великолепная экспертиза и оффлайновая инфраструктура. Соответственно, я не исключаю, что на горизонте пяти лет будут какие-то партнерства между онлайн-игроками и оффлайн-площадками. Но я верю, что для начала надо сделать много экспериментов на уровне коммерческих отношений, пробовать, экспериментировать. Если там будет синергия и совместный потенциал, то, да, это будет почва для уже акционерных партнерств. Мы будем пробовать договариваться с партнерами. У нас нет задачи с кем-то эксклюзивно дружить, мы открыты для сотрудничества с игроками на рынке и вообще верим в сетевой эффект. Чем больше коммерчески выгодных партнерств, тем больше возможность охватить правильную аудиторию. Уже начали переговоры о партнерстве с крупными оффлайн-ретейлерами? Пока не планируем, но если такое на горизонте появится, то, конечно, расскажем. То есть это перспектива ближайших месяцев, а, может, лет? Я думаю, что это перспектива 18 месяцев где-то, посмотрим. Ваш прогноз по развитию российского рынка онлайн-ретейла в ближайшие годы? Каков будет его объем, какие темпы роста? Я считаю, что рынок онлайн-торговли будет расти больше, чем на 30% год к году. Я считаю, что нам нужно, и есть потенциал, дойти до первой знаковой отсечки в 10% от всего рынка в ближайшие 2-4 года, а дальше брать уже 15-20%, но это, скорее, горизонт 5-7 лет. В целом розничный рынок растет на несколько процентов в год. Есть переток людей из оффлайна в онлайн, и он будет ускоряться благодаря развитию категории FMCG, продуктов питания, быстрой доставки, созданию сетей пунктов выдачи. Мы, например, открываем пункты выдачи в отделениях Сбербанка, потому что там большой трафик, люди могут получать свои заказы. Вот это как раз и будет драйвером. Чем больше конкурентов, чем больше мы будем в это инвестировать, тем быстрее будет развиваться интернет-торговля. Каким будет интернет-ретейл в 2030 году? И каково в нем будет место «Яндекс.Маркета»? Ретейл в 30-е годы… Это будет такая история, в которой есть шопинг для удовольствия, когда ты идешь, смотришь на витрины, получаешь удовольствие, отвлекаешься, ну, и если вдруг что-то понравилось, то покупаешь. Другой вариант шопинга — целевой, когда тебе нужно что-то купить. Мне кажется, что в разы сократится время именно на такой шопинг, потому что это заказ можно будет сделать через голосового помощника, сказать ему: «Алиса, закажи товары для дома, как обычно». У тебя в доме будет пункт выдачи, в котором можно вечером забрать покупки. Время, которое высвободится, люди будут тратить либо на себя, на развитие, либо на тот шопинг, который станет, скорее, развлечением. И это тоже можно в онлайне делать. Мы не знаем, какие через десять лет будут девайсы, но они точно позволят пользователю получать максимально персонализированные предложения: компании будут понимать, что тебе реально интересно и важно. И не будет ситуаций, когда ты купил ботинки, а тебе их еще два месяца в интернете рекламируют. То есть все-таки не дроны, а обычная доставка? Думаю, что да. Я верю, что дроны — это больше про оптовую историю, когда они доставляют посылки в распределительный центр. А дальше все равно — курьеры или кто-то еще. А место «Яндекс.Маркета» в 2030 году? Номер один, конечно же. (смеется) В мире? В России — номер один, а в мире — будем в некоторых странах присутствовать. При участии Ивана Осипова 20 самых дорогих компаний Рунета — 2019. Рейтинг Forbes 1 из 20 2 из 20 3 из 20 4 из 20 5 из 20 6 из 20 7 из 20 8 из 20 9 из 20 10 из 20 11 из 20 12 из 20 13 из 20 14 из 20 15 из 20 16 из 20 17 из 20 18 из 20 19 из 20 20 из 20 1. «Яндекс» В 2018 году экосистема «Яндекса» пополнилась сервисами «Яндекс.Облако», «Яндекс.Диалоги», «Яндекс.Плюс» и «Яндекс.Драйв». В феврале 2018-го закрылась сделка по объединению «Яндекс.Такси» и Uber в России и пяти соседних странах. Доля «Яндекса» в новой компании стоимостью более $3,8 млрд составила 59,3%. Также «Яндекс» купил агрегатор скидок «Едадил» и 83,3% сервиса доставки продуктовых наборов «Партия еды». 