Как продвигать локальный бизнес без большого бюджета — шесть способов
Салоны красоты, барбершопы, медицинские центры, ветеринарные клиники, рестораны, бары, кафе, автосервисы — все это локальный бизнес с геометкой на картах в интернете. По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, в России зарегистрировано 6,1 миллиона компаний малого и среднего бизнеса, около 4 миллионов из них есть у нас на Зуне. Эти цифры подтверждают, что локальный малый и средний бизнес популярен в нашей стране. Локальный бизнес — это бизнес, как приобретенный по франшизе, так и с уникальной идей, возможно, подсмотренный у зарубежных коллег. Из франшизных сеток первыми приходят в голову сеть «Имидж-Лабораторий Персона», сетка барбершопов TopGun, сеть Дениса Осипова и другие. Есть и более концептуальные, привезенные из Израиля и Норвегии идеи. Например, ресторан Subzero, «Бикицер», мотокафе «Энтузиаст» и другие. В перспективе такие уникальные концепции могут вырасти и во франшизы, но зачастую собственники хотят сохранить технологию приготовления блюд, кухню, сервис и особый внимательный подход к клиентам. При открытии любого локального бизнеса возникают вопросы: где взять первичных клиентов? В какую рекламу вкладываться? Обычно хочется уложиться в минимум и сделать своими силами все возможное. В статье мы разберем малобюджетные варианты онлайн- и офлайн-продвижения локального бизнеса. В малобюджетных вариантах действует еще одно правило: не попробуешь — не поймешь, работает или нет. Не факт, что сработает то, что сработало у других. Все начинается с вопросов «кто ваш клиент?», «что ему нужно на самом деле?». По статистике Зуна, около 96% предпринимателей не могут дать точный ответ. В результате все усилия по продвижению могут быть малоэффективными. Малобюджетное онлайн-продвижение 1. Продвижение в социальных сетях и через блогеров Самый простой и быстрореализуемый способ — создать сообщества во «ВКонтакте», «Одноклассниках», Facebook и Instagram. Эти платформы можно использовать для бесплатного продвижения. Публиковать полезный контент, готовить специальные предложения или же продвигать посты через официальную рекламу ресурса. Если вы находитесь на начальном этапе развития бизнеса, то посты можно дублировать, чтобы экономить силы и время. Но больший эффект достигается адаптацией контента под каждую площадку. Для подсчета конверсии рекомендуем под каждую акцию создавать уникальный промокод или выделить отдельный номер телефона. В качестве полезного контента стоит использовать советы и новости, а чтобы разбавить атмосферу в паблике — пишите профессиональные шутки и делайте репосты, которые могут быть интересны вашей целевой аудитории. По исследованию Bloglovin, самой платежеспособной и популярной площадкой среди локального бизнеса считается Instagram. Там каждый собственник может найти клиентов за счет настройки официальной рекламы и при помощи сотрудничества с крупными блогерами и блогерами-инфлюенсерами. Как сделать блогеров амбассадорами своего бизнеса? Мнение блогеров имеет вес в обществе. Подписчики прислушиваются к советам своих кумиров, стремятся быть похожими на них. Поэтому задача любого предпринимателя или маркетолога — подружиться с местными блогерами. Если ваш бизнес в Петербурге — ищите блогеров в Петербурге, если в Колыме, то в Колыме. Как найти инфлюенсера? Искать в поисковиках по тематическим запросам. Например, «бьюти-блогеры». «Яндекс» и Google выдадут несколько десятков статей-подборок, ведущих на персональные страницы блогеров. Существуют биржи блогеров (для коммерческого варианта, конечно), к которым можно обратиться за помощью: запросить подборку, составленную по вашим пожеланиям, а затем самостоятельно писать блогеру. Самые популярные биржи — Getblogger, LiveDune, Epicstars, Sociate.ru, Plibber и LabelUp. Еще можно обратиться в агентство, которое работает с блогерами, и взять у них базу под свой запрос. Получив базу, можно связываться напрямую с нужным блогером. Пишете везде: директ в инстаграме, на почту, которая всегда указана в шапках профилей или на ютуб-канале в разделе «Контакты», на профили блогеров в других социальных сетях. Предложение стать амбассадором вашего бизнеса должно добраться до него из любого источника. Прежде чем массово рассылать сообщения, нужно подготовиться. Почитайте посты, которые блогер пишет для подписчиков, проанализируйте отклик аудитории на его побуждения к действиям и вопросы в конце