Войти в почту

Финансирование нацпроектов учитывает "бюджетный подход" к их реализации

Темпы расходования средств на реализацию национальных проектов учитывают «бюджетный подход». Как объясняет заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Константин Ордов, основной объем выделяемых из бюджета средств традиционно приходится на вторую половину года, в частности на четвертый квартал, что связано с особенностями тендерных процедур. Финансирование нацпроектов Темпы расходования средств на национальные проекты премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал «более или менее приемлемыми». По данным на первое июля, из одного триллиона 700 миллиардов рублей, которые предусмотрены на текущий год, кассовое исполнение по нацпроектам сейчас составляет приблизительно 661 миллиард рублей. Медведев подчеркнул, что «проблемы остаются», и призвал ускорить работу там, где это нужно. «В общем наблюдается типичная ситуация с точки зрения расходования бюджетных средств. Основной объем выделяемых из бюджета денег традиционно приходится на вторую половину года, в частности на четвертый квартал, что связано с особенностями тендерных процедур, которые сложны, долгосрочны и утомительны. Но если денег действительно много, и никто до конца не понимает, сколько будет средств в итоге израсходовано, то возникает вопрос – нужно ли было повышать НДС, чтобы получить дополнительно под нацпроекты 8 триллионов рублей на пять лет. Пока хотелось бы видеть больше согласованности, сбалансированности и продуманности в таком капиталоемком процессе как реализация национальных проектов», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня». Напомним, что для реализации майского указа президента Путина правительство запустило 13 национальных проектов, бюджет которых до 2024 года оценивается в 25,7 триллиона рублей, больше половины из которых выделят из федерального бюджета. Среди крупнейших направлений эксперты называют автодорожный нацпроект с объемом трат под 5 триллионов рублей до 2024 года, инфраструктурный и демографический проекты. Серьезное внимание также будет уделено сфере здравоохранения, образования и масштабному переходу на цифровые технологии. Расходы региональных бюджетов на реализацию нацпроектов оцениваются в 4,9 триллиона рублей. Как ранее отметил президент РФ Владимир Путин, при реализации нацпроектов власти также рассчитывают на самое тесное и результативное партнерство со стороны бизнеса. "Спусковой крючок" роста российской экономики Абсолютно необходимым условием вовлечения бизнеса в реализацию нацпроектов ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников называет создание стимулирующей деловой среды. И здесь очень большую роль играет законопроект о защите и поощрении капиталовложений. При этом эффект от нацпроектов для экономического роста и макродинамики ожидается уже во второй половине года, когда начнется их полномасштабная реализация. «Для российской экономики реализация нацпроектов должна стать неким «спусковым крючком», обеспечивающим реальное ускорение темпов роста, а пока мы только раскачиваемся. Любые промедления здесь создают серьезные риски, так как они могут скомпрометировать неплохую идею формирования у себя кластеров и некоторых направлений секторов экономики. В идеале они должны вытянуть российскую экономику на устойчивые темпы роста не менее 4% в год. Пока же мы и в этом году продолжаем ухудшать прогнозы по роста ВВП», - добавляет Ордов. Реализация национальных проектов в год может добавлять по 0,3 п.п. к потенциальным темпам экономического роста. А если сделать маневр с учетом увеличения трат на человеческий капитал, чтобы рабочая сила осваивала цифровую экономику и потом в ней работала, то вклад нацпроектов увеличивается до 0,7-0,8 п. п. к темпам роста, что является уже довольно ощутимым подспорьем для российской экономики. Нацпроекты не только главная надежда на ускорение роста во втором полугодии, но и острая болевая точка для правительства, так как деньги государством выделяет вовремя, однако Минфин не может давать их хаотично. Как объясняет Масленников, каждое перечисление должно быть подтверждено грамотным обоснованием – на какой проект пойдут деньги, в каком объеме, какие результаты принесут по завершению. В итоге «хромает» кассовое исполнение, что вызывает оправданную реакцию главы правительства. «Мы платим налоги не для того, чтобы они лежали в Минфине, а он покупал на них валюту, потому что не знает, что делать с этими деньгами. Мы не хотим поддерживать американскую и европейскую экономику, а хотим развиваться свою. Я считаю, что основным бенефициаром нацпроектов должен стать малый и средний бизнес. Нацпроекты должны простимулировать экономическую активность некрупных российских компаний в регионах, чтобы привлечь в перспективные отрасли экономически активные слои населения. Таким образом мы сможем модернизировать российскую экономику, а также, что не менее важно, задать вектора развития страны на ближайшие 5-10 лет. Люди поймут, как совершенствоваться, какие навыки получать и виды бизнеса развивать, чтобы успешно подстроиться под экономическую политику государства», - резюмирует Ордов.