2. Mail.ru Group Mail.ru Group продолжает соперничество с «Яндексом» в диверсификации онлайн-бизнеса. В начале 2018 года группа купила киберспортивный холдинг ESforce за $100 млн, а в апреле запустила онлайн-сервис заказа лекарств «Все аптеки». Осенью 2018-го группа получила около 18% акций онлайн-сервиса такси «Ситимобил» и договорилась с китайским интернет-гигантом Alibaba создать онлайн-ретейлера AliExpress Russia. 3. Avito Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России был основан шведами Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. Сервис зарабатывал в основном на услуге по продвижению объявлений. За 2018 год число его пользователей выросло с 32 млн до 35 млн человек в месяц. В январе 2019 года фонд Naspers выкупил 29,1% акций компании за $1,16 млрд, доведя свою долю до 99,6%. Так сервис получил оценку в $3,85 млрд. 4. Wildberries Основанная в начале 2000-х годов компания Wildberries начинала с продажи одежды по каталогам. Сейчас это крупнейший интернет-ретейлер, выручка которого год от года растет. Сами основатели, супруги Бакальчук, однажды признались Forbes, что никогда не предполагали, что создадут суперпроект. Но по итогам 2018 года выручка их компании превысила 100 млрд рублей, а оценка капитализации — $1 млрд. 5. Ozon Group В марте 2018 года МТС инвестировала в онлайн-ретейлера Ozon 1,15 млрд рублей, увеличив свою долю в нем с 11,2% до 13,7%. Позже телеком-гигант нарастил долю уже до 16,66%, сумма сделки не раскрывается. Привлеченные средства Ozon вкладывает в развитие инфраструктуры и новые проекты. В 2018 году он получил лицензию на фармацевтическую деятельность и начал доставлять лекарства на дом. 6. HeadHunter HeadHunter занимает лидирующие позиции среди сайтов по поиску работы в России и странах СНГ. В 2017 году сервис объявил о планах выйти на IPO в 2018 году на бирже NASDAQ. Он рассчитывал привлечь у инвесторов $250 млн, что означало бы оценку в $500 млн. В итоге, по некоторым данным, сделка оказалась под вопросом из-за жестких санкций США, принятых в апреле 2018 года. 7. «Ситилинк» «Ситилинк» — единственный онлайн-ретейлер в списке Forbes, который специализируется на торговле электроникой. Компания активно наращивает свое присутствие и в офлайне: за год количество ее магазинов выросло с 44 до 80. У ретейлера есть сеть из 470 пунктов выдачи и приема заказов «Ситилинк-мини». К концу 2019 года компания планирует увеличить число магазинов до 200, собственных пунктов выдачи — до 600. 8. 2ГИС В 1999 году новосибирский предприниматель Александр Сысоев придумал объединить карту города со справочником. Сегодня сервисом ежемесячно пользуются 45 млн человек из 370 городов в девяти странах. В 2018 году американская компания Apple включила данные 2ГИС в стандартное приложение «Карты». Помимо карт в сервисе 2ГИС также представлено около 60 бесплатных путеводителей по разным странам. 9. Lamoda Последние несколько лет онлайн-ретейлер одежды и обуви Lamoda активно развивает b2b-направление: магазины-партнеры получили возможность использовать логистику и инфраструктуру компании. Сейчас по этой модели Lamoda сотрудничает с 20 крупными брендами. В 2019 году Lamoda планирует открыть свой первый офлайн-магазин почти на 1000 кв. м. 10. ivi В 2018 году выручка крупнейшего российского онлайн-кинотеатра ivi выросла более чем в полтора раза. Платная модель в ее структуре стала основной, окончательно обогнав рекламу. По словам основателя сервиса Олега Туманова, к 2020 году ivi может выйти на IPO на бирже NASDAQ, если удержит темпы роста. Недавно сервис стал доступным на приставках для телевизора Roku в США, Канаде и Великобритании. 