Войти в почту

Просите скромно: как женщине-предпринимателю добиться успеха в Китае

В первом полугодии прошлого года объем прямых инвестиций из Китая, по данным Центробанка (ЦБ) России, уменьшился с $4,198 до $3,184 млрд. Подобная статистика, да еще и на фоне ужесточения антироссийских санкций со стороны США, не могла не вызвать в деловом сообществе тревогу. Но эксперты успокоили: сокращение объемов китайских инвестиций носит кратковременный характер. Данные того же ЦБ в более длительном периоде внушают оптимизм: так, с января 2015 года по январь 2018 года объем китайских инвестиций в Россию увеличился на 52% с $2,769 до $4,198 млрд. В целом, китайские инвесторы вкладываются в экономику разных стран щедро. Во-первых, в Китае много состоятельных людей. А во-вторых, китайцы почти все — гемблеры, любят рисковать, и по этой причине их привлекает венчурный рынок. Для них он — нечто вроде казино, тем более что казино в Китае запрещены, а венчурное инвестирование — нет. Один мой знакомый китайский предприниматель во время чемпионата мира по футболу всего за два часа проиграл $100 тыс., но был счастлив. Заводить деловые отношения с китайцами непросто, а женщинам, которые в большинстве своем более дисциплинированы и осторожны в финансовых решениях, чем мужчины, — тем более. Впрочем, не все так безнадежно. Готовьтесь к переезду Китайцы всегда рады зарубежным инновационным проектами и готовы предоставлять предпринимателям из других стран все те льготы, которые имеют сами. Правда, есть одно «но»: чтобы это произошло, необходимо зарегистрировать фирму и вести бизнес в Китае. Если вы женщина, и женщина — предприниматель, которая хочет работать на китайском рынке, готовьтесь к переезду. Это непросто, если у вас есть семья, но, как показывает практика, удаленно в Китае либо все делается долго, либо не делается вообще. Несмотря на высокий уровень инноваций в стране, китайцы предпочитают личные встречи и совещания, причем не только менеджеры среднего звена, но и руководители компаний. Встречаться, возможно, придется каждый день, поэтому, решившись на переезд, определитесь с регионом, где вы будете жить. Выбирайте тот, который наиболее подходит вашему проекту. Например, Гонконг специализируется на финансовых технологиях, Шэньчжэнь — электронике (hardware), Пекин — программном обеспечении, Ханчжоу — электронной коммерции. Просите скромно Многие сделки в Китае заключаются поздно вечером за ужином в баре или в закрытых мужских заведениях — сигарных клубах и саунах. И это еще одно препятствие для женщины. Поэтому готовьтесь отстаивать свои интересы на конференциях, форумах и прочих деловых мероприятиях, где общение с потенциальными партнерами будет ограничено по времени. Китайцы не заводят глубоких дружеских связей с женщинами, но если вы IR-специалист (специалист по связям с инвесторами — investor relations), вам будет оказано должное внимание. Отчасти это объясняется простым человеческим любопытством, ведь в Китае не поощряется желание женщин работать в сфере IT или венчура. По данным одного исследования, среди китайских программистов женщин менее 20%, а в начинающих высокотехнологичных компаниях их еще меньше — всего 10%. В Китае, как и во многих других странах, представительницам прекрасного пола с детства внушают: точные науки — не женское дело. И совершенно напрасно. В традиционно «мужских» сферах много успешных китаянок. Достаточно привести пример Синди Ми, основательницу сервиса онлайн-обучения английскому языку VIPKid. Выручка ее компании в 2016 году, спустя всего три года после выхода на рынок, составила 2 млрд юаней ($318 млн), а в 2017 г. — 5 млрд юаней ($795 млн). Два года назад сервис получил $200 млн инвестиций и был оценен более чем в $1 млрд. Итак, вы почувствовали: на вас смотрят с интересом и хотят понять, насколько вы глубокий эксперт, хорошо ли разбираетесь в продукте или услуге, которые представляете. Тут же переходите к делу и начинайте рассказывать. После того, как представите проект, расскажите, сколько денег нужно фаундерам и на какие цели, правда проявите умеренность в финансовых амбициях — не просите слишком крупные суммы, тем более, если проект еще не дошел до разработки прототипа, а тестирует гипотезы. Это особенно помогает в общении с китайцами, ведь они знают счет деньгам. И не делайте акцент на чем-то одном много раз. Излишняя настойчивость может повернуть