постов. Помните, что на суммарное количество просмотров должно быть 2% комментариев, а от общего числа подписчиков лайков должно быть 10-12%. После анализа профиля можно отправлять предложение. Например, пользоваться услугами только в вашем салоне красоты. При этом можно ограничить набор услуг, который вы готовы ему регулярно предоставлять за упоминания вашего бренда в его инстаграме. Важно! После того как вы договорились с блогером о том, что он становится амбассадором вашего заведения, контролируйте его. Регулярно проверяйте, не ходит ли ваш представитель бренда к конкурентам. В противном случае такое сотрудничество стоит прекратить. Период такого бартерного взаимодействия для вас актуален на протяжении года. За это время аудитория блогера уже узнает о том, что он получает услуги у вас. Этого времени достаточно, чтобы его аудитория тоже до вас дошла. 2. Продвижение на картах При поиске услуги в интернете, наверняка, каждый пользователь, замечал, что, кроме рекламных объявлений, в начале поисковой и органической выдачи отображаются результаты с картой и отмеченными на ней компаниями. Собственникам бизнеса важно, чтобы по ключевому запросу поисковик выдавал их компанию в топ-5. Как правило, это организации, спрос на товары и услуги которых ситуативен и привязан к географическому положению. А люди обычно ищут услуги по расположению (рядом с домом или работой), по срочности (круглосуточные аптеки, стоматологии) или же спонтанно (в том районе, где они находятся, чтобы перекусить или провести досуг). Кому обязательно нужно использовать геометки на картах для продвижения: заведениям общественного питания (столовые, кафе, кофейни, рестораны); сфере развлечений (кино, театры, музеи, выставочные комплексы, бани, дома отдыха, клубы); сфере услуг (спорт, косметология, красота); медицинским организациям (стоматологии, ветеринарные клиники, поликлиники); аптекам и оптикам; автосервисам (шиномонтажи, автомойки, СТО); нотариусам и адвокатам; магазинам (продуктовые, хозяйственные, ТРЦ, ТК). На картах пользователь должен получить всю информацию об организации: сайт, актуальный номер телефона, режим работы, фотографии заведения, средний чек и отзывы. Бесплатное размещение на «Яндекс.Картах» и Google Maps обеспечит каждому бизнесу показы на общих условиях. Загруженная на карты информация отобразится в поиске на карте, которая располагается справа от результатов выдачи, как с ПК, так и с мобильного телефона. Важно! Главное при размещении точки на карте — загрузить самые продающие фотографии в хорошем качестве и не оставлять без ответа ни один отзыв, особенно негативный. 3. Продвижение на сайтах-агрегаторах Иногда собственники недооценивают интернет-каталоги и сайты-агрегаторы. По данным Similarweb, у них есть трафик, который поможет потенциальным клиентам найти ваш бизнес. Основное правило таких сайтов — регулярное обновление и актуализация информации. Вот некоторые ресурсы, где вы можете разместить информацию о себе: zoon.ru — 13 миллионов; flamp.ru — 4 миллиона; yell.ru — 2,60 миллиона; cataloxy.ru — 1,90 миллиона; orgdir.ru — 1,1 миллиона; твояфирма.рф — 1 миллион; ruscatalog.org — 969,6 тысячи; kleos.ru — 392,1 тысячи; biokrasota.ru — 78,9 тысячи. Как правило, такие ресурсы сегментированы: бьюти, медицина, авто, фитнес, туризм, и предоставляют возможность оставлять отзывы о работе вашей организации. На всех площадках можно разместить информацию с помощью кнопки «добавить место», «добавить организацию». Если такой кнопки нет, то можно написать в техподдержку запрос на добавление карточки вашей организации. У каждого справочника есть свои правила. Некоторые справочники ограничивают возможность загрузки фото, прайсов, акций, информации о специалистах, врачах и предлагают еще дополнительные возможности за отдельную плату. А на каких-то справочниках информацию можно разместить бесплатно. Например, на Зуне прайс, акции, фото и информация о специалистах размещаются бесплатно. Количество фотоконтента на странице не ограничено. Прайс-лист можно загрузить в произвольном формате (онлайн-редактор, excel, «Яндекс.маркет» YML и даже в виде фотографий). Акции будут оценены по шкале эффективности от 0 до 15. И еще в личном кабинете можно ответить на отзывы от имени компании, увидеть количество уникальных посещений страницы заведения и следить за конкурентами. Если у вас нет доступа к личному кабинету, то его можно запросить на сайте организации. Для этого необходимо найти карточку своей организации, кликнуть кнопку «я владелец» и запросить доступ. Через некоторое вам позвонят и сообщат специальный код, который нужно ввести для входа в личный кабинет. Преимущество сайтов-агрегаторов — возможность получить отзывы клиентов, которые к вам уже пришли. Это позволяет оценить сервис, повысить качество услуг и совершенствовать бизнес-процессы. Чтобы отследить эффективность таких каналов, лучше всего размещать на них специальные предложения с уникальными условиями, qr-кодами и промокодами. Малобюджетное офлайн-продвижение 1. Делайте из своих сотрудников амбассадоров бизнеса Мотивируйте сотрудников, чтобы они рекламировали бренд вне работы. Для этого важно создать благоприятные условия работы, выстроить правильную систему мотивации и давать возможность им самим пользоваться услугами вашего бренда бесплатно или со скидкой. 2. Берите данные из CRM-системы в работу Изо дня в день к вам приходят клиенты. А задавались ли вы вопросом, что вы о них знаете на самом деле? Вы точно знаете номер телефона, электронную почту, дату рождения и перечень услуг, который он у вас получает. Всю эту информацию можно использовать во благо своего бизнеса. Например: прислать смс-поздравление с днем рождения, 8 марта, новым годом, 23 февраля и предложить скидку; рассказать о новой услуге вашего заведения; рассказать о новой системе лояльности и пригласить на тематические мероприятия. Как сделать смс-рассылку бесплатно? При подключении тарифа любого сотового оператора абоненту выделяется пакет СМС, который, как показывает практика, не расходуется клиентами в течение месяца. Поэтому можно перенести базу данных из crm-системы и самостоятельно сделать рассылку, используя этот пакет, за который вы и так ежемесячно платите. Второй вариант смс-рассылки будет сложнее и трудозатратнее, но он все же бесплатный. Можно перенести базу клиентов из crm-системы в сотовый телефон и найти своих клиентов в популярных мессенджерах: Telegram, WhatsApp, Viber. Там отправить им купон на скидку или предложить услугу в подарок. Важно! Обращайтесь к клиенту персонально и не будьте слишком назойливы. 3. Прослушивайте звонки администраторов и повышайте качество сервиса В любом бизнесе сферы услуг важен сервис. Тогда клиенты будут приходить по сарафанному радио. И любой сервис начинается с телефонного звонка. Если вы самостоятельно принимаете звонки, то, скорее всего, клиент запишется. Но если трубку берет администратор, то звонок может остаться всего лишь входящим звонком. Что делать? Прослушивать звонки сотрудников и клиентов, в этом случае можно подключить любой коллтрекинг (с возможностью прослушивать записи телефонных звонков) или же обратиться в компании, которые предоставляют такие услуги. Такая возможность есть у наших партнеров, если перейти в личный кабинет организации в раздел «Статистика» или же в системе «Битрикс24» в разделе «Телефония — записи звонков». И по итогу прослушки обучить администраторов отвечать на звонки с помощью разных техник продаж, а для мастеров и специалистов ввести систему мотивации по продажам услуг на месте. Как в свое время сделала соучредитель сети салонов красоты «Леди» Екатерина Еселева. Ее сотрудники записывали клиентов на услугу в салон красоты, а на месте совершали дополнительные продажи. Во время маникюра предлагали оформить брови, покрасить ресницы или сделать педикюр, пока клиент сидит в кресле. Так посетители стали присматриваться и к другим услугам в салоне и становились постоянными клиентами сети. В заключение Все вышеперечисленные способы продвижения не требуют больших денег, но требуют вложения других ресурсов — времени, сил, энергии, терпения и знаний. Не распыляйтесь на все способы, пробуйте разные варианты. Посмотрите, какой работает лучше всего именно у вас и приводит больше всего клиентов. И самое важное — продвигайте и продавайте не вашу компанию, а ваши продукты и результат работы. Материалы по теме: В чем заключается главное правило контент-маркетинга «Мы были в розовых очках: думали, сейчас запустим – все полетит». Александр Лапин о своем бизнесе на низкокалорийном мороженом Prolce Как продвигать продукт без затрат на маркетинг? Кейс российской ИТ-компании Как с нуля построить агентство Digital-маркетинга в регионе Зачем компаниям участвовать в ивентах и как выбрать наиболее эффективный вариант продвижения? Фото в материале и на обложке: Unsplash Скриншоты: архив автора