11. Aviasales Сервис для поиска и бронирования авиабилетов Aviasales принадлежит структуре Go Travel Un Limited со штаб-квартирой в Пхукете. За 2018 год его аудитория выросла с 10 млн до 12 млн уникальных пользователей в месяц. В начале 2018 года компания вышла на рынок Казахстана, где заработал сайт aviasales.kz, а в июле запустила совместно с Avito портал для поиска билетов и туров avitotravel.ru. 12. Profi.Ru Идея сервиса принадлежит Сергею Кузнецову, который, будучи аспирантом МФТИ, подрабатывал репетитором и в 2006 году создал сайт для поиска заказов «Ваш репетитор». Позже к нему присоединился Егор Руди, они объединили несколько собственных проектов в один — Profi.ru. Сервис зарабатывает на комиссии с каждой оказанной услуги. В 2018 году через Profi.ru осуществлено 2,8 млн заказов. 13. ОнлайнТрейд.Ру Интернет-магазин «ОнлайнТрейд.ру» продает товары в 30 категориях, включая электронику, бытовую технику, фармацевтические и косметические средства, мебель, одежду и даже продукты питания. Его сеть состоит из 390 пунктов выдачи товаров в 102 городах России. Ретейлер обрабатывает более 16 000 заказов ежедневно. В 2018 году он запустил в Химках транспортно-логистический комплекс площадью 23 000 кв. м. 14. Skyeng Онлайн-школа английского языка Skyeng стремительно развивается: за 2018 год число преподавателей, зарегистрированных на сайте, выросло с 2200 до 5440 человек, а учеников — c 19 500 до 52 500 человек. Выручка компании выросла в два раза по сравнению с 2017 годом. В январе 2018 года Skyeng привлекла финансирование от инвестиционного фонда Baring Vostok, по итогам сделки стартап оценен примерно в $100 млн. 15. 1С-Битрикс Компания возникла как совместное предприятие Сергея Рыжикова («Битрикс») и Бориса Нуралиева («1С») и занимается разработкой системы управления сайтами и онлайн-проектами. Первоначально основной доход приносила продажа лицензий веб-студиям (более 15 000), однако сейчас большую его часть обеспечивает «Битрикс24», которая разрабатывает CRM и сервис для управления бизнесом в России и по всему миру. 16. TalentTech Технологическая компания, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. С 2017 года объединяет несколько проектов в области образования и трудоустройства: «Нетология», «Фоксфорд», «Ремонтник.ру», FL.ru, Potok, JungleJobs. Крупнейший проект группы — «Нетология-групп», вошедший в структуру в августе 2017 года, обеспечивает около 80% годовой выручки. 17. Циан Групп За пять лет портал cian.ru превратился в сверхпопулярный сервис по аренде и продаже недвижимости. Сейчас его аудитория превышает 12 млн человек в месяц. В 2018 году ЦИАН объявил о запуске сервиса одобрения ипотеки от банков: покупатель заполняет анкету онлайн, выбирает подходящее предложение, отсылает в банк сканы документов и получает согласие или отказ. 18. B2B-Center B2B-Center помогает крупным компаниям выбирать подрядчиков для сложных услуг и искать дорогостоящее промышленное оборудование. За 16 лет на площадке прошло более 1,1 млн торгов на 16,1 трлн рублей. В январе 2019 года B2B-Center запустил площадку B2B-Start для среднего бизнеса, принимать участие в тендерах на ней может любая зарегистрированная компания, при этом электронная подпись не требуется. 19. Superjob Портал Superjob запустил Алексей Захаров, владевший тогда разработчиком сайтов «Триумвират Девелопмент». За 19 лет у сервиса не изменились учредители. У компании есть некоммерческое направление «Профориентация»: эксперты Superjob выступают в вузах с лекциями о том, как построить карьеру. По оценкам Forbes, Superjob занимает долю более 20% на рынке онлайн-сервисов для поиска работы. 20. YouDo Сервис YouDo объединяет заказчиков и исполнителей различных заданий: курьерские услуги и грузоперевозки, ремонт, уборка, компьютерная помощь. На сайте создано более 4 млн заданий и зарегистрировано около 1 млн исполнителей, с которых берется плата за информацию об их услугах. В 2018 году МТС купила 13,7% акций сервиса за $12 млн. Ранее в проект вложился венчурный фонд АФК «Система» Sistema VC.

«Русский Amazon уже заработал»: как изменится маркетплейс «Беру» и довольны ли им Сбербанк и «Яндекс»
© Forbes.ru