переговоры в совсем невыгодное для вас русло. Помните китайскую пословицу: «Ты сказал — я поверил, ты повторил — я засомневался, ты стал настаивать, и я понял, что ты лжешь». Ешьте умеренно Если вы оказались в Китае, приготовьтесь к тому, что вас будут обильно угощать. Для любой женщины — это настоящее испытание. Китайцы — гурманы, на званых обедах они угостят вас не только традиционными, но и экзотическими блюдами. Мне довелось попробовать много необычной еды, но самое сложное было съесть мозги обезьянки, когда на тебя смотрели 10 китайских партнеров с надеждой на то, что ты получишь удовольствие. Если вы вегетарианка, или на диете, можете так об этом и сказать — поддерживающих компанию любят, но и осуждать тех, кто отказывается, никто не будет, сделка по этой причине не сорвется. Больше чем есть, китайцы любят выпивать, и выпивают они крепко, наравне с русскими. Не хотите пить — деликатно это объясните. Также можно прибегнуть к некоторым хитростям дипломатических мероприятий — пейте по чуть-чуть, наливайте в стопку воду. Думайте масштабно Китайский рынок — огромный. По объемам потребления он не идет ни в какое сравнение с американским и российским рынками. Поэтому мыслите глобально, большими цифрами. Иными словами, если запрашивать инвестиции нужно умеренно, то рассчитывать количество потенциальных клиентов лучше с размахом, понимая заранее, какие дополнительные услуги вы сможете развивать, и какую новую аудиторию привлекать. Однажды на встрече с одним из китайских инвесторов нас спросили: «Сколько у вас может быть пользователей?». Мы гордо ответили: 300 тысяч человек. Нам рассмеялись в лицо, кивнув на соседнюю улицу: «300 тысяч — это один дом». И несколько общих советов: 1. Будьте бдительны. Китайцы любят навешать на себя несуществующие титулы, приписать себе партнеров, с которыми в реальности никогда не работали, и деловые связи, которых никогда не было. Таким образом, они пытаются продать свои услуги дороже. При заключении контракта проверяйте все документы, изучите в официальных базах информацию о потенциальных партнерах — размер уставного капитала их компаний, разрешенные виды деятельности т.д. Прописывайте детально инструкции, последовательность действий и сроки. Китайцы не очень креативны и не всегда торопливы, поэтому четко продуманная структура взаимодействия очень поможет. 2. Ищите переводчика. Многие китайцы, даже самые богатые, ни слова не говорят по-английски. Я решила изучать китайский после встречи с одним очень приятным китайским олигархом, который не мог говорить на английском. При этом мы активно друг другу улыбались и чувствовали, что могли бы заключить выгодную сделку. Если у вас нет в запасе двух лет, а именно столько времени уходит на то, чтобы начать хорошо говорить по-китайски, обязательно наймите переводчика, тщательно проверив его компетенции — не только знание китайского, но и уровень владения темой. Однажды из-за неправильно подобранного переводчика мы провалили сделку. Общаясь с потенциальным партнером, мы пытались донести суть проекта, но девушка переводила не совсем корректно, по-своему интерпретируя наши слова. То, что собеседник явно чего-то недопонимал, было видно по его реакции — он часто бросал на нас вопросительные взгляды, а на некоторые вопросы и вовсе — не отвечал. 3. Многие не советуют идти на китайский рынок разработчикам IT-продуктов — дескать, конкуренция слишком высока, и легко прогореть. Это стереотип. Китайцы в целом очень любят русских, так как люди с деньгами в Китае — поколение, воспитанное на советской культуре. А к российским разработчикам они относятся с еще большей любовью и уважением и часто повторяют: «Ваши хакеры самые крутые, они правят миром!» Китайцы любят слушать и тщательно обдумывают информацию. Поэтому, если на следующий день после встречи вы не получили ответ, не расстраивайтесь — далеко не всегда это следует расценивать как вежливый отказ. В 90% случаев над предложением размышляют. Китайские бизнесмены также любят потянуть время и настоять на своих условиях, когда понимают, что у вас нет альтернативных вариантов. Поэтому главный совет — будьте настойчивы, не опускайте руки и возвращайтесь на родину лишь после того, как обсудите с китайскими коллегами все вопросы. А еще лучше — когда на руках у вас будет контракт.

Просите скромно: как женщине-предпринимателю добиться успеха в Китае
© Forbes.ru