Привет, сосед: можно ли в России заработать на коливингах

Во всем мире сегодня растет популярность вложений в коливинги, новый класс активов на рынке недвижимости. Последние приходят на смену классическому формату жилья — оставляя за каждым из обитателей небольшое индивидуальное пространство (к примеру, комнату), они предлагают общие с другими жильцами гостиные и кухни, обильно сдобренные интересным досугом, в том числе интеллектуальным. Также к удобствам прилагается доступ в интернет и уборка. Еще недавно инвесторы относились к коливингам прохладно, однако ситуация меняется. Если верить оценкам JLL, инвестиции в этот класс активов ежегодно растут более чем на 200%, а общая сумма вложений уже превышает $3,2 млрд. В числе инвесторов — крупные игроки: так, корпорация Corestate Capital Holding SA готова потратить более миллиарда долларов на развитие европейской сети коливингов от Medici Living group. Масштаб площадок тоже внушает — третий по величине в мире в Сан-Хосе коливинг займет 18-этажное здание. Тренд пришел и в Россию, например: в 2018 году сеть коливингов LogINN запустила бывший председатель правления «Юниаструм Банка» Алла Цытович. Но приживется ли формат в России? Жить по средствам На Западе жизнью в коливингах не брезгуют как начинающие предприниматели и стартаперы, так и сотрудники крупнейших корпораций. Но главным образом новый формат жилья, конечно же, ориентирован на поколение миллениалов, которое все чаще отказывается от владения активами в пользу шеринговых сервисов, не желая переплачивать за чтобы то ни было: будь то дорогие автомобили или квартиры в престижной локации. Неудивительно, что коливинги по всему миру растут как грибы (на конец 2018 года, подсчитали в NAI Becar, их было уже более 600). Больше всего коливингов работает в Азии и в США (на каждый регион приходится около 40% рынка), есть они и в Европе. В России коливингов пока мало (всего в них могут разместиться до 150 человек), а мировых сетей и вовсе нет, отмечают в NAI Becar (среди заметных участников рынка — упомянутый выше LogINN, компании Early Birds, «Триглинка», Collivium). Тренд вряд ли пойдет на спад — уже сейчас доля миллениалов среди населения планеты превышает 30%, и именно они станут основной группой потребителей жилья в ближайшие годы. «Коливинг — это альтернатива аренде квартиры в большом городе на длинный срок. За те же деньги, что и аренда комнаты/квартиры, коливинг дает не только комфортное проживание в центре, но и интересное коммьюнити, отсутствие бытовых проблем (уборка, смена белья, стирка, глажка), которые коливинг берет на себя», — поясняет основатель сети коливингов LogINN Алла Цытович. С ней согласен исполнительный директор AKTIVO Данил Попов: «В наше время совместно использовать можно практически всё — от автомобилей до вещей. Тренд распространяется и на жилье, ведь выгоднее платить за временный доступ, чем владеть чем-либо. Совместное потребление стало очень популярно». Но дело не только в нежелании обременять себя лишней собственностью и связанными с ней расходами — у поколения миллениалов очевидные проблемы с деньгами, и многие из них попросту не могут позволить себе покупку жилья, в том числе в ипотеку. «Sharing economy как раз даёт возможность не покупать, но пользоваться. Всё указывает на то, что в ближайшее время доля арендуемого жилья, коливингов, среди поколения Y будет только расти», — говорит директор департамента городской недвижимости Blackwood Иван Бородин. Выгодный вклад Жить в коливинге как минимум весело — на память сразу приходят популярные сериалы, от «Друзей» до «Теории большого взрыва». Инвесторам же вкладываться в коливинги попросту выгодно, и Россия, где инвестиционных возможностей становится все меньше, не исключение. Привлекает доходность и не самые невысокие стартовые вложения — в два объекта LogINN Алла Цытович вложила 8 млн рублей (во всем мире коливинги не строят заново, а размещают на уже готовых площадках). Выгода от такого инвестирования — в получении высокого дохода, ведь в одной «квартире» проживают несколько человек и, соответственно, больше платят за ту же площадь. По опыту Аллы Цытович, коливинги выходят на операционную безубыточность через 4-6 месяцев и дают возврат инвестиций до двух лет. Более того, в России доходность будет значительно выше, чем на Западе. А у тех, кто умеет управлять коливингами, доходность достигает 30% годовых, говорит она. К тому же российские миллениалы более ограничены в средствах и готовы жить в многоместных номерах и даже в капсулах, особенно если коливинг расположен внутри Садового кольца и удобен для проживания. Инвестирование в коливинги становится перспективным направлением в нашей стране, согласен Данил Попов, а доходность может составлять 17% годовых. Аналогичную оценку дает Инна Анисимова, генеральный директор PR Partner, инвестор LogINN. «Это в любом случае выше депозита, который мне может предложить отечественный банк. Еще один немаловажный фактор в том, что для меня такой почти пассивный доход — диверсификация рисков. PR Partner приносит больше, но требует сил и времени», — уточняет Инна Анисимова. Спрос на формат в том числе поддерживает внутренний туризм, полагает она, к тому же не стоит сбрасывать со счетов растущую мобильность. «Молодые люди поздно обзаводятся семьями, они бросают все силы на карьеры, пробуют себя в разных отраслях и городах», — говорит Инна Анисимова. Память о коммуналках Несмотря на, казалось бы, очевидную выгоду, в России инвесторами в коливинги пока становятся скорее частные лица, а не крупные корпорации. «Институциональные инвесторы пока не поняли перспективности этого рынка», — говорит Алла Цытович. Все дело в рисках новой ниши, от общего изменения рыночной ситуации до инвестиционного климата. При этом в России их заметно больше, чем за границей. По сути, рынок, а вслед за ним и законодательство, только формируется. Например, напоминает Инна Анисимова, недавно был принят закон о запрете размещения хостелов в жилых помещениях, и коливингов он также коснулся. Подвести может и сам рынок жилья, где классическая аренда квартир и тем более комнат остается по сравнению с заграницей нередко более дешевой по сравнению с коливингами. Так, стоимость проживания в Collivium составляет 49 тысяч рублей в месяц, за эти деньги вполне можно снять отдельную квартиру. И, конечно же, серьезным ограничением остается ментальность потенциальных клиентов. Да, формат подходит для молодых людей без семьи и имеет право на жизнь в крупных городах, но в целом россияне не совсем адаптировались к совместному потреблению, отмечает Данил Попов. Если с взятой на пару часов в аренду чужой машиной или велосипедом вполне можно смириться, то общее жилье внушает сомнения. Из-за предвзятого отношения к временному жилью, а также прочной ассоциации с общежитиями и коммунальными квартирами с развитием формата в России вполне могут возникнуть сложности, согласна управляющий партнер Delta Estate Елена Земцова. «Зачастую общий быт портит отношения даже родственников, здесь же речь идет о совершенно чужих людях», — говорит Елена Земцова. Поэтому, полагает доцент РЭУ имени Г. В. Плеханова Алексей Попов, коливинг в России пока остается скорее диковинным видом организации работы проектных команд, и даже в этом случае важна сплоченность последних. «Смогут ли ужиться вместе люди, которые, возможно, не любят общение, неаккуратны и некомфортны в жизни и, кроме того, являются ярко выраженными индивидуалистами?» — сомневается Алексей Попов. Автор: Ольга Блинова

Привет, сосед: можно ли в России заработать на коливингах
© Инвест-Форсайт