Закрути осьминога!
2019 год для всех, кто занимается в Приморье декоративно-прикладным творчеством, стал особенным. Краевой центр народной культуры сначала организовал конференцию, собравшую умельцев и рукоделиц города и глубинки. А в августе для мастеров пройдет конкурс во дворце «Олимпиец». Среди ярких участников культурных событий - женщина-мастер Татьяна БОРОВИКОВА, и она, скорее, исключение, чем правило. Долгие годы занималась туристическим бизнесом, и вдруг её потянуло к ремеслу, которое в нашем регионе представлено довольно слабо. Пройдя путь ученичества на западе России, Татьяна Аркадьевна вернулась во Владивосток, открыла гончарную мастерскую, где сегодня рождаются её произведения. Её мастер-классы пользуются популярностью в школах и учреждениях дополнительного образования. Не только дети любят гончарный круг покрутить. Взрослые не прочь ввязаться в авантюру, причём, мужчины осознают - не такое простое это дело. В эксклюзивном интервью «АиФ-Приморью» гость редакции поведала - почему нельзя обрывать нить традиций, передавая опыт ремесла из века в век. От ремесла к искусству -Татьяна Аркадьевна, откуда такая тяга к ручному труду? - Я выросла на Урале в небольшом городе золотопромышленников и шахтёров. Застала то время, когда в домах были красивые ажурные занавески, вязаные половички, ковры - бабушка и мама сами ткали. Я умела многое - рисовать, шить, вышивать. Уже здесь, во Владивостоке долгий период занималась круизным направлением в туризме, жила и работала в Японии. Лет десять назад увидела ролик о гончарных мастерах - меня заворожила работа на круге. Так и началось моё новое увлечение. - В чём магия круга? - Когда я занимаюсь этим ремеслом, мои мысли становятся плавными, наступает душевное спокойствие, (заводит круг) разговаривать с вами на земную тему уже не хочется. Я сосредоточена на творении, думаю о его форме, в какие руки оно попадет. За окном птицы поют, бывает, и музыку включаю. - Расскажите подробнее, как из куска глины выходит нечто более совершенное? - Сначала этот бесформенный кусок нужно подготовить, желательно, чтобы глина была хорошего качества. Мне присылают глину с Гжельского завода. После подготовки заводим круг. Обращаю ваше внимание, что раньше гончарные круги были исключительно механические, крутили целыми семьями. В стародавние времена вообще посуду делали жгутовым методом. А у нас чудо-техники - электрическое оборудование. Итак, круг разгоняется, и в этом процессе главное отцентровать будущую вазу, кувшин, кружку и т. д. Постепенно возникает желаемая форма. - По-вашему, какая разница между ремеслом и искусством? - Никакой. Было древнее ремесло, в современном мире стало искусством. Я, кстати, в университете, на магистратуре копаю вглубь веков - изучаю керамику первобытных народов Приморья. Жаль, что мало данных, раскопок. Да и основные народности здесь больше занимались охотой, были кочевниками, а керамика присуща оседлым людям. (Останавливает круг). Вот и получился сосуд, который отправляется на сушку на 4-5 дней. А потом - в печь, на обжиг. Печь, кстати, тоже современная, с программным управлением. Это не те, что наши предки топили печь и выставляя на улице. Обжиг длится десять часов. - Правда, что своего учителя вы нашли мастера в Москве? - Дело в том, что в Приморье производственный мастерских - максимум пять по всему краю. Мне хотелось обучиться у профессионала высокого класса. Нашла уникального столичного гончара Александра Поверина, он пригласил меня в мастерскую, расположенную под Суздалем, в живописном селе Зернилово, в бывшей сельской школе. Рядом церковь, речушка. Время было незабываемое! Мой учитель - человек разносторонний, и вовсе не утаивает секреты мастерства. Он «поставил» мне руки. - Неужели это так принципиально, как на гончарном круге руки поставить? - Особенно когда изделие тяжёлое, чуть нажал не так, и всё пропало. Нужна сноровка, точно поставить руки, пальцы и правильно выкрутить. Три недели перенимала, после совершенствовалась. Ширпотреб или шедевр? - Удивительно, что гончарный круг крутит весь мир... - Греция, Италия, Россия. В СССР после 30-40-х годов прошлого века начался спад в гончарном ремесле. К 70-м годам не стало гончарных артелей, заводов. Сначала магазины были завалены фарфором, а после Китай забросал наши прилавки сувенирной керамикой. Ушло поколение ремесленников, которое, в силу объективных обстоятельств, не смогло передать традиции своим детям. А вот в Японии ниточка не порвалась, там совершенно другое мировоззрение. И ведь они правы! Сегодня я пытаюсь привить полученные навыки внучке Анастасии, в честь неё даже мастерскую назвала. Она мне помогает, крутит круг, лепит, расписывает изделия, на мастер-классы выезжают. Хорошо, когда человек вырастает в атмосфере творчества. - А сегодня умельцы в чести? - Больше работаем для души и на энтузиазме, хочется, чтобы мастерам было больше внимания. Не важно, какое направление - лоскутное шитье, бисероплетение или гончарное искусство. Чтобы чиновники от культуры не смотрели на нас косо, равнодушно, свысока. Спасибо, что краевой центр народной культуры с Романом Нечаевым, Ильей Фёдоровым организовали нас, дали возможность показать себя. Одновременно мы создали некоммерческую организацию «Мир творчества», куда вошли семь различных мастеров. Нам нужны площадки для проведения праздников, мастер-классов и ярмарок. Обещали даже построить Дом творчества. Есть идея проекта «Город мастеров у моря». Признаюсь, я не понимаю, зачем покупать китайские сувениры, когда есть наши, приморские? Ширпотреб вместо ручного изделия, пусть оно и дороже? - Какие цели преследуют ваши мастер-классы? - Популяризация гончарного производства и керамики, помимо этого я делаю линейку сувенирной продукции - для детей, российских гостей, иностранных граждан. Когда работала на Морвокзале, проводила экскурсию по мастерской, рассказываю об истории ремесла. - Гончарное - это всё, что создано на круге? - Все мои творение называются общим словом - керамика. Она делится на три направления - традиционная утварь, художественная керамика и керамика-символика Владивостока. Она может быть, и гончарная и нет. Гончарное искусство подразумевает под собой круглые формы. Не всегда это посуда. Можно, к примеру, и осьминога «закрутить». Заметьте, на дне посуды, покрытой акрилом или глазурью, остается осадок, кусочек настоящей керамики. Как свидетельство подлинности. Корова в помощь! - А как проходили свадьбы с участием вас в качестве мастера гончара? - Меня пригласили, отвели отдельное место. Сначала было не очень понятно, как совместить праздник и мастер-класс. Но всё получилось - было столько юмора, смеха, позитива! Невеста крутила круг с женихом в четыре руки, в фартуках, конечно. Мне понравился это опыт. - По-вашему гончарное ремесло - мужское или женское дело? - Испокон веков гончарами были мужчины, ведь глина - тяжёлый материал. Допустим, я больше десяти килограммов не кручу. У нас в Приморье вообще большие гончарные изделия редко встретишь. Вспоминаю, как ко мне в мастерскую на 23 февраля приходили мужчины по специальным подарочным сертификатам, которые им жёны вручили. Три мужика решили слегка погончарить, но задержались надолго - с большим интересом круг крутили, лепили, долго не хотели уходить. Поняли, насколько это сложно. - Ваши изделия используются в быту? - Горшки, вазы, кувшины для вина, а вот и часы с механизмом. Много подсвечников разной формы. Посуда для хранения продуктов, и она особенная: согласно традициям предков, обжиг сделан на молоке, отсюда термин - молочение. Обжигаем и на овсяной каше. - Какое же затратное это гончарное производство! - Не то слово! Причём, с магазинным молоком ничего не получается, покупаю свежее, из-под коровы. И каждый раз оттенок разный получается. Какое молоко даст корова, и что получится в итоге после молочения? Это всегда сплошная загадка. ДОСЬЕ Татьяна Аркадьевна Боровикова родилась в Красноуральске Свердловской области. В детстве увлекалась лыжами, училась в специальной школе Олимпийского резерва Нижнего Тагила. Переехала во Владивосток, окончила строительный техникум, ДВПИ. Работала на Дальзаводе, в туристическом бизнесе. Гончарная мастерская под управлением мастера работает более шести лет. Участник фестивалей, конкурсов и благотворительных мероприятий. Лауреат краевых конкурсов декоративно-прикладного и художественного творчества. Учится на магистратуре в Школе искусств ДВФУ. Имеет благодарственные письма от администрации